SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Инновационный проект на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся МАОУ «Гимназия № 139»

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей гимназии одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в гимназии должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей гимназии идет по трем системообразующим направлениям:
I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
1. Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (работа поискового отряда «Снежный Десант», проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).
2. Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
3. Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
II направление. Военно-спортивные игры.
Прежде всего, это “Зарница” и “Орленок”, которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Не умаляя роли внеклассной и внешкольной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, мы считаем, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Каждый общеобразовательный предмет объективно располагает большим патриотическим потенциалом. Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.
Уроки по разделу ОВС являются особенным звеном в системе военно-патриотического воспитания школьников, так как охватывают, в отличие от других предметов, не весь контингент учащихся школы. Кроме того, программа ОВС предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Уроки носят как обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер.
В гимназии много лет существует поисковый отряд « Снежный десант» под руководством педагога-организатора Ионенковой И.Г. Участвуя в поисковой работе, ребята узнают историю родного города, его трудовую и боевую историю, жизнь известных людей, узнают историю улиц, предприятий, историю родной школы. Расширяется их кругозор, формируются познавательные потребности;
Учащиеся проникаются сознанием, что высшей нравственной ценностью является Родина, любовь к родному краю, к семье, ребята проникаются желанием поступать так же, как и они, вносить свой посильный вклад в общее дело;
- участие в делах и акциях развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит все это - гражданские поступки.
Таким образом, вся работа по реализации программы военно-патриотического воспитания в МАОУ «Гимназия № 139» выстраивается в целенаправленную систему гражданско-патриотического воспитания, приобретает комплексный характер.

Основные цели гражданско-патриотического воспитания школьников МАОУ «Гимназия № 139» посредством участия в работе поискового отряда «Снежный десант»:

воспитательные – формирование активной гражданской позиции учащихся МАОУ «Гимназия № 139», воспитание патриотизма, гордости за свою страну, школу, формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности;
познавательные – приобщение учащихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе исторического материала материала; овладение основами журналистики и социального анализа;
развивающие – развитие навыков исследовательской и проектной работы, туристических навыков. Обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования; развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор учеником сферы профессиональной деятельности.

Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь- май). Цикличность построения программы предусматривает проведение традиционных мероприятий ежегодно, учащиеся переходят к решению более сложных задач.

Механизм реализации:

1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья подростков.
2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и семьи.
3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования подростков и специалистов структур – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Направления деятельности поискового отряда
«Снежный десант» МАОУ « Гимназия № 139»
Приволжского района г. Казань.

1. Агитационно-массовая работа.
- создание музыкально-литературных композиции по воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, очевидцев событий;
- выступления перед учащимися, студентами, ветеранами ВОВ РФ и РТ;
- составление лекций по истории ВОВ, написание рефератов, организация фотовыставок;
- сотрудничество с печатными изданиями, публикации статей в периодической печати.
С 2004 года отряд «Снежный десант» постоянный участник Республиканских Маршей Памяти, Фестивалей поисковых отрядов. Агитбригада постоянно выступает перед учащимися школы, района, города, республики. Отряд Снежный десант» неоднократно занимал призовые места на мероприятиях различного уровня.

2. Поисковая работа.
Увековечение памяти воинов, погибших в годы ВОВ:
- участие во Всероссийских, межрегиональных Вахтах Памяти по поиску и увековечению солдат и офицеров, погибших во время Великой Отечественной войны;
- поиск родственников солдат, чьи медальоны были найдены на местах боев, работа с архивами, интернет-базами; работа с заявками от родственников солдат, пропавших без вести;
- пополнение экспонатами школьного музея «Прикосновение к судьбе».
География походов: Ленинградская, Мурманская, Новгородская области, Краснодарский край, Республика Беларусь.

3. Благотворительная деятельность.
- сбор благотворительной помощи для детей детских домов и интернатов г. Казани и Республики Татарстан, выступления с концертами, проведение мастер-классов для ребят;
- привлечение к поисковой работе.

4. Краеведческое.
Историко-краеведческие экскурсии по району и республике. Внесение практического вклада в музейное дело.

5.Военно-спортивное.
Спортивная подготовка: спортивные игры, ОФП. Приобретение навыков по разборке-сборке АКМ. Развитие навыков, приобретенных на уроках ОБЖ в течение на уроках ОБЖ в течение учебного года.
6. Сотрудничество с поисковыми отрядами Республики Татарстан и Российской Федерации
Одним из основных направлений деятельности отряда является тесная взаимосвязь с другими поисковыми отрядами РФ и РТ. Эффективность работы отряда напрямую связана с этой работой.
- обмен информацией;
- участие в межрегиональных фестивалях, конференциях и сборах;
- помощь в поиске родственников солдат, чьи медальоны были найдены в поисковых экспедициях, создание межрегиональных отрядов.

Целевая аудитория:

Учащиеся: гимназии: 1 -11 классы.

Наши партнеры:

1. Министерство по делам молодежи спорта и туризму РТ.
2. Министерство Образования и Науки РТ.
3. Министерство обороны РФ.
4. Общественная Молодежная Организация «Объединение «Отечество»
5. Администрация МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани
6. Родители
7. Поисковые отряды РФ и РТ.

Ресурсы:
Административный ресурс
Материально-технические ресурсы:
Снаряжение для экспедиций.
Фотоаппараты, компьютер, для фото отчетов
Работа с сайтами.
Архивы
Человеческие ресурсы:
Учащиеся МАОУ «Гимназия № 139», члены поискового отряда «Снежный десант» МАОУ «Гимназия № 139», родители бойцов поискового отряда, учителя.
Информационные ресурсы. http://otechestvo@ipian/kazan.ru
Количественные параметры:
• включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
• качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
• отсутствие детей с девиантным поведением;
• участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
• проведение мероприятий.

Основные этапы.

1 этап – сентябрь. Планирование. Проведение пробных занятий, мероприятий, диспутов, встреч.
Разработка планов по управлению и сотрудничеству. Составляется сроками проведения мероприятий и ответственных за них.
2 этап октябрь - апрель. Приобретение турист.навыков
3 этап– май- сентябрь. Поисково-полевой сезон. Проведение экспедиций, походов по местам Боевой Славы.
4 этап – сентябрь. Подведение итогов работы по проекту:
- Республиканский Фестиваль поисковых отрядов, где подводятся итоги поискового сезона.
- Анализ деятельности по реализации программы. Оценка эффективности, успешности программы (социологические опросы и анкетирование). Результативность работы отряда.

Реализация:

1 этап – сентябрь. Планирование. Проведение пробных занятий, мероприятий, диспутов. Разработка планов. Составляется план по реализации проекта со сроками проведения мероприятий, назначаются ответственные.
- вводные занятия:
знакомство с историей и традициями поискового движения РТ и РФ;
- определение целей и задач предстоящей работы;
сотрудничество с поисковыми отрядами города, республики, страны, знакомство с деятельностью отрядов;
- экскурсии в музеи Великой Отечественной войны в Казанском Кремле, Казанского Государственного университета, Мусы Джалиля;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- проведение деловых игр;
- вечера-общения, встречи с выпускниками поисковых отрядов;
- тренинги. Участие в Республиканских Слетах поисковых отрядов.

2 этап - Октябрь – апрель
- Основной этап деятельности.
Работа поисковиков:
- поисковая группа (сбор документов, работа с исторической литературой, разработка маршрутов поисковых экспедиций, выбор и подготовка снаряжения, встречи с ветеранами, поисковые экспедиции, сотрудничество с редакцией «Книги Памяти», государственными общественными организациями, Республиканский Марш Памяти, Республиканские и городские Фестивали поисковых отрядов);
- группа «Письмо» (переписка с поисковыми отрядами РТ и РФ, ветеранами, музеями, архивами РТ и РФ);
- музейная практика (работа с экспонатами, оформление и подготовка экспозиций);
- лекторская группа ( составление лекций по истории Великой Отечественной войны, организация и проведение лекций для учащихся и гостей школы, выездные лекции);
- творческая группа (выпуск стен.газет, видео-фото съемка, написание статей для СМИ и школьной газеты «Наследие», составление тематических музыкально-литературных композиций);
- архивная группа (сотрудничество с архивами РТ и РФ).
Участие в реализации программы гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении.
Подготовка и участие в Республиканском Марше Памяти (декабрь-февраль)
Проведение деловых игр, фестивалей, культурно-массовых
мероприятий.
Проведение практических занятий, написание лекций, рефератов.

3 этап – Май– август. Поисково-полевой. Участие во Всероссийских Вахтах Памяти, поисковых экспедициях, походах по местам Боевой Славы. Увековечение памяти советских солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Поиск родственников. География походов: География походов: Ленинградская, Мурманская, Новгородская области, Краснодарский край, Республика Беларусь.

4 этап - Август – сентябрь. Подведение итогов работы. Анализ деятельности по реализации. Оценка эффективности, успешности программы.
( социологические опросы и анкетирование)
- участие в Республиканском Фестивале поисковых отрядов, закрытии Вахты Памяти РТ.
- проведение школьной конференции по итогам поискового сезона отряда. Отчет по всем направлениям.
- вручение удостоверений, благодарственных писем и почетных грамот.
- итоговые выступления в СМИ.
- работа в архивах по материалам поисковых экспедиций.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей гимназии, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, мы считаем, что гимназия должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”