SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Авторская программа математического кружка "Заниматика"

IMG_2013_11_07_112110_0623

Авторская программа занятий математического кружка «Заниматика»
Автор: Шайхутдинова Фирая Галимзяновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Алексеевская начальная школа – детский сад №4» Республики Татарстан

Аннотация
Программа математического кружка создана для занятий с учащимися начальных классов. Основу программы составляют инновационные технологии. Новизна данной программы в следующем:
• развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
• ярко выраженная математическая направленность;
• интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие;
• структура программы представлена тремя блоками: блок по развитию кругозора математика, блок по развитию интеллектуальных способностей и блок по развитию аффективной сферы, способствующие развитию творческого потенциала личности ребёнка, а так же перечнем, формируемых умений, способностей и особенностей эмоциональной сферы;
• своеобразной структурой занятия, включающего содержательные компоненты указанных выше блоков.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем обучении.
При отборе содержания программы использованы обще дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, усложнения содержания учебной деятельности; доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью; ориентация на потребности ребёнка; максимальное расширение круга интересов; доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний; сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами; ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Пояснительная записка.
Данная программа математического кружка «Заниматика» апробирована на методическом объединении учителей начальных классов «Алексеевской начальной школы – детского сада №4» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагога. Одним из путей реализации поставленной цели является разработанная авторская программа математического кружка «Заниматика». Именно математического кружка, так как 2014 год объявлен Годом математики. Данная программа предназначена для работы с учащимися первой ступени обучения, с учётом того, что период начального обучения – основополагающий в развитии и становлении личности: установлено, что электроэнцефалограммы взрослого и 13-летнего подростка практически полностью совпадают, что свидетельствует об окончании созревания нервных клеток головного мозга. Следовательно, максимум усилий для развития общих способностей детей надо прилагать в младшем школьном возрасте с целью создания условий для развития учащихся, для овладения ими элементами теоретического, обобщающего мышления, связанного с пониманием содержания задач, нахождением общего способа решения однородных задач разного вида, с их целостным планированием.
Работа с одаренными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по УМК «Перспектива». Она имеет систему познавательных задач, при решении которых появляется интерес не только к знаниям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей учащихся, задачи творческого уровня, которые содержат элементы неизвестности, противоречия, требуют рассмотрения вопросов с разных точек зрения. В традиционных программах таких заданий недостаточное количество. Анализ литературы, документов по работе с одаренными детьми, показал, что на сегодня существуют программы с одаренными детьми:

• Президентская программа «Дети России», «Одарённые дети»
• Программа профессора МГПУ Савенкова А. И. «Одаренный ребенок в массовой школе».
• Программа для одаренных детей дошкольного возраста американских психологов Дж. Рензуллли, Дж. Гилфорда, Б. Блума.
Однако, программа «Дети России» и программа А.И. Савенкова содержат общие рекомендации, направления по работе с одаренными детьми, а программа американских психологов предназначена для детей специализированных школ для детей дошкольного возраста. Исходя из выше изложенных причин, возникла необходимость разработки авторской программы математического кружка «Заниматика» для работы с одаренными детьми в школе первой ступени.
Продолжительность курса.
Программа рассчитана на 4 года.
Новизна данной программы в следующем:
• развитие потенциальной одаренности младших школьников в условиях массовой школы, а не специализированной;
• ярко выраженная математическая направленность;
• интегрированной характер, так как она ориентирована не только на расширение знаний в области математики, но и на формирование и корректировку умственных способностей, психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие;
• структура программы представлена тремя блоками: блок по развитию кругозора математика, блок по развитию интеллектуальных способностей и блок по развитию аффективной сферы, способствующие развитию творческого потенциала личности ребёнка, а так же перечнем, формируемых умений, способностей и особенностей эмоциональной сферы;
• своеобразной структурой занятия, включающего содержательные компоненты указанных выше блоков.
В качестве методической основы использованы модели обучения одарённых детей раннего возраста, разработанные американскими психологами Дж. Гилфордом «Структура интеллекта», Дж. Рензулли «Три вида обогащения содержания образования», а также теоретические положения программы «Одарённый ребёнок в массовой школе» А. С. Савенкова, подпрограмма "Одаренные дети" Федеральной целевой программы "Дети России"
Технологиями обучения являются:
- проблемно-развивающее обучение; - адаптированное обучение; - индивидуализация и дифференциация обучения; - информационные технологии.
При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:
- эвристическая беседа;
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- дискуссия;
- творческая работа;
- исследовательская работа.
Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и доклады (мини);
- тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»
- творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:

занятия Определение уровня трудности занятия
Настроение Самооценка работы на занятии
легкое среднее трудное

Цель программы:
• обогащение кругозора учащихся через изучение материала, выходящего за рамки учебной программы с учётом их интереса;
• совершенствование сферы когнитивного развития – «обучения мышлению» (горизонтальное обогащение содержания по А.И. Савенкову);
• совершенствование сферы психосоциального развития – «социальной сферы» (горизонтальное обогащение содержания образов по А.И. Савенкову).
Задачи программы:
• развитие целостной картины мира;
• развитие воображения как основы творческой деятельности
• развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем;
• развитие способности к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям;
• развитие способностей к самопознанию и самопониманию.

Работа по решению поставленных цели и задач строится на основе следующих принципов:

• усложнения содержания учебной деятельности;
• доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью;
• ориентация на потребности ребёнка;
• максимальное расширение круга интересов;
• доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
• сочетание индивидуальной учебной и исследовательской учебной деятельности с её полноценными формами;
• ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся. Одним из необходимых условий в работе с одарёнными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребёнка в рамках дополнительного образования (горизонтальное обогащение содержания образования по А.И. Савенкову): работу кружка. Набор детей в кружок проводится на основе диагностики склонностей ребенка, разработанной А.И. Савенковым «Карта интересов младших школьников».

С детьми, имеющими математические склонности, и ведётся работа по представляемой программе.

В программе ярко выражена математическая направленность. Она ориентирована не только на расширение знаний в области математики, но и формирование, и корректировку умственных способностей психосоциальной (аффективной) сферы ребенка, творческое развитие.

Структуру программы представляют три блока:
• блок по развитию кругозора математики,
• блок по развитию интеллектуальных способностей,
• блок по развитию аффективной сферы, способствующий, развитию творческого потенциала личности ребенка.
В первом классе программа направлена на развитие интеллектуальных способностей «Дорога к вершинам мастерства». Программа рассчитана на 2 занятия в неделю, длительность занятий 45 минут.
Во 2 – 4 классах содержательный уровень представлен тематическими блоками. При изучении каждого раздела учащимся предлагается не только материал, выходящий за рамки программы начальной школы, но и система заданий, способствующих развитию конвергентного и дивергентного мышления, творческого воображения, коммуникативных умений.
Содержание программы реализуется через систему занятий, которые проводятся 2 раза в неделю с целью организации системной работы по развитию интеллектуальных способностей, коммуникативных умений и мотивационной сферы учащихся.

В процессе работы по программе у учащихся формируются следующие способности и умения
Познавательные способности.
Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного знания на новый материал. Установление причинно-следственных связей. Умение делать выводы. Использование путей поиска информации. Умение оценивать как сам процесс деятельности, так и его результат. Умение рассуждать. Построение гипотез. Критичность мышления. Высокая любознательность.
Творческие способности.
Способность рисковать. Дивергентное мышление. Гибкость мышления и действий. Способность высказывать оригинальные идеи. Богатое воображение. Развитие интуиции.
Особенности эмоциональной сферы.
Уважение к другим. Толерантность. Склонность к самоанализу. Настойчивость в выполнении задания. Чуткость к анализу нравственных проблем.

Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности, возможно, осуществлять по методикам Векслера, Равенна, адресованные психологам, и методикам, предложенные Савенковым А. И., разработанные для учителей и родителей: «Интеллектуальный портрет», «Карта одаренности», по методике Куровской С. Н. «Методика определения общей одарённости». Сочетание этих методик позволяет более объективно осуществлять мониторинг развития.
Программа рассчитана для педагогов, желающих организовать работу кружка с учащимися младшего школьного возраста, имеющих потенциальные способности в достижении высоких результатов в разных областях знаний, поможет спланировать работу по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, марафонах, конкурсах различного уровня.

Учебно – тематический план

Программа рассчитана на 4 занятия в неделю, 136 часов в год, длительность занятий 30 минут.
В тематическом плане разбивка по часам чисто условная, так как на каждом занятии представлены практически все разделы.
Первый год обучения

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе:
теоретических практических
1. Психогимнастика 8 4 4
2. Развитие творческого воображения 18 4 4
3. Методы фантазирования 8 4 4
4. Развитие речи 8 3 5
5. Развитие памяти и внимания 30 5 15
6. Развитие пространственного и логического мышления 26 3 3
6.1 Признаки. Различия. Сходства. 13 1 2
6.2 Натуральный ряд чисел 19 9 9
6.3 Отношения между понятиями 2 1 1
6.4 Определения. 2 1 1
6.5 Аналогия 2 1 1
Итого часов: 136 часов

Второй год обучения
(4 час в неделю –136 часов в год)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе:
теоретических практических
1. Тайны чисел. Сравнения. 2 1 1
1.1 Числовые закономерности 3 1 2
1.2 Арифметические ребусы, шарады, головоломки, фокусы, загадки, магические квадраты. 6 1 5
1.3 Магические квадраты и треугольники 2 1 1
1.5 Комбинаторика 6 3 3
1.6 Задания с историческими фактами 8 1 1
Немного истории 8 1 7
1.7 Математические игры со словами. Буквенные примеры 7 1 6
1.8 Зашифрованные выражения 1 1
2. В мире задач 3 3
2.1 Старинные задачи 2 2
2.2 Логические задачи 6 1 5
2.3 Задачи повышенной сложности 16 1 15
2.5 Оригинальные задачи 2 2
2.7 Математический Брейн -ринг 1 1
3 Занимательная геометрия 25 5 20
3.1 Задачи на разрезание фигуры на равные части 2 1 1
Развиваем память, мышление, внимание 11 5 6
3.2 Час веселой математики 25 25
Итого часов: 136 часов

Третий год обучения

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе:
теоретических практических
1. Что такое «логика»? 1 1
2. Матрицы Равена 3 3 1
3. Зрительно – пространственные тесты 5 1 4
3.1 Графические матрицы 1 1
3.2 Командные игры 23 3
3.3 Составление матрицы 1 1
4. Словесные тесты 17
4.1 Триады 3 3
4.2 Командная игра «Чужой» 1 1
4.3 Цепочки 22 1 1
4.4 Анаграммы 12 1 1
4.5 Составление логических цепочек 11 1
5. Числовые тесты 26
5.1 Закономерности в числах и фигурах 1 1 1
5.2 Упорядочивание признаков
Правила сравнения 2 2
5.3 Числовые ребусы 2 2
5.4 Составление числовых тестов 11 1
6. Решение задач 10
6.1 Задачи о переправе 1 1
6.2 Задачи со сказочным сюжетом 1 1
6.3 Сюжетно – логические задачи на установление отношений между двумя суждениями 2 1 1
6.4 Сюжетно – логические задачи на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта. 3 2 1
6.5 Сюжетно – логические задачи на установление отношений между несколькими суждениями. 5 2 1
Итого часов: 136 часов

Четвертый год обучения (1 час в неделю – 34 часа в год)

№ Наименование разделов и тем Общее количество учебных часов В том числе:
теоретических практических
1. Ряд чисел. 20 4 16
1.1 Как люди научились считать 5 3 2
1.2 Числовые последовательности 5 1 4
1.3 Числовые головоломки и лабиринты 15 4 11
1.4 Числовые шарады и метаграммы 15 1 14
1.5 Математические игры и фокусы 12 2 10
1.6 Магия числа 3 3
1.7 Кросс – суммы и волшебные квадраты 5 3 2
1.8 Игры «Математические следопыты» 20 1 19
2. В мире задач 20 3 37
2.1 Задачи - шутки 2 1 1
2.2 Логические задачи 4 2 2
2.3 Задачи повышенной сложности 4 3 1
2.4 Задачи со сказочным сюжетом 2 1 1
2.5 Задачи на поиск аналогий 2 1 1
2.6 Задачи на взвешивание 1 1
2.7 Математический Брейн – ринг 1 1
Итого часов: 136часов

Содержание программы

Дорога к вершинам мастерства
Психогимнастика (8 часов)
Проигрывание различных социальных ролей для формирования положительных нравственных качеств.
Развитие умения общаться в парах сменного состава на основе познавательного материала: коротких сообщений о жизни животных, об особенностях характера человека и т.д., сравнительных таблиц…
Формирование умения свободно держаться перед аудиторией через инсценирование стихов, басен и т. д.
Психотехнические игры.
Развитие умения понять другого, встать на его точку зрения через игру на эмпатию.
Развитие творческого воображения (8 часов)
Нахождение различных образов в бесформенных пятнах, листьях.
Изображение, моделирование образа нестандартными средствами (листьями, снежинками, обрезками, цветами).
Оживление предмета (наделение его определёнными свойствами характера, нахождение образа, соответствующего определенному характеру).
Музыкальные образы: их воплощение через пластику, графику, конструирование.
Сочинение сказок по методу «бином фантазии».
Установление ассоциативных цепочек между разнообразными объектами (предметами, явлениями).
Нахождение ресурсов системы (как по – новому можно использовать определённый объект).
Игры по развитию творческого воображения: «Найди родню», «Волшебная шкатулка», «Зелёный крокодил», «Что на что похоже», «Завиральные истории», игры – дискуссии, игры - театрализации

Методы фантазирования (8 часов)
Использование приёма фантастических гипотез (что было бы, если…). Сочинение сказок с использованием приёмов: «оживление», «увеличение - уменьшение», «динамизация - статика», «дробление - объединение», «ускорение - замедление».
Придумывание фантастических объектов: растений, животных, игрушек, механизмов; установление связей фантастических объектов с реальным миром.
Знакомство с методом «стеклянные человечки», сочинение историй, сказок с использованием данного метода.

Развитие речи (8 часов)
Разминки с пальцами с использованием скороговорок.
Методы моделирования сказок. Модель сказки – опора для пересказа и основа для сочинения новых сказок.
Заучивание и рассказывание стихов, чтение их по ролям.
Использование театральных приёмов, таких как «вживание» в определённую роль и рассказ о своём состоянии, своих друзьях, привычках.
Игры по развитию речи: «Заблудилась буква», «Прошагай слово», «Скажи наоборот», «Почемучка», «Сюжетная картина», «Кто ты здесь?», «Карты Проппа», «Заблудившийся рассказчик».
Развитие внимания (10 часов)
Развитие зрительной памяти: умение сравнивать, находить отличия между двумя или более объектами, умение восстанавливать по памяти ранее увиденное, умение создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной информации.
Знакомство с мнемотехникой. Развитие образной памяти.
Развитие тактильной памяти: умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты, умение через тактильные ощущения воссоздать образ объекта.
Развитие обонятельной памяти: умение различать запахи, определять принадлежность запаха тому или иному объекту, находить ассоциативные связи с определённым запахом.
Развитие непроизвольного и произвольного внимания.
Игры на развитие памяти и внимания: «Путаница», «Повтори - отличись», «Пожалуйста», «Рассказчик», «Запрещённое движение», «Руки- ноги», «Зверь, птица, небылица», «Огоньки», «Ёжик», «Внимание! Угадай-ка».
Развитие логического и пространственного мышления (12 часов)
Систематизация объектов по функциям и свойствам: умение продолжать логический ряд, нахождение в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков.
Развитие конструкторских способностей: умение воплощать чертёж на плоскости в пространственную модель.
Умение находить и использовать ресурсы системы.
Игры: «Волшебный круг», «ДА – нетки», «Что из чего?», «Что лишнее?», «Муха», «Мысленный рисунок», «Близнецы».
Математика. Логика.
2 класс
Что такое «логика»?
Графическая матрица. Командные игры «Матрицы» (3 игр). Составление матрицы. Триады. Классификация объектов по заданному основанию. Игра «Что лишнее?». Командная игра «Чужой». Цепочки. Анаграммы. Составление логических цепочек. Числовые тесты. Продолжение числового ряда. Продолжи закономерность. Числовые ребусы. Составление числовых тестов. Задачи о переправе. Задачи со сказочным сюжетом. Сюжетно – логические задачи на установление отношений между двумя суждениями. Сюжетно – логические задачи на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта. Сюжетно – логические задачи на установление отношений между несколькими суждениями.
Тайны чисел.
3 класс
Как люди научились считать. Римские цифры. Математика допетровской Руси. Старинная народная нумерация. Русские счёты. Отголоски старины.Числовые последовательности. Числовые закономерности. Числовые головоломки. Числовые лабиринты. Числовые ребусы. Числовые шарады. Числовые метаграммы. Числовые логогрифы. Числовые загадки. Математические игры и фокусы. Магия числа 3. Число Шахерезады. Магия числа. Кросс – суммы. Волшебные квадраты. Магические квадраты. Магические треугольники. Игра «Математические следопыты».
4 класс
Числовые закономерности. Арифметические ребусы. Ребусы с дробными числами. Магические квадраты. Магические треугольники. Сумма трёх чисел одна и та же. Комбинаторика. Задания с историческими датами. Интересные факты в числах. Математические. игры со словами. Буквенные примеры (восстанови пример, заменив одинаковые буквы одинаковыми цифрами). Зашифрованные выражения (замени знаки числами).
В мире задач.
3 класс
Задачи – шутки. Логические задачи. Задачи на поиск закономерностей (нахождение преобразований). Задача о колпаках. Задачи повышенной сложности. Планирование. Рассуждение. Решение задач путем составления логических таблиц (усложненные, сложные задачи). Задачи со сказочным сюжетом. Задачи на поиск аналогий. Задачи на взвешивание. Математический брейн – ринг.
4 класс
Старинные задачи. Логические задачи на установление отношений между несколькими суждениями. Логические задачи, в которых требуется проверить, какие из высказанных предположений соответствуют действительности. Задачи повышенной сложности. Задачи со сказочным сюжетом. Оригинальные задачи. Задачи на взвешивание. Математический Брейн – ринг.
Занимательная геометрия
4 класс
Задачи на разрезание фигуры на равные части. Разрезаем и составляем. Задачи на площади.

Развитие интеллектуальных способностей

Тренинг мышления и памяти.
Составление предложения. Поиск общего. Что лишнее? Поиск предметов, обладающих общим свойством. Поиск предметов, с противоположными свойствами. Поиск предметов по заданным признакам. Поиск предметов-звеньев, объединяющих данные предметы. Поиск способов применения предметов. Учимся формулировать определения. Учимся выражать мысли другими словами. Перечень заглавий к рассказу. Сокращение рассказа. Выражение. Построение сообщения по алгоритму. Слова наоборот. Учимся замечать главное. Узнаём зашифрованные предложения. Пробуем иначе. Увеличение количества предметов. Преобразование свойства предметов. Сопоставление противоположных мнений. Смена порядка следования. Отделение одного предмета (явления) привычно существующего во взаимодействии. Резкое сокращение времени между явлениями. Перемещение во времени, существование какого-либо предмета. Совмещение пространственно разделенных предметов. Гипотетическая ситуация. Отвечаем на вопрос «Почему?». Анализ пословиц.
Слова с одной буквы. Города. Украшаем слова. Добрые слова. Картина. Антонимы. Антонимы и синонимы. Пересказ по кругу. Запоминаем текст. Учим текст наизусть. Зрительная память. Двигательная память. Скороговорки и считалки.

Тренинг внимания.
Игры: Часы. Исправляем ошибки. Пишем предложение. Сравниваем картины. Алфавит. Запретные слова. Кто внимательней. Поиск предметов. Развиваем внимательность и наблюдательность. Лови мяч. Передай смысл стихотворения. Ищем ошибки в тексте. Знаем ли мы пословицы?
Психогимнастика Занятие 1. "У Винни-Пуха в гостях" Занятие 2. "Волшебница" Занятие 3."Мамонтенок" Занятие 4. "Освободим принцессу" Занятие 5. "Дракончики" Занятие 6. "Лизунчик" Занятие 7. "Поляна волшебных цветов" Занятие 8. "Страна Трямляндия" Занятие 9. "Лесные жители" Занятие 10. "Два жадных медвежонка" Занятие 11. "Прогулка в зимнем лесу" Занятие 12. "Спасем Доброту" Занятие 13. "Грибочки" Занятие 14. "Старик Хоттабыч" Занятие 15. "Фокусник" Занятие 16. "Мы из Простоквашино" Занятие 17. "Волшебный дух" Занятие 18. "Остров Чунга-Чанга" Занятие 19. "В стране Доброландии и Злосландии" Занятие 20. "Котята отправляются в путешествие»
Мимические и пантомимические этюды.
«Любопытный» (выражение интереса), «Я так устал» (эмоции, страдания, печали), «Игра с камешками» (эмоции радости, удовольствия), «Что там происходит» (развитие способности понимать эмоциональное состояние другого), «Сосредоточенность», «Я – грозный боец» (выражение смелости), «Вкусные конфеты» (эмоции удовольствия), «Золотые капельки» (эмоции радости), «Перемена погоды» (эмоции страдания и печали), «Гроза» (выражение страха), «Сердитая Маша» (эмоции гнева), «Жар-птица» (удивление, восхищение), «Стыд» (эмоции стыда, вины), «Два ревнивца» и др.

Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
«Любящий сын» (эмпатия), «Застенчивый ослик» (застенчивость), «Робкий ребёнок» (профилактика робости), «Капитан» (коррекция застенчивости), «Упрямый мальчик» (коррекция упрямства), «Туча» (коррекция эгоистичности), «Вагончики» (профилактика трусости), «Жадина», «Подари подарок» (щедрость), «Добрый человек», «Робкий подосиновик» (робость), «Ссора» (профилактика агрессии), «Поздоровайся» (вежливость), «Честный шофёр» (профилактика лживости); игра - сказка «Брыкающиеся лошадки» (упрямство, капризы), игра «Злые-добрые кошки» (снятие общей агрессии), «Мышка» (профилактика хвастовства), "Ветер дует на …"
Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность.
«Уходи, злость, уходи!» (коррекция агрессивного поведения), «Слушай хлопки» (активное внимание), коррекция лжи и агрессии «Карабас Барабас», «Ты – лев» (саморегуляция), «Капризный мальчик», этюды на внимание, память, преодоление двигательного автоматизма, коррекцию непослушания, несобранность, неорганизованность.

Методическое обеспечение программы

Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. Решая такие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. А любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого ученого. При выполнении творческих заданий следует оценивать только успех. Учитель должен внимательно выслушивать ребенка, быть восприимчивым слушателем, видеть в каждом школьнике индивидуальность с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь показал, что когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными. Поисково-творческие задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижений.

Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одаренными и высокоинтеллектуальными учащимися.
Учитель должен быть:
• непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
• профессионально грамотным;
• интеллигентным, нравственным и эрудированным;
• владеть современными педагогическими технологиями;
• психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
• быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
• обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
• стимулировать познавательные способности учащихся;
• работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
• принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
• анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
• отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
В первом классе проводятся комплексные занятия «Дорога к вершинам мастерства», объединённые общим сюжетом. Это может быть путешествие в какую - нибудь необычную страну, на Луну, на необитаемый остров. Либо это сказка, где надо помогать героям преодолевать различные препятствия.
Методика направлена на развитие:
• творческого воображения (через нестандартный взгляд на систему, преодоление психологической инерции, через эмпатию и использование методов фантазирования);
• памяти и внимания (через систему специальных игр, с использованием метода ассоциации и зацепок);
• речи (через пальчиковые игры, игры со словом, звуком, методы сочинения сказок);
• логического мышления, пространственного воображения (через методы, основанные на системном подходе и развивающие игры);
• коммуникативных качеств (через театрализацию)
• координации и мелкой моторики.
Занятия, как правило, проводятся по общей схеме:
• приветствие в кругу;
• двигательная разминка;
• речевая разминка, пальчиковые игры;
• собственно занятие («путешествие - сказка», включающая в себя развивающие задания) с обязательной разминкой в середине, состоящей их психотехнических игр в соответствии с темой занятия;
• подведение итогов, релаксация.
На занятиях используется очень много различных игр и пособий, большая часть которых имеет множество сфер применения и используется для ряда познавательных процессов. К ним относятся кубики «Сложи узор», разрезные игры («Танграм» и др.), мозаика. Здесь нужно отметить, что многое зависит от квалификации и уровня творческого мышления педагога.
После первого года обучения в кружке в детях формируется творческое начало, что проявляется в умении решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д. всё это способствует дальнейшему продуктивному обучению. Структура занятия во 2 - 4 классах выглядит следующим образом:
• Разминка, которая включает в себя тренинг по развитию памяти, мышления, воображения с использованием сборника Л.Ф. Тихомировой «Развитие интеллектуальных способностей школьника» или проведение блиц-турнира, включающего разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм и другого занимательного материала.
• На втором этапе предлагается изучение основной темы данного занятия.
• На третьем этапе проводится психогимнастика по методическим рекомендациям Е.А. Алябьевой.
Такая структура занятия позволяет решать поставленные программой задачи, учитывая при этом возрастные особенности младших школьников.
Психогимнастика
«Мамонтенок»
1. Этюд «Я не знаю» (развитие понимания эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жестов.
Разыгрывание ситуации.
— Мамонтёнок, как ты потерял маму?
— Не знаю, не имею понятия (Изображает: брови приподняты ,опущены уголки губ плечи приподняты, руки слегка разводятся, ладони раскрыты.
— Давайте успокоим мамонтёнка: погладим ,улыбнемся ,предложим руку помощи.
2 .Этюд «Мама нашлась». (Изображают с помощью движений.)
3. Этюд «Капитан» (коррекция застенчивости).
Дети строят корабль из стульев, чтобы отвезти мамонтенка к маме. Выбирается капитан – застенчивый ребёнок. (Вася)
- Влад, представь себе, что ты стоишь на мостике и смотришь вперёд. Погода хорошая, ясная, но вдруг небо стало тёмным, засвистел ветер, поднимаются большие волны. Но ты не боишься, бури ты, чувствуешь себя сильным, уверенным. Ты должен довести корабль до места назначения. При этом ты стоишь прямо, спина у тебя прямая. Ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносишь к глазам воображаемый бинокль. Буря стихла!

Сильный ветер не разрушил наш корабль, но мы не испугались, и наш капитан справился с управлением. Посмотрите какой он храбрый ,смелый. Молодец, Влад!
4. «Минутка шалости».
— Давайте немного пошалим. Но по моему хлопку вы должны остановиться.
5. Упражнение “Аплодисменты по кругу”.
Мы хорошо поработали сегодня. Мне хочется предложить вам заключительное упражнение, в ходе которого аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Я начинаю хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем и т.д.
Вы такие молодцы, всё правильно слушали. Я вами горжусь.
6. Релаксация.
При разработке заданий, направленных на активизацию мыслительных процессов высшего уровня необходимо использовать ключевые слова и фразы (модель Блума):

Таксономия Блума
Ученик:
Ключевые слова и фразы
Познание
знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;
знает конкретные факты;
знает методы и процедуры;
знает основные понятия;
знает правила и принципы.
Сформулируй, установи, назови

Понимание
понимает факты, правила и принципы;
интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
преобразует словесный материал в математические выражения;
предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
Расскажи своими словами, опиши, суммируй, покажи взаимосвязь, объясни смысл
Применение
использует понятия и принципы в новых ситуациях;
применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
Продемонстрируй, объясни цель применения, воспользуйтесь этим, чтобы решить
Анализ
выделяет скрытые (неявные) предположения;
видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
проводит разграничения между фактами и следствиями;
оценивает значимость данных.
Разложи на составляющие, объясни причину, сравни, классифицируй, объясни, как и почему
Синтез
пишет небольшое творческое сочинение;
предлагает план проведения эксперимента;
использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
Разработайте новый вид продукта, создайте, что произойдет, если..., придумай другой вариант, есть ли другая причина

Оценка
оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.
Установите нормы, взвести возможности, выскажите критические замечания, выберите то, что вам больше всего нравится, что вы думаете о...

Выводы и рекомендации
Эффективность программы определяется по количественному и качественному участию учащихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах различного уровня.