SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Гордимся прошлым, строим настоящее

«Без бергэ, Без булдырабыз. Мы можем, Мы вместе»

Меня всегда изумляла детская непосредственность, не обременённая привычными для взрослых штампами, способность рождать совершенно неожиданные вопросы и формулировать гениальные, в своей простоте и точности суждения. Где-то в глубине я, конечно, знаю и даже, наверно, немного помню, что когда то и сам был таковым, но жизнь и даже скорее физиология сделали то, что должны были. Это осталось лишь в далеких отголосках памяти. Но речь не об этом, это всего лишь маленькая ремарка к тому, как обычный детский вопрос дал мне ответы, о которых я даже не задумывался. Ведь правильный вопрос, порою куда более ценен, чем с десяток обычных ответов.

Это был урок пятого класса по географии, Завершающая тема, где затрагивалась история колоний европейских стран. Тема не однозначная, раскрывающая как светлую сторону, так и темные качества человечества. В конце моего повествования о роли колоний, о тех благах, что они дали миру, о том, как они его преобразили, но в то же время навсегда отняли многое, оставив лишь в запыленных книгах, в мифах и легендах далеких потомков тех, кому посчастливилось тогда выжить. Когда рассказ был закончен, класс сидел, тихо «переваривая» и переживая услышанное. Через пару мгновений прозвучал вопрос « Марат Мансурович, а у России, были ли у нее колонии?» Этот вопрос был неожиданным, класс затаил дыхание, ожидая ответа.

И я рассказал ребятам, о том, что колонии, конечно же, были, но мы шли другим путем. Наша страна расширялась на север, восток и юг. В отличие от европейских колонизаторов, которые бесчинствовали на новых землях, угнетая коренное население, мы учились жить вместе с этими народами, принимать их традиции и делиться своими, учились многому друг у друга, взаимно обогащались и становились мудрее вместе. Мы многому научились, и многое пережили вместе: триумфы и победы, войны и невзгоды, и наша дружба закалялась и крепла.

Класс слушал, затаив дыхание, каждый пытался иначе посмотреть на окружающий его мир, при этом открывая для себя важность и значимость сплоченности и единства разных народов, живущих вместе.

В этот момент я сам по-новому увидел своих учеников. Передо мной сидели тридцать детей разных национальностей, но дружных и ценящих эту дружбу. И я продолжил речь: «Взгляните друг на друга. У каждого из вас свои достоинства и свои недостатки, но вместе вы дружный класс. А дружба-это сила, которая может преодолеть любые препятствия и испытания. Потому, что мы вместе, потому, что каждый из нас, встречаясь с трудностями, получает дружественную помощь товарища. Взгляните на улицу. Наша прекрасная столица Казань- жемчужина городов России, наша Республика – наглядный пример воплощения идеи сплоченности и единства разных народов, один из самых многонациональных и дружных регионов. Достигнуть этого было непросто, но благодаря дружбе разных национальностей, благодаря трудолюбию и взаимной поддержке, мы преодолели все трудности и научились созидать вместе. Наша Россия, наша Родина, ее история- это история множества народов. Дружба, и главное, взаимная поддержка и стали тем секретом, который позволил нам стать одной из сильнейших мировых держав. И каждый из вас является продолжателем этой доброй традиции».

Класс тихо сидел, кто-то обдумывал услышанное, испытывая тихую гордость за свою страну. Каждый из них был чем -то уникален, но вместе они были той многогранной силой, которая поведёт эту страну к новым горизонтам.

В один миг я осознал: какая важная роль лежит на нас, учителях, путеводцах будущего нашей страны. Тех, кто устанавливает связь между теми, кто ушел, оставив великое наследие, и теми, чьим долгом станет защита этих добрых традиций, преумножение достигнутого и обогащение нашего мира. Время близилось к концу урока. Я подвел итог: «Мы испытываем гордость за нашу великую державу, на нас лежит большая ответственность за сохранение того, чего добились предыдущие поколения. Школа станет тем тренажером, который разовьет в вас эти качества. Вы вырастите, каждый из вас выберет свою профессию, построит свою жизнь, но помните, что только вместе вы будете основой этой великой страны. Дружба, и есть та простая истина, тайна, которая сделала нашу страну великой. «Без бергэ, Без булдырабыз. Мы можем, Мы вместе» Прозвенел звонок. Урок закончился. Дети были довольны. Каждый из них взглянул сегодня немного по- новому на этот мир. Класс медленно расходился и благодарил меня за урок. Для меня все это стало новым открытием. Истина, которая была так рядом, но которую я не замечал. В этом прелесть всей нашей работы, у нас всегда есть шанс взглянуть на привычный мир совершенно по новому, и главное заложить те семена, которые передадут эти знания будущим поколениям.