SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Лямин Иван Аркадьевич - автор Программы "Страна Авиация" в Республике Татарстан

 Иван Аркадьевич  года6  года5  года7  года2  года3  года4  года1

Авиационная профориентация школьников и отбор в авиастроительную отрасль
В настоящее время на авиатранспортных предприятиях и в авиационной промышленности существует дефицит молодых кадров. Несмотря на то, что пилоты и авиаинженеры – высокооплачиваемая профессия, авиакомпании испытывают острый дефицит кадров лётного состава и авиатехнических работников.
Авиационная промышленность также остро нуждается в молодежи - как инженерно-технических, так и рабочих специальностей.
С другой стороны, раннее определение жизненных целей является наиболее действенной мерой профилактики проблем подрастающего поколения. Авиация заставляет человека заняться своим развитием и заключить свою волю в рамки, которые жестки, но целесообразны.
Профессионала надо готовиться с самого раннего возраста – самый успешный путь был выведен еще в 30-е года формулой «От Модели – к Планеру, с Планера – на Самолет». В свете современного развития интерактивных технологий, более эффективной является формула «От теории – к Авиатренажеру, с Авиатренажера – на Самолет».
Современные авиатренажеры - обладают огромным и недостаточно раскрытым потенциалом в качестве платформы для тренировки будущих пилотов. Использование уникальных возможностей авиатренажера позволяет принципиально изменить подход к тренировочным занятиям, снизить расходы на обучение и повысить его качество. Отсутствие риска для жизни человека, занимающегося на авиатренажере, помогает обучаться в спокойной обстановке, когда усвоение материала происходит намного качественнее. При этом обучающийся привыкает самостоятельно отвечать за свои действия в воздухе.
Формируя интерес к авиации, можно помочь ребятам сформировать личные цели для осмысленного подхода к дальнейшему профессиональному обучению; через интерес к авиации – выработать сильную внутреннюю мотивацию для непростого труда на пути к профессиональной самореализации.
Особенности системы авиационного образования школьников
Создание авиационных профильных классов – это важный шаг к решению проблемы привлечения молодых кадров в авиастроительную отрасль. Если увлечённый авиацией школьник попадёт в такой класс, то шанс, что он пойдёт в авиационный ВУЗ значительно повышается.
Но важный вопрос: - Какой контингент учащихся пойдёт в такие классы?
Необходимо быть уверенным, что у ребёнка оформившееся стремление в Авиацию, а не просто желание родителей, чтобы ребёнок учился в «элитном» классе. Иначе можно получить выпускников профильных авиационных классов, напрямую уходящих в экономисты и юристы.
Профильный класс – это скорее «верхушка айсберга» системы авиационной подготовки и отбора мотивированных школьников. В авиационный класс должны приходить уже прошедшие авиационную профориентацию – увлечённые и целеустремлённые учащиеся, твёрдо решившие связать свою жизнь с авиацией.
Профориентационная деятельность в авиационных классах затруднена и самой системой общеобразовательной школы:
1. Поступать в профильный класс – это серьёзное решение, в первую очередь потому, что в случае смены жизненных приоритетов ребёнок не сможет быстро и безболезненно покинуть коллектив.
2. В школьной программе на специализированные элективные курсы выделяется всего 2 занятия по 1 часу в неделю. Рациональнее всего использовать эти часы для изучения теоретических дисциплин, которые помогут осваивать авиационные специальности в ВУЗе.
Профориентационная деятельность, для получения реального эффекта, должна строиться по своим законам:
1. Простота и доступность приобщения – чтобы ребёнок мог «попробовать» Авиацию не сдавая вступительные экзамены и тесты – должно быть достаточно одного желания заниматься. Также важно обеспечить «свободу выбора» - не понравилось, «не твоё» – спокойно и легко можно уйти.
2. Заинтересовывать, разжигать любопытство – в современном мире работает целая индустрия подростковой моды, развлечений, гаджетов и необходима динамичная и интересная деятельность, чтобы вовлечь школьника в авиационную среду – скучная теория просто «отобьет» желание и интерес.
3. Деятельность должна быть реальной, взрослой – выбирая жизненные цели, ребёнок всегда подражает взрослому, стремиться выглядеть старше и круче – надо поддерживать это стремление, но каждый шаг должен быть посильным для ребёнка, иначе наступит разочарование.
4. Возрастной период с 12 лет – начинается самоопределение ребёнка «кем быть?». В этом возрасте и необходимо начинать профориентацию и продолжать, поддерживая стремление – вплоть до выпуска из школы.
5. Широкое вовлечение и массовость – в идеале система должна познакомить с авиацией всех школьников начиная с 5-го класса. Охват позволит обеспечить высокий конкурс и качественный отбор в профильные классы и авиационные учебные заведения.
Наиболее полно условия авиационной профориентации школьников можно реализовать в формате:
1. Системы дополнительного образования школьников (Министерство образования).
2. Авиационной спортивно-технической общественной организации (Министерство молодёжной политики, Министерство спорта).
Преимущества, которые обеспечивают система доп.образования и авиационная спортивно-технической организация:
1. Ориентация на реальную деятельность – техническое творчество, овладение спортивной авиационной техникой, достижение качественных показателей.
2. Минимальные ограничения по содержанию программ и педагогическим методам преподавания – простор для создания эффективных, ориентированных на авиационную отрасль учебных программ.
3. Широкие возможности по использованию в учебном процессе – станков, промышленного оборудования, тренажёров, авиационной техники (что крайне трудно, а порой и невозможно, реализовать в формате общеобразовательной школы).
4. Возможность создавать учебные программы, интегрированные с реальным авиационным производством.
5. Прописан формат индивидуальной педагогической работы с талантливыми учащимися – что крайне необходимо в авиационном образовании.
6. В течение учебного года школьник может посещать несколько кружков и секций одновременно, что позволяет обеспечить учебную нагрузку до от 6 до 18 часов в неделю и значительно улучшить качество обучения.
7. Обеспечение соревновательной компоненты вплоть до международного уровня – с присвоением спортивных званий и статуса, что позволяет значительно усилить мотивацию на качественное овладение авиационными дисциплинами.
8. Возможность занятий во время школьных каникул и в выездных лагерях, что позволяет обеспечить непрерывность образовательного процесса и обучение методом «погружения» (в выездных лагерях).
9. Важно!!! Ключевым фактором для обеих систем является то, что в кружок или спортивную секцию школьник ходит по собственному желанию и можно быть уверенным, что это его личный выбор и стремление – что само по себе является элементом профессионального отбора.

Структура системы авиационного образования школьников
Учитывая особенности и возможности школьной и внешкольной образовательных систем, авиационное образование школьников может быть реализовано согласно следующей схеме:
1 этап – с 12 лет
Профориентация и обучение на базе системы дополнительного образования школьников:
• Кружок авиа- и ракетомоделирования;
• Кружок авиационной робототехники и программирования;
• Кружок авиастроения (изготовление настоящих самолётов и планеров);
• Кружок 3D-проектирования и 3D-прототипирования (изготовление 3D принтеров, станков с ЧПУ и работа на них).

• Программы авиационной подготовки - «Страна Авиация», «Родное Небо» и аналогичные (подготовка на авиатренажёрах планера, самолёта, вертолёта).

Примечание: На ранних этапах система дополнительного образования привлекает школьников к инженерным профессиям и авиации, в дальнейшем - выстраивание индивидуальной образовательной траектории с учетом склонностей, интересов и способностей учащихся.
2 этап – с 14 лет
• Парашютная секция (упражнения на парашютных и психофизиологических тренажёрах –рейнское колесо, лопинг, оптокинетический барабан),
• Юношеская планерная школа (обучение с 14 лет пилотированию на двухместных планерах);

Примечание: В результате занятий авиационными видами спорта осуществляется развитие личности школьников (физическое, психологическое, социальное, нравственное, патриотическое) В эмоциональном плане – в подростковом возрасте формируется романтическая увлечённость авиацией, которая будет поддерживать стремление и любовь к авиации всю взрослую жизнь.

3 этап – 9-11 класс

• Авиационный профильный класс - повышение результативности обучения за счет введения программ углубленного и повышенного уровня по профильным предметам, ориентация учащихся на получение высшего образования по специальностям, востребованным авиастроительной отраслью.

Примечание: Параллельно с учёбой в профильном классе продолжаются занятия в кружках и авиационных спортивных секциях, в соответствии со склонностями, интересами и способностями учащихся

4 этап – Авиационный ВУЗ
• Студенческое Конструкторское Бюро (СКБ) - привлечение студентов авиационных ВУЗов к научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе (НИОКР), приобретение ими практических знаний и опыта в научно-исследовательской, научно-организационной, инженерной и производственной деятельности при которой происходит ускоренное взаимодействие будущих специалистов и компаний авиастроительной отрасли
• Студенческий планерный спортивный клуб (Студенческий ЮПШ)- лётная подготовка на планерах будущих авиаконструкторов и авиационных специалистов, помогающая лучше понять условия эксплуатации и требования, предъявляемые к ЛА. Воспитывающая любовь к авиации, ответственность, смелость – немаловажные качества для молодого специалиста.

Примечание: Работа СКБ, позволяет значительно повысить качество подготовки квалифицированных кадров, развить творческую инициативу и привить студентам и аспирантам навыков конструкторской и научно-исследовательской деятельности, развить научно-технического творческого потенциала членов СКБ. Организация связи учебных курсов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с производством позволяет в дальнейшем гарантированно привлечь выпускников в отрасль.

Эффективность обучения по программам авиационной подготовки «Страна Авиация» и в Юношеской планерной школе

Если подготовка будущего авиационного специалиста в авиамодельных и технических кружках не вызывает сомнений, то по программам авиационной подготовки и обучению в ЮПШ могут возникнуть вопрос:
- Нужно ли проводить лётное обучение будущих авиационных инженеров?
Целесообразность авиационной подготовки доказала сама жизнь – в профессиональные пилоты идут 20-30% обучившихся, зато все остальные «заряжаются» сильнейшей любовью к Авиации – становятся преданными и надёжными работниками – высококлассными специалистами.
Недаром плеяда выдающихся авиационных и космических конструкторов начинала с планеризма – О.К.Антонов, С.В.Ильюшин, А.С.Яковлев, А.Н.Туполев, С.П.Королев, М.К.Тихонравов, Ю.А.Победоносцев, В.Ф.Болховитинов, Д.Л.Томашевич, М.И.Гуревич, В.С.Пышнов, С.Н.Люшин, И.П.Толстых, Г.Ф.Проскура, В.П.Ветчинкин, Б.И.Черановский, Б.Г.Раушенбах, Б.Н.Шереметев, В.К.Грибовский, В.Вахмистров, А.В.Чесалов, М.А.Тайц, Г.П.Свищев и многие другие прошли школу постройки и полётов на планерах.
До 1991 года при всех авиационных ВУЗах существовали АТСК – авиационно-технические спортивные клубы, где будущие авиаконструкторы учились летать (по желанию), а до 1953 года первоначальная лётная подготовка авиаинженеров вообще была ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ. Бытовало мнение, что если авиационный инженер не умеет управлять самолётом, то хороший самолёт сконструировать не сможет.
Особую роль в формировании этот поток учащихся играет Программа авиационной профориентации «Страна Авиация». Полёты на авиатренажёре – это то, что современному ребёнку не сможет предоставить индустрия развлечений, то серьёзное дело, которое возвышает подростка в своих глазах и глазах окружающих. Полёты на авиатренажёре помогают сделать первый шаг в Авиацию безопасно и, при этом, дают сильные положительные эмоции.
Эффективность авиатренажёра наглядно показывает следующее исследование. Большая проблема в Центральном аэроклубе РТ ДОСААФ – это большие потери (отсев) обучающихся на этапе теоретического обучения. Далеко не у всех желающих летать хватает терпения отсидеть 6 месяцев скучных лекций – до полётов доходит не более 30% записавшихся в аэроклуб. При внедрении авиатренажёра в Центральном аэроклубе РТ ДОСААФ в начале 2011 учебного года, была набрана группа желающих пройти дополнительное обучение на авиатренажёре. К окончанию теоретического обучения были получены следующие результаты:
- В основной группе, не проходившей тренажёрной подготовки – отсев 70% (сохранность 30%)
- В экспериментальной группе, обучавшейся на авиатренажёре – отсев 0% (сохранность 100%)
Курсанты, обучавшиеся на авиатренажёре, в полном составе дошли до лётной подготовки. При этом надо учитывать, что занятия на авиатренажёре шли дополнительной нагрузкой, параллельно с теоретическим обучением, что требовало от курсантов больших усилий и затрат времени. Тем не менее – реальное дело пробудило искренний интерес к овладению лётной специальностью, а практика на авиатренажёре помогли на качественно более высоком уровне изучит теоретические дисциплины и получить необходимые навыки (управление, распределение внимания, навигация, действия в случае отказов техники) для лётного обучения.

Механизм реализации системы авиационного образования школьников
Главная проблема – отсутствие квалифицированных педагогических кадров владеющих спецификой работы в системе дополнительного образования. В школах, как правило, работу проводят учителя – «предметники», в системе доп.образования молодёжь ведёт кружки только начального уровня.
Чтобы найти решение кадровой проблемы, необходимо понимать, что подготовка профессионала в какой-либо области занимает не менее десяти лет, а педагогика – это ПРИЗВАНИЕ, т.е. способность и желание передавать свои знания детям и выступать в роли наставника. Задатки педагога встречаются у многих профессионалов-специалистов, особенно имеющих собственных детей. Специальные педагогические знания лишь помогут раскрыть педагогические способности.
Поэтому естественная логика решения кадровой проблемы выглядит следующим образом:
Привлечение в техническое доп. образование Специалистов-Профессионалов, обладающих педагогическими способностями и желанием заниматься преподавательской деятельностью.
Такой подход позволяет использовать потенциал квалифицированных кадров пенсионного возраста, особенно военных пенсионеров (возраст выхода на пенсию 35-40 лет). Это также поможет «отошедшим от дел», но сохранившим жизненную энергию специалистам реализовать себя в любимой профессии.
Но даже имеющий навыки профессионал не сможет стать хорошим преподавателем, если не овладеет методикой преподавания. Даже базовые правила системной методики обучения – «от простого к сложному» и «от общего к частному» часто забываются начинающими преподавателями, а это приводит к бессистемным знаниям и отсутствию интереса к деятельности у учащихся.
В итоге даже талантливый профессионал может потратить несколько лет на создание эффективной методики и поиска наиболее эффективных приёмов преподавания. Причём не у всех может хватить терпения и перспективный специалист уходит разочарованный в преподавательской деятельности.
Если в начале «пути» помочь начинающему преподавателю:
• Дать подробные и интересные учебные Программы,
• Предоставить пошаговую методику обучения на учебный год,
• На реальных примерах показать наиболее эффективные приёмы преподавания,
• Оперативно и точно отвечать на возникающие вопросы,
• Обеспечивать необходимыми материалами и информацией,
То через год получим прекрасное, эффективно работающее образовательное объединение, копирующее лучшие черты «материнской» образовательной системы.
С целью развития системы дополнительного образования, охвата детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, был разработан комплекс мер в части нормативного и организационно-методического сопровождения и программного обеспечения.
• Совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей – привлечение муниципалитетов и авиапромышленных предприятий к финансированию системы авиационного образования школьников;
• Распространение и методическое сопровождение внедрения современных региональных и муниципальных моделей организации дополнительного образования детей, в том числе с использованием дистанционного обучения по Интернет (онлайн-семинары)
• Создание условий для использования ресурсов негосударственного сектора в предоставлении услуг дополнительного образования детей;
• Разработка и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей – открытые уроки по интернет через трансляцию по веб-камерам;
• Обеспечение качества кадрового состава сферы дополнительного образования детей – привлечение педагогов новаторов, квалифицированных технических специалистов (в т.ч. пенсионеров) – имеющих желание заниматься педагогической деятельностью;
• Организация информационного сопровождения мероприятий по распространению инновационных программ и обмен опытом с другими регионами РФ в организациях дополнительного образования детей (проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и других мероприятий).
С марта 2014 г., Министерством образования и науки РТ запущен пилотный Проект «Страна Авиация» - открыты 9 площадок с авиационными тренажёрами (Казань (шк.35, лицей 83), Н.Челны, Кукмор, Икшурма (Сабинский р-н), Бугульма, Азнакаево, Буинск, Атня). Головной организацией по координации является - «Центр аэрокосмического образования» на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Казани.
Результаты Программы
Площадки Республиканской Программы «Страна Авиация»
Прошли обучение по программе – 353 курсанта (из них прошли лётную подготовку – 29 человек)
Посетили профориентационные занятия – 620 школьников

Площадки «Детско-юношеская планерная школа (ЮПШ)»
Прошли обучение по программе – 87 курсантов (из них прошли лётную подготовку – 12 человек)
Посетили профориентационные занятия – 500 школьников

Программа «Страна Авиация»
г. Казань
Школа №35. Центр аэрокосмического образования
«Страна Авиация» - 52 человека
500 человек - профориентация со школами района
Прошли лётную подготовку на самолётах Як-52 и планерах Бланик Л-13 – 16 человек
Лицей №83
«Страна Авиация» - 59 человек

г. Набережные Челны, «Школа №19»
«Страна Авиация» - 32 человека
120 человек – профориентация со школами района
Прошли лётную подготовку на самолёте «Скайрейнджер» и паралёте – 3 человека

г. Буинск «Центр внешкольной работы» (ЦВР)
«Страна Авиация» (вертолётная подготовка) - 71 человек

п.г.т. Кукмор Школа №4
«Страна Авиация» - 32 человека

Село Старая Икшурма (Сабинский район)
«Кадетская школа-интернат имени Байкиева К.С.»
«Страна Авиация» - 42 человека

г. Бугульма, «Кадетская школа-интернат»
«Страна Авиация» - 25 человек
Прошли лётную подготовку на самолёте Ан-2 – 10 человек

г. Азнакаево «Центр детского творчества»
«Страна Авиация» - 40 человек

Итого за 2014-2015 учебный год:
Прошли обучение по программе – 353 курсанта
Посетили профориентационные занятия – 620 школьников
Прошли лётную подготовку – 29 человек

«Детско-юношеская планерная школа (ЮПШ)»
Село Большая Атня, «Центр внешкольной работы»
ЮПШ - 62 человека
300 человек - профориентация со школами района
Прошли лётную подготовку на мотодельтаплане – 9 человек

Школа №35. Центр аэрокосмического образования
ЮПШ – 25 человек
200 человек - профориентация со школами района
Прошли лётную подготовку на планере – 6 человек

Итого за 2014-2015 учебный год:
Прошли обучение по программе – 87 курсантов
Посетили профориентационные занятия – 500 школьников
Прошли лётную подготовку – 15 человек
Согласно подписанным двусторонним соглашениям занятия с полностью укомплектованными группами проводятся на базах других образовательных учреждений, таких как:
- ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»;
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №78»;
- МБОУ «Лицей № 83».
В соответствии с учебными планами осуществляется выезд на базу «Школы №35»; Аэродромы Куркачи, Балтаси и Вишневка.
Согласно соглашению с ЦАК РТ ДОСААФ 14 человек были допущены к парашютным прыжкам, которые и совершили в феврале 2015 года.
10 воспитанников допущены к полетам на самолёте Як-52 и 6 человек допущены к полетам на планере Бланик Л-13 летом 2015 года.

Установлены и функционируют тренажеры:
• Профориентационный тренажёр вертолёта AerokeySFS «Ми-8/Ка-50»;
• Профориентационный тренажёр планера AerokeySFS «Планер»;
• Реконфигурируемый профориентационный тренажёр АВЛТС «Як-52»;
• Психофизиологический тренажёр Лётчиков и Космонавтов: «Гироскоп».

Автор и Куратор Программы «Страна Авиация»
Лямин Иван Аркадьевич
Тематическая автобиография
С Авиацией связан с детства – занимался авиа- и ракетомоделизмом, неоднократный призёр и победитель Всероссийских соревнований и конкурсов.
С 1999 по 2006 г.г. преподавал в авиамодельном кружке, педагог Первой категории.
Первое образование: Удмуртский Государственный Университет, г.Ижевск, специальность «Технология и предпринимательство». Кафедра технологического и профессионального образования - ранее готовили учителей-трудовиков и преподавателей технических кружков. Из-за нехватки своих преподавателей – все технические и инженерные дисциплины читали на базе Машиностроительного факультета ИжГТУ (Ижевского государственного технического университета), что позволило получить хорошую инженерно-технологическую подготовку.
Летаю с 2003 года, прошел все ступени – от спортсмена-планериста и помощника авиатехника до летчика-инструктора.
Профессионально, более 10 лет занимаюсь маркетингом, в том числе авиакомпаний и авиапроизводителей. Работал на должностях руководителя отдела маркетинга и зам.директора по маркетингу в разных областях бизнеса – стоматология, сотовая связь, авиаперевозки. С 2012 г. занимаюсь частным консалтингом в сфере маркетинга.
Имею опыт в подготовке и проведении маркетинговых исследований по анализу рынка, конкурентной среды и потребительского поведения. Оказываю квалифицированную помощь по созданию брэнда, рекламных текстов и слоганов, организации PR-акций и рекламных компаний. Разрабатываю сайты и занимаюсь продвижением в поисковых системах и соцсетях.
С 2003 года занимаюсь разработкой и внедрением методики лётного обучения школьников на авиатренажёрах. Изучаю психофизиологию и летную психологию, это помогает повысить достоверность имитации «полета» на авиатренажере для летчика.
В 2011 году в Центральном аэроклубе Республики Татарстан установлен Тренажер Як-52. На нем проводится профориентационная работа среди школьников и обучение курсантов. Мной написана учебная программа и методика летного обучения на тренажере.
Авиатренажер моделирует кабину Як-52, обеспечивает горизонтальный обзор 270° (вперед и в стороны), задействованы все органы управления.
В 2014 году при поддержке Правительства и Министерства образования и науки Республики Татарстан, стартовали разработанные мной образовательные Программы «Страна Авиация» и «Юношеская Планерная школа». В рамках этих проектов создаются учебные площадки на базе школ и учреждений доп.образования, оснащённые авиационными тренажёрами. Со школьниками проводят обучение профессиональные пилоты, школьники успешно окончившие теоретический и тренажёрный курс проходят летом лётную практику на базе аэроклуба. С марта 2014 года в Республике Татарстан открыто 6 самолётных, 3 планерных и 2 вертолётных площадок «Страна Авиация». В настоящее время ежегодный охват программы составляет 400 школьников и постоянно увеличивается.
Являюсь соавтором концепции и участвую в развитии «Центра аэрокосмического образования» на базе школы №35 г. Казани.
В 2012-2013 г.г. работал в ООО «Фирма МВЕН» заместителем Главного Конструктора по сертификации самолета МВ-500. Проводил согласование сертификационного базиса самолета МВ-500 по АП-23 с АР МАК. Организовывал программу наземных сертификационных испытаний с ГосНИИ ГА, ЦАГИ и ЛИИ им. Громова. Готовил эксплуатационную документацию на самолёт, координировал работу подрядчиков по вопросам прочности и ресурса стекло- углекомпозитных авиационных конструкций.
На базе «Фирмы МВЕН» создал «Учебно-тренировочный Центр подготовки пилотов АХР».
В 2014 г. закончил Магистратуру Казанского авиационного института КНИТУ-КАИ им. Туполева, г.Казань. Институт авиации, наземного транспорта и энергетики (АНТЭ).
Специальность: «Конструкции и проектирование летательных аппаратов»
Тема магистерской диссертации: Двухместный учебно-тренировочный планер из композиционных материалов для ЮПШ массой (пустого) до 115 кг. Определение облика.
В процессе работы над диссертацией, совместно с «Федерацией планерного спорта России» были составлены технические требования к планеру для Юношеских планерных школ (ЮПШ). Разработана новая концепция обучения (поэтапная подготовка – тренажёр планера/двухместный планер/сверхлёгкий паритель), составлено положение о ЮПШ нового типа.

Прикрепленный файлРазмер
на авиатренажере.doc150.5 кб
Системы авиационного образования.doc95 кб
Лямин И.А.doc43.5 кб