SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе "Гордимся прошлым - строим будущее"

Несколько лет назад мои ученики, принимавшие участие в школьном сборе макулатуры, в поисках дополнительных килограммов «победного сырья» обошли все близлежащие к нашей гимназии дома. Ребята постарались на славу, почти добрая четверть моего кабинета была заставлена связками старых газет и журналов. Попадались и книги, и учебники. Многие находились в отличном состоянии, что-то уже было отмечено печатью времени, причем некоторые экземпляры и вовсе были выпущены ограниченным тиражом. В одной из стопок мы обнаружили несколько десятков открыток, перетянутых старой резинкой. А в них – небольшая история целой семьи. В основном это были поздравления с новогодними праздниками, такие разные, но в то же время одинаково полные доброты и тепла.
Изучая находки, мои пятиклассники вдруг начали задаваться вопросами о том, почему человек так легко расстается с тем, что по своему определению призвано нравственно развивать и интеллектуально обогащать его. Тогда мне не удалось дать им чёткого ответа, да и сейчас, если честно, сделать это непросто.
Вернувшись домой, я пересмотрела старые фотоальбомы. На пожелтевшей карточке – бабушка в молодости, старший продавец, руководитель целого отдела. Спустя пару страниц – мама. За партой, в белом фартуке, с огромным бантом и испуганной улыбкой. Пионерский лагерь, училище, стройотряд. Другой альбом хранит юность папы: школа, техникум, армия. Вспомнились и собственный детский сад, школа, выпускной, институт...
Все мы родом из детства. И неизменно на пути каждого из нас рано или поздно возникает то, что делает нас и похожими, и удивительно разными. Образование. А точнее – школьное образование. Почему именно школа? Догадаться нетрудно. Ты можешь не посещать детсад, не устремлять крылья к вершинам торжества высшего образования, однако от школы тебе не уйти. Но что скрывается за этим понятием: цель, процесс или результат? Можно рассуждать по-разному, каждый ответ будет иметь право на существование.
Исторически сложилось так, что понятие «образование» имеет две грани: обучение и воспитание. Основной целью образования всегда было получение знаний и выпускник, который является полноценным членом общества, ответственным гражданином, активным деятелем. Трудно поспорить с тем, что, к примеру, А.С. Макаренко или В.А. Сухомлинский стремились формировать не менее гармоничную личность, чем мы сегодня.
С внедрением образовательных стандартов нового поколения мы всё чаще говорим о смещении приоритетов: на первый план в современной школе выходит ученик, креативный и критически мыслящий. Безусловно, меняется время, меняются люди и их идеалы. Задача современного учительства сформировать выпускника с большой буквы, а именно – Личность, активно и целенаправленно познающую мир. Неизменной остается необходимость развивать в ребенке чувство значимости и ценности знаний, стремление получать их самому, не ограничивая себя материалами школьной программы. Китайская пословица гласит: «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами…». Несомненно, наша система образования уже меняет модель «учитель – ученик» так, чтобы учащийся, уверенно проходя в открытые двери, максимально самостоятельно прокладывал путь к закрытым дверям и не пасовал перед ними. Учителю, в идеале, отводится роль наставника –путеводителя.
Суть человеческого естества — в движении. По мнению современного бразильского писателя Паоло Коэльо, «Вперёд нас ведут не резоны и доводы, а воля и желание». Трудно с ним не согласиться. Без желания что-то изменить в своих знаниях, в своих умениях не будет никакой пользы ни ученикам, ни учителю от потраченного времени на курсах, семинарах. Но в погоне за стремлением меняться важно не забывать, что многие идеи современной педагогики высказывались и несколько десятилетий назад. Уже в 80-ые гг. 20 века учителя–новаторы В.Ф Шаталов, С.Н. Лысенкова заговорили о необходимости педагогики – сотрудничества. Да, и не секрет, что многие идеи советской школы, немного переработанные и адаптированные другими странами, сегодня преподносятся нам как нечто новое. Нам есть чем гордиться. А самое главное, есть немало современных педагогов, способных развиваться, двигаться и увлекать за собой учеников.
Так что же руководит людьми, которые расстаются с книгой, не задумываясь о ее дальнейшей судьбе? Нехватка места? Появление новых, более ярких изданий? Мне кажется, что систему образования можно сравнить с книжной полкой. И важно бережно и с осторожностью относиться к каждому её экземпляру. С каких-то «книг» достаточно стряхнуть пыль, некоторые нуждаются в замене переплёта. А появление новой книги должно быть продуманным и не случайным.
За чередой ежедневных уроков, которые проводит каждый учитель, постороннему взгляду непросто рассмотреть происходящие перемены в системе образования, во взглядах учителя на себя и свой предмет. Оглядываясь назад, я понимаю, что проработала в школе 5 лет, но изменилась не только внешне, а поменялся и мой внутренний мир. Что дает мне моя работа? Радость и тревогу, встречи и расставания, чувство благодарности и укора. Но с каждым днем, проведенным в школе, убеждаешься, что здесь и сейчас творится история. И от каждого учителя зависит будущее отдельного ребёнка и всей страны в целом.