SMI.KAZANOBR.RU

Как приучать ребенка к домашнему труду?

16

Народная пословица гласит, яблоко от яблони далеко не падает. Отношение ребенка к труду в наибольшей степени зависит от родителей, от их личного примера. Если родители сами не очень трудолюбивые люди и постоянно ругаются между собой только из-за того, кто сегодня должен готовить, убирать и стирать, то и приучить маленького ребенка к труду невозможно, так как все равно с возрастом он будет копировать поведение родителей. А есть семьи, где родители с утра до вечера заняты работой, приучать ребенка работать им не хватает времени. Однако дети уже с детства с удовольствием начинают помогать родителям, взваливая на себя часть ответственности за выполнение работ по дому. Если родители учат одному, а сами поступают по-другому, то не стоит надеяться, что их ребенок вырастет трудолюбивым и самостоятельным человеком. Приучать ребенка к труду психологи советуют начинать уже с двухлетнего возраста. Сначала научите его убирать за собой игрушки. Детям не очень нравится это занятие, поэтому лучше делать это в первое время вместе. Для того чтобы ребенок знал, как и куда убирать игрушки, в детской комнате должен быть порядок. Для книг отдельная полка, для машин свой гараж, а для других игрушек коробка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка криком или наказанием делать порядок, тогда у него пропадет желание убирать совсем. Главное говорите ему слова "вместе" и "помогу". Важно приучить ребенка, чтобы поиграв с игрушкой, он их ставил обратно на место, а не бросал их по комнате и брал другую. После того, как ребенок сложил свои игрушки, не забудьте его похвалить, скажите ему, что он молодец и хорошо справился с задачей. Чем старше становится ребенок, тем больше поручений он может выполнить. Родители всегда должны поощрять желание ребенка им помочь. Уже трехлетние малыши стараются делать все сами. Многие хотят самостоятельно застелить постель, одеться, мыть посуду или постирать свою одежду. Некоторые родители на этом этапе воспитания совершают ошибку, у них не хватает терпения ждать, когда малыш медленно сделает то, чего они могут сделать сами за несколько минут.

Воспитательная формула родителей "ты можешь" укрепляет веру ребенка в свои силы.

Таким образом у ребенка формируется положительное мнение о своих способностях, развивается уверенность в себе. Вот и получается, что способность ребенка к инициативе в домашних делах тесно связана с тем, как ребенка воспитывают, как относятся к его действиям.

В приучении детей к труду есть еще одна важная сторона. Это эмоциональное переживание в процессе работы. Так, любимая работа выполняется легко, а если и наступает усталость, то даже и она приятна.

Но к сожалению, в повседневном общении с детьми эта радостная сторона не открыта. Гораздо чаще они слышат от родителей, что день был тяжелый, видят, что мать или отец приходят с работы уставшими и раздраженными. И как часто домашняя работа связана с неприязненным отношением.

Такая эмоционалная атмосфера постепенно вызывает у ребенка отношения к работе как к чему-то крайне неприятному. Труд ассоциируется с негативными эмоциями. В таких условиях вызвать у ребенка желание трудиться или выполнять домашние школные задания становится затруднительно.
Поэтому родителям, которые хотят приучить своих детей к труду, необходимо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы не только сделать видимой, но даже усилить, подчеркнуть радость от хорошо выполненного дела. Все те положительные эмоции, которые возникают в труде, нужно пережить вместе с детьми.

Необходимо, чтобы дети как можно раньше почувствовали вкус этих переживаний. Если ребенок привык к таким эмоциям, его очень легко привлечь к любой деятельности.

Итак, чтобы воспитать у ребенка любовь к труду, необходимо с любовью, радостно выполнять домашнюю работу, нужно рассказывать ребенку о творческих, приятных минутах своего профессионального труда.