SMI.KAZANOBR.RU

"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие повышения качества образования".

20141028_125243 20141028_125304 20141028_125408 20141028_131156 20150417_102341 20150417_102410 20150417_112716 20150417_112746 20150417_112759

Развитие новых способов образования, педагогических технологий, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия требуют значительных изменений во всей системе образования. Любимая фраза опытных учителей «Дети уже не те, что раньше» несут в себе истину. Жизнь стремительно меняется, все вокруг развивается, у общества широкие возможности во всех отраслях и соответственно новые потребности. Таким образом, сама современность ставит непосредственно перед образованием высокие задачи в подготовке подрастающего поколения. Особая ответственность лежит на школах, которые не просто должны оснастить детей теоретическими знаниями, но и показать тесную связь между теорией и практикой, связь с жизнью. Теперь в приоритете не вести детей за собой, а идти рядом с ними, давая им возможность самим делать выбор. Учителя-диктатора сменил учитель-друг, наставник, помощник. Он не прививает детям одну истину, которой все придерживались. Он дает перечень таких истин и предоставляет свободу действий, хода мыслей учеников, выслушивая их аргументы и лишь направляя, корректируя. Было ли возможно такое раньше? Не исключено. Просто люди не осознавали своих способностей. Шаблонность обучения устраивала. Но не сейчас. Общество познало горизонты своих возможностей. Чтобы их расширить оно нуждается в мобильном, развитом, неординарном, креативном, уверенном, конкурентоспособном и творческом поколении. Вот что заставило образование измениться в корне.
Это и отражается в ФГОС на сегодняшний день. Новые стандарты – ключ к прогрессу, к тому, чтобы идти в ногу со временем, чтобы не останавливаться на достигнутом, а продолжать создавать и усовершенствовать всё имеющееся.
Современные дети готовы ко всему новому. Им скучно заниматься по заранее выстроенной траектории. Чтобы от уроков была максимальная польза, для обеспечения активной и заинтересованной работы детей я и обратилась к проектно-исследовательской деятельности в своей практике.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определения ожидаемых результатов.
Структура проектно-исследовательской деятельности:
1.Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
2.Выдвижение гипотез.
3.Поиск и предложение возможных вариантов решения.
4.Сбор материала.
5.Обобщение полученных данных.
6.Подготовка проекта.
7.Защита проекта.
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе позволяет:
• Выявить творческие способности ребенка;
• Улучшить контакт с учащимися;
• Дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения
Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Считаю, что метод проектов – самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Обращаясь к проектным работам я ставлю следующие цели:
• Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
• Развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
• Развитие умения работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
• Развитие критического мышления.
Младший школьный возраст – это начальный этап вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающий фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе я стараюсь раскрепостить ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации, эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
В проектную деятельность я включала школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, литературного чтения, трудового обучения и в форме коллективно-творческих дел во внеурочное время.
В 1-2 классах проектную деятельность я начала на уроках окружающего мира. Первую тему исследования я дала сама: «Когда учиться интересно?». Поделила класс на 3 группы, каждой из них необходимо было придумать название. После этого внутри своей команды дети начали делиться мнениями. Искать аргументы в журналах, книгах, которые я заранее подготовила на отдельно стоящей парте в достаточном количестве. Выслушав всех участников, отобрав самые значимые и точные гипотезы, такие как красивое, светлое, теплое, оснащенное компьютерами учебное помещение, добрая учительница, красочные учебники и дружный коллектив, ребята на ватмане изобразили их наглядно. После чего по два представителя от команды раскрывали тему работы у доски. Подобная работа детям была в новинку, поэтому они восприняли ее на ура. Работали весьма заинтересованно, ответственно. Урок им понравился, и тему они хорошо закрепили. Но все же не все дети проявили активность. Некоторым мешала стеснительность, неразговорчивость, неуверенность в том, что он скажет правильно и страх, что его обсмеют сверстники. Так же, работал класс очень шумно. Поскольку слушать друг друга дети не умели, всегда перебивали друг друга и каждый старался включить в общий список свою гипотезу. Но для первого раза таких результатов стоило ожидать.
После этого раза дети сами начали просить провести проектно-исследовательскую деятельность. И тема, над которой мы работали, стала «Профессии», так же на уроке окружающего мира. Ребята работали уже в 4-ех группах. В их пользовании были статьи из газет и журналов о профессиях людей, картинки, стихотворения, заранее подготовленные данные о профессиях своих родных и близких. Дети должны были внутри своей группы рассказать о том, кто в их семье чем занимается, поделиться тем, кем они хотят стать когда вырастут, найти информацию про другие профессии и выбрать лишь одну профессию для подготовки проекта. Все группы действовали по принципу «Какая профессия повторяется при чтении данных о деятельности родителей, значит ту и нужно выбрать». В конечном счете две группы представили профессию продавца в магазине, остальные две – домохозяйки и строителя. Уровень качества работы на этот раз был выше. Дети старались слушать друг друга, не перебивая. Но были и слезы, когда предложенную ими профессию группа не выбирала.
Как домашнее задание дети получили работу по проекту «Мои домашние питомцы», справиться с которым им помогали родители. Защита проектных работ получилась весьма увлекательной, которая складывалась из доступного содержания материала и красочных наглядностей, фотографий. Как оказалось, помимо традиционных кошек и собак, многие люди держат дома попугаев, черепашек, кроликов, хомяков, аквариумных рыб.
Более ответственно дети подошли к проектно-исследовательской работе на тему «Береги природу». Каждому было что сказать, добавить, вспомнить. Результат удивил даже самих участников. Дети владели всей основной информацией, что красоту природы нужно беречь, охранять, какие есть правила поведения в природе, чем грозить пренебрежение ими. Благодаря заинтересованности детей, их начитанности, уже сформировавшимся умениям вести себя при работе над проектом, добывать информацию, анализировать ее и отбирать лишь главное урок достиг своей цели и решил поставленные задачи. Поэтому дальнейшая проектная работа «Правила безопасности дома, на улице, на дороге» прошла максимально результативно. Итогом которой стало создание 3 памяток тремя группами «Правила безопасности дома», «Правила безопасности на улице», «Правила безопасности на дороге».
Постепенно проектно-исследовательскую деятельность начала включать и на уроках литературного чтения. Цель исследовательской деятельности – к концу года создать рекомендательную книгу «Пословицы и поговорки из моей жизни». На первом этапе, обсуждая понравившиеся пословицы и поговорки, дети задались вопросом, все ли они подходят для современной жизни. Класс разделился на исследовательские группы , объединенные по принципу сходства интересов. На ватман ребята выписали понравившийся перечень пословиц и поговорок. Следующим этапом стал опрос родственников, в котором приняли участие несколько поколений. Затем дети сравнили свои списки и выделили общее. Обсуждая полученные результаты, ребята сделали вывод, что многие пословицы и поговорки актуальны и по сей день. Поиск старинных высказываний осуществлялся не только в школьной библиотеке, но и в городских, помощь оказали и полезные интернет - ресурсы. На индивидуальных листах каждый сформировал свой список пословиц и поговорок. Чтобы предложенные высказывания вошли в список группы, ребенку необходимо было познакомить группу с ними, объяснить свой выбор. Члены группы выносили решение. Последний этап исследования предполагает презентацию работы группы в классе. Группа выбирает способ презентации: доклад, компьютерная презентация. Предпочтение было отдано второму способу, который увлек детей и их родителей в совместной работе. Таким образом, проектно-исследовательская работа дала свои результаты: объединила общими интересами детей и их родителей. Ребята начали с любопытством читать произведения, сказки, стихотворения, басни, в надежде найти в них нужные им пословицы или поговорки. Чаще стали посещать библиотеки, увлеклись внеклассным чтением.
По трудовому обучению запомнились две интересные работы. Одна из них по теме «Наша улица», когда из обычных маленьких стеклянных банок дети создавали целую улицу, превращая банки в сказочные домики при помощи пластилина. Свою улицу они назвали Цветочной, объясняя это тем, что они хотят жить только на такой улице, как и цветы расцветают лишь там, где им хорошо, светло, радостно. Другая работа «Деревенька» так же не оставила никого равнодушными,. Ребята с большим увлечением строили свои деревенские домики из спичек, которые затем объединились в целую деревню. Помимо хорошей тренировки мелкой моторики руки ребенка, его фантазии, эта работа еще и объединяет детей, сближает их, расслабляет. Ребенок уходит домой счастливый, довольный собой.
В классах 3-4 самыми яркими темами проектов стали "Мой любимый зверинец", результатом которой стали мягкие игрушки, сделанные детьми своими руками и закрепленные мини-сочинениями о них. Так же, "Полезные ископаемые", "Растительный и животный мир", "Земля - планета Солнечной системы", "Народы мира", к моменту выполнения которых класс уже обладал достаточно хорошими и твердыми умениями.
Как успели заметить, темы детских проектных работ я выбирала из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Поскольку для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно - внеурочных заданий лучше всего ограничить одним уроком. Можно одной-двумя неделями, но это только во 2 классе. Затем постепенно переходить уже к долгосрочным проектам.
Привлекая к этой работе родителей обратите внимание, чтоб они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проекта. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Об этом я говорю на родительских собраниях.
Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и дает им возможность использовать свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Поэтому в своей практике я планирую и дальше вовлекать детей в проектно-исследовательскую деятельность. Результаты есть, они радуют, а это значит, что веду я свой класс в правильном направлении.