SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы Гиззатовой Г.Ф.

Из опыта работы учителя английского языка
МБОУ «СОШ №86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани
Гиззатовой Гульчэчак Фаизовны
«Обучать — значит учиться вдвойне»
Жозеф Жубер
Всем нам хорошо известно, что учебный процесс – это достаточно сложная и постоянно развивающаяся система, которая включает в себя взаимосвязанную деятельность учителя и ученика. И сегодня задача каждого учителя, не просто нести знания, но и управлять этим сложным процессом усвоения знаний, помогать детям овладевать необходимыми им способами деятельности и, конечно же, создавать комфортные условия для самореализации личности учащихся.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС.
Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:
- создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;
- стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;
- затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
- делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;
- создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;
- обеспечивать все возможные формы работы в классе.
Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.
Классы, в которых я работаю в основном разноуровневые. И мне приходится решать проблемы, как организовать работу с учащимися, обладающими разным учебным потенциалом, как сформировать и сохранить у них интерес к предмету, желание учиться.
Думая над этой проблемой, я определила для себя методическую тему: «Использование игровых технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качества образования», так как данная тема достаточно обширна, я планирую в рамках самообразования работать над ней не один год.
Работу над своей методической темы я начала с проведения диагностики: совместно с психологом выявила учебные мотивы школьников (высокий, средний, низкий), проверила показатели тревожности по личностной шкале, выявила распределение по типу восприятия учебного материала учащимися.

Тип восприятия информации (%)

Мотивация учения (%)

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Результаты проведенного мониторинга помогли мне определиться с выбором цели и постановкой задач в работе над темой, а также способствовали составлению плана работы.
Цель:
• создание совокупных психолого-педагогических и методических условий для повышения качества образования на уроках иностранного языка и активизации познавательного интереса, творческого потенциала учащихся через использование игровых технологий.
Задачи:
• изучить теоретический и методический материал по теме;
• строить учебный процесс с учетом индивидуальности каждого ребёнка: его потребностей, мотивов, активности, интеллекта;
• наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий и исследовать их отношение к введению в практику новых методов и приёмов игровых технологий;
• обеспечение условий для формирования из ученика высоконравственной творческой личности, которая идет по пути самообразования, саморазвития, самовоспитания.
В начале изучения методической темы я определила для себя следующие этапы:
Этапы работы над методической темой
Содержание работы
2012-2013 Мониторинг: мотивация учения, восприятие, материала, тревожность, качество обученности.
Изучение теоретического материала: игровые технологии в образовательном процессе. Изучение приемов и методов активизации деятельности учащихся на уроках.
2013-2014 Изучение и использование на уроках приемов и методов активизации деятельности с помощью определенных игровых технологий.
2014-2015 Изучение и использование на уроках приемов и методов активизации деятельности с помощью определенных игровых технологий.
2015-2016 Обобщение полученного материала, мониторинг полученных результатов.
2016-2017 Обобщение результатов работы с разработкой перспектив на будущее.

В результате работы над темой самообразования в течение 2012-2015 годов я изучала теоретический материал, использовала на уроках отдельные приемы игровых технологий.
Игра на занятиях по иностранному языку, особенно в начальной школе, – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. Почему именно игра? В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
Игра позволяет овладевать всеми речевыми навыками в естественной ситуации – в процессе общения во время игры. Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах. Поэтому в процессе организации урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку я стремлюсь к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах моего занятия.
Ливингстоун К. выделяет следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода:
- мотивация;
- прикладной характер игр;
- субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).
- овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.
К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.).
По характеру игровой методики (Селевко Г. К.) игры делятся на:
• Предметные;
• Сюжетные;
• Ролевые;
• Деловые;
• Имитационные;
• Игры-драматизации.
На уроках в начальной школе я использую различные виды игр, но большим предпочтением у нас пользуются предметные, сюжетно- ролевые, игры – драматизации. Сюжетно-ролевые игры наиболее привлекательны для детей, ведь, играя, они могут полностью проявить свою фантазию и знание лексического материала. Такие игры создают условия реального общения. Ведущую роль в развитии сюжета я беру на себя. Содержание отбирается с учетом накопленного лексического багажа. В игры включаются персонажи сказок, куклы, маски.
На многих моих уроках присутствует гость (это игрушка или бибабо). Гости, приходящие на урок, необходимы для привлечения внимания детей. Они позволяют продемонстрировать диалогическую речь (но сначала диалог озвучиваю я сама). Для этого мне, безусловно, приходится применять актерские навыки. Постепенно в диалог включаются дети. Здесь важно помнить, что целью этой методики является не только формирование навыков говорения, но и аудирования.
Помогает эта методика и при рефлексии. С малышами работаю так: от имени гостя спрашиваю, что понравилось и что нет, что получилось и что нет, что узнали нового.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что наибольший эффект имеет музыкальное сопровождение игр (в сюжетно-ролевых играх – это форма мюзикла), а также роли сказочного характера. Они с удовольствием учат слова песни и подпевают их при любой возможности, будь то в школе, дома или на улице.
В своей работе я пользуюсь дополнительной методикой Мещеряковой В.Н., что позволяет мне реализовать деятельностный подход на протяжении всех уроков. В процессе уроков дети подвергаются различным стратегиям со стороны учителя с помощью игр, различных ситуаций, песен, танцев, которые позволяют добиться общения на языке.
В игровой форме я провожу и физминутку. Так при изучении темы «Глаголы движения» мы играем в игру «Generals». Суть игры проста: один ребенок-генерал, он дает команду, другие хором дают честь Yes, sir/ Yes, madam! и после этого выполняют команду. Генералы на каждом уроке меняются. Когда лексика более-менее освоена, на обобщающем уроке в игру я включаю соревновательный момент: делю группу на команды, от каждой команды мы вместе с ребятами выбираем генерала. Задача: назвать больше всего глаголов движения. Таким образом, в ходе игры происходит актуализация или закрепление лексики и проводится физминутка.
Еще одна такая же «многофункциональная игра» (которую я придумала сама) - «Write it quick». Ею можно заменить физминутку или же использовать в конце урока как элемент рефлексии. В основном я ее использую во втором классе при изучении алфавита, но может использоваться в третьем и четвертом классах для актуализации знаний. Суть игры такова: Я пишу на доске букву или слово, но не мелом, а мокрой тряпкой. Дети должны успеть написать эту букву или слово в своих тетрадях, пока оно не высохнет. Эта игра на скорость и внимание.
На уроках я часто использую и различные вариации игры «Правда/Ложь». Я читаю, например, предложения из текста, который задавался на дом, иногда допускаю ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку, поднять красные карточки и исправить ошибку. С помощью этой игры дети учатся рассуждать, говорить и внимательно читать.
Для совершенствования фонетических навыков я использую игру «Catch the word» (которую тоже придумала сама). На доску вывешиваются слова на определенную тему. Ученики делятся на две команды и по одному человеку из команды должны дотронуться до слова, который им диктует учитель по буквам. В конце выявляется чья команда больше всего слов поймала.
Также можно начать урок с пятиминутной игры, чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить их память, заинтересовать в изучении нового материала. Например, при изучении темы «Погода» можно поиграть в “Magic window”. Сначала показать окошко с плохой погодой и задавать наводящие вопросы, чтоб дети описали погоду. Затем прочитать магическое заклинание, чтобы вызвать хорошую погоду. Далее описать другое окошко. И еще, можно спонтанно прервать урок, когда начинаешь чувствовать, что внимание пропадает, для создания краткой игровой ситуации.
Игра в конце урока тоже очень полезна. В предвкушении отдыха учащиеся работают с большим энтузиазмом, что возможно подвигнет учеников ожидать следующего урока с нетерпением. Частенько в течение урока я раздаю ученикам за правильные ответы «magic sweets”, которые в конце урока подсчитываются, и дети уже знают какую оценку они получат.
При обучении английскому языку нужно учитывать увлечённость современных школьников компьютерными технологиями, применяя обучающие компьютерные игры на английском языке, мультимедийные приложения. В настоящее время в распоряжении учителя английского языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность. Можно пользоваться следующими сайтами: http://www.englishonlinefree.ru/game.html
http://learnenglish.britishcouncil.org/en/fun-and-games
http://www.weekenglish.ru/games/
Играя со своими учениками я стремлюсь к:
простоте объяснения – правила игр должны быть простыми, объясняю их на русском языке;
универсальности игры - чтобы можно было её подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.
Я считаю, что игры на уроках английского языка, особенно в начальной школе, просто необходимы. Ведь только игра умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Её на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся, а также для обогащения языка, закрепления запаса слов учащихся.
Для учителя же главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.
Конечно же, на пути к успешному усвоению английского языка невозможно обойтись без форм внеклассной работы. Стали уже традиционными в нашей школе Неделя английского языка, конкурс английских песен, Праздник английского алфавита, спектакли на английском языке, празднование Дня Святого Валентина и других английских праздников, брейн-ринги, игры.
Таким образом игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении школьников не только на уроках английского языка, но и во внеурочное время, и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
Обобщение опыта на данном этапе можно проследить в следующих мероприятиях:
открытые уроки
- республиканский методический семинар по теме «Реализация требований к новому образовательному результату в условиях современной начальной школы»,
- городской семинар учителей английского языка по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках иностранного языка как важнейший аспект повышения качества обучения (ЕГЭ и ГИА),
-методический десант «Современный урок в контексте ФГОС», организованного для учителей МБОУ «Школа №86» Советского района г. Казани,
- муниципальный методический коучинг по программе «Преобразование обучения для 21-го века» в рамках реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в РТ»,
- открытые уроки в рамках «Дня открытых дверей», организованного для учителей МБОУ «Школа №86» и родительской общественности микрорайона «Танкодром»;
выступления перед коллегами и публикации
- выступление на районной августовской конференции работников образования Советского района г.Казани по теме «Профессиональная компетентность педагога как важнейшее условие достижения высокого качества образования», секция учителей иностранных языков,
- выступление в рамках отчета проблемной группы учителей МБОУ «Школа №86» по теме «Разработка положения о рабочих программах»,
- выступление на республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы и перспективы»,
- выступление на районной августовской конференции работников образования Советского района г.Казани по теме «Формирование предметной компетентности учителей гуманитарного цикла как основа качества образования», секция учителей иностранных языков,
- выступление на методическом фестивале по теме «Компетентность учителя как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся», организованном МБОУ «Школа №86» Советского района г. Казани.
- публикация на странице интернет-проекта «Копилка уроков - сайт для учителей»,
- в сборниках материалов республиканской научно-методической конференции «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы и перспективы»,
- в сборнике материалов II Международной НПК «Научные исследования: от теории к практике»,
- на сайте InfoUrok.RU,
- на сайте Мультиурок,
- в социальной сети работников образования nsportal.ru методической разработки,
- участие в международном образовательном проекте «Глобальная школьная лаборатория» (ГлобалЛаб).

участие в профессиональных конкурсах:
- Межрегиональный конкурс «Калейдоскоп педагогических идей», номинация «Творческие идеи педагогов общеобразовательных учреждений»,
- III Межрегионального конкурса методических разработок «Современный урок – от теории к практике» (победитель),
- III Межрегиональный конкурс методических материалов «Педагогические инновации XXI века» в номинации «Урок».
Результатом моей педагогической работы можно считать:
1) повышение уровня обученности моих учащихся:

2) инициативность со стороны учащихся, проявляющаяся в позитивной динамике их занятости предметом во внеурочное время:

3) мои ученики являются активными участниками, призерами и победителями конкурсов и олимпиад различного уровня: международный конкурс на знание английского языка «Британский Бульдог», международный конкурс “Flex”, конкурс «Школьные дни» по английскому языку, организованного Институтом Развития Школьного Образования (призер), Международная дистанционная олимпиада по английскому языку проекта «Инфоурок» (победитель), конкурс «Умница» по английскому языку, организованного Институтом Развития Школьного Образования (призер), Всероссийский конкурс детских проектов «Юный Паганель» (призер), муниципальный тур Всероссийской олимпиады по английскому языку, II-ая городская научно-практическая конференция школьников «Дни науки»(победитель).
Работа над темой продолжается…
Всё в руках учителя! Только надо приложить все свои силы, проявить талант, творчество и превратить каждый урок в сказку.

Прикрепленный файлРазмер
опыта для сайта.docx79.43 кб