SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Представление педагогического опыта

Мы

«Формирование познавательной активности в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»

Интеллектуальное и личностное развитие детей зависит от того, насколько сформирована у ребенка познавательная активность, насколько велик интерес дошкольника к окружающему миру, насколько развито желание ребенка познавать новое.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру.
Я как педагог, строю педагогический процесс, чтобы он принес наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса, то есть лично сам исследовал, экспериментировал, наблюдал, ощущал, сравнивал, анализировал, видел результаты своих маленьких экспериментов, спрашивал у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, делал самостоятельные выводы по мере своих способностей. Только так гарантирован успех в развитии познавательной активности ребенка.
Особое место в педагогическом процессе я отвожу, художественному творчеству, которое является одной из форм активного, эмоционально-нравственного познания окружающей действительности, его творческого характера. Специфика художественной деятельности заключается в наглядно-образном и творческом преобразовании действительности посредством изобразительных средств, благодаря чему она является эффективным средством воспитания культуры чувств, познавательной активности, развития творческого потенциала детей.
Цель моей работы: развивать познавательную активность в процессе художественного творчества. Реализацию цели продумала через решение конкретных задач:
- создавать условия для развития познавательной активности детей в художественном творчестве;
- формировать у детей чувства цвета, умения их сочетать;
- заинтересовать новыми способами экспериментирования с разнообразным художественным материалом;
- стимулировать индивидуальную деятельность в выполнении творческих работ.
Анализируя работы детей, я выявила такую закономерность: дети подготовительной группы хорошо осваивали навыки художественного творчества, приобретали умение изображать предметы различных форм, владели разнообразными приемами и способами рисования, лепки, конструирования, аппликации; детские работы отличались интересными творческими замыслами. Однако, внимательно присмотревшись к детским работам, я поняла, что они бедны и однообразны в цветовом отношении.
Именно это подтолкнуло меня перестроить свою работу с детьми, определить для себя необходимые условия для формирования у них чувства цвета.
Начало работы с детьми показало, что дети во время художественной деятельности нисколько не задумываются над выбором цвета, берут первый попавшийся цвет. В связи с этим я включила в образовательную деятельность дидактические игры на восприятие и различие цвета. Например, раскладываю на столах коробки с красками или цветными карандашами и предлагаю внимательно их рассмотреть. Затем вызываю кого-нибудь из ребят в красном (либо другого цвета) платье или рубашке и прошу найти краску такого же цвета. Поясняю, что один и тот же цвет в разных предметах выглядит по-разному (светлее, темнее); больше всего мои дети любят играть в сказку «Королевство красок», в которой рассказывается о смешивании цветов и получении новых оттенков и это вызывает неподдельный восторг и удивление у детей.
В результате работы у моих воспитанников складывается свое индивидуальное отношение к цвету: они учатся видеть гармонию оттенков, использовать цвет для выражения своего замысла через экспериментирование с разнообразным художественным материалом, что позволяет развивать сенсорною сферу, кроме того, осуществлять стимуляцию познавательных интересов ребенка. Использую предметы, которые окружают ребенка каждый день, но в новом ракурсе: рисование губкой, ватными палочками, использование вместо листа - ткань или воздушный шар, лепка из мокрого песка, создание работ из соли и другое).
Нестандартные подходы к организации образовательной деятельности не только радуют детей, но и удивляют и восхищают родителей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом и в домашних условиях.
Результат художественного творчества не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальная и неповторимая для меня. Каждая работа зарождает у детей новое желание к творчеству, стремление к новому более творческому отражению ощущений.
Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое.
Ф. Достоевский