SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы педагога дополнительного образования Центра детского творчества "Азино"

диплом сердце2 фото Росинка

«Дети – цветы жизни»
Народная мудрость.

Очевидно, что выращивание благородного цветка требует приложения немалых усилий. Так и ребенок будет таким, каким мы его вырастим. Именно дошкольный возраст является самой благодатной почвой для взращивания человека. Убежденность в этом стала стимулом открытия на базе Центра Детского творчества «Азино» Советского района г. Казани Школы раннего развития «Росинка», которая существует уже более 15 лет. За это время педагогами Школы раннего развития накоплен обширный опыт работы с дошкольниками в условиях учреждения дополнительного образования, собран значительный методический материал, разработаны различные образовательные программы. Вместе с тем, опыт и успехи деятельности педагогов не позволяют останавливаться на педагогическом поиске. Сегодня по ряду объективных причин раннее развитие детей стало актуальной социальной потребностью и насущной необходимостью.
Целевое назначение школы раннего развития «Росинка» в развитии человеческой индивидуальности – научить ребенка читать, писать, считать – безусловно, важно. Но в приоритетах школы – прежде всего, развитие растущего человека, раскрытие его способностей, поддержка личностного и творческого самовыражения. Большим потенциалом в этом отношении обладает ритмика.
Ритмика обеспечивает выход повышенной двигательной энергии ребенка, способствует организации рационального двигательного режима дошкольника и развитию его музыкальности. Ритмические упражнения дают физическую нагрузку и содействуют физическому развитию ребенка и укреплению детского организма. В процессе музыкально-ритмического воспитания и выполнения движений под музыку у детей развиваются общие способности, формируется художественный вкус, закладываются основы творческого самовыражения.
К счастью, все большее число современных родителей понимают необходимости разностороннего развития своих детей для наилучшей адаптации в условиях современной действительности и предстоящей учебы в школе. Вместе с тем обеспечить собственными силами такое развитие, придать ему системный характер, они не в силах. Поэтому деятельность школ раннего развития ориентирована на комплексный, целостный подход к развитию и обучению дошкольников. Особенно актуален этот вопрос в современных условиях, когда все больше появляются так называемые «домашние дети», не посещающие дошкольные учреждения. Родители этих детей объединены общей проблемой – всесторонне развить своих детей в других организационных условиях, в частности, в школах раннего развития, которые в настоящее время представлены как в государственном, так и в негосударственном секторе дополнительного образования детей.
Уроки ритмики давно включены в программу подготовки дошкольников к обучению к школе. Установленные с помощью уроков ритмики межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. В школе раннего развития «Росинка» ЦДТ «Азино» обучаются свыше 250 дошкольников. Обучение ведется по различным предметам: чтению, математике, изобразительной деятельности, музыке, английскому языку. Включены в программу школы и занятия ритмикой. Реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Ритмическая мозаика», являющаяся самостоятельным дидактическим модулем образовательной программы ШРР, которая решает задачи удовлетворения социального заказа родителей и потребностей детей в подвижном, танцевально-музыкальном виде деятельности, способствующего творческому развитию ребенка, его социальной адаптации в обществе.
Так как музыкально-ритмическое воспитание дошкольников осуществляется в рамках образовательной программы «Ритмическая мозаика», мне представляется целесообразным раскрыть свой педагогический опыт именно через содержательные характеристики данной программы и ее реализацию на занятиях.
Необходимо отметить, что сегодня в сфере дошкольного музыкального образования наблюдается активный творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическому движению, театрализованным играм, песням, народному творчеству, фитнесу и т.д. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания, способствующего развитию всех психических функций дошкольника, общему развитию его способностей.
Вместе с тем, проблема музыкально-ритмического воспитания имеет свою историю. Швейцарский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз (1865-1950) увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, Э.М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза. Сейчас известны современные программы по музыкально-ритмическому воспитанию: «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, «Топ, хлоп малыши» Л.А. Сауко и А.И. Бурениной, «Учимся танцевать» Е.А.Горшковой и другие. Взятые сами по себе, они решают какую-то одну развивающую задачу и не нацелены собственно на детей дошкольного возраста, занимающихся в условиях дополнительного образования детей с присущими данной системе особенностями организации образовательного процесса (свобода выбора, вариативность форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, личностно-ориентированный подход к обучению и его результатам др.).
Программа «Ритмическая мозаика» учитывает все вышеперечисленные обстоятельства и создана таким образом, что позволяет решать большой круг задач, исходя из развивающего потенциала дополнительного образования.
Степень новизны обучения по программе заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Кроме того, особенность методики состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения.
Основная цель программы – формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка средствами музыки и ритмических движений.
Достижению этой цели способствует решение целого спектра задач, среди которых:
 Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.
 Развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма.
 Развитие двигательных качеств (гибкости, ловкости, пластичности).
 Развитие координации движений и умения ориентироваться в пространстве.
 Воспитание выносливости, силы.
 Формирование правильной осанки.
 Формирование умения выражать свои эмоции, способностей фантазии и импровизации.
 Организация двигательного режима, который удовлетворяет естественную потребность дошкольника в движении.
Легко заметить, что данные задачи не могут быть решены как отдельно взятые. Решение любой из них, безусловно связано с решением другой, взаимообусловленность предопределяет успешность каждой. Именно так происходит в моей педагогической практике: например, развитие координации движений и умения ориентироваться в пространстве подразумевает и развитие двигательных качеств (как же без них?), а развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма способствует формированию умения выражать свои эмоции, способностей фантазии и импровизации. Увеличение двигательной активности (а на ней вообще построен образовательный процесс) оказывает влияние на повышение умственной активности – в условиях снижения работоспособности на других занятиях ритмика органично выравнивает детей, дает им своеобразный толчок к освоению счета, письма и др.
Важнейшей задачей организации процесса обучения ритмике является задача поиска и реализации активных методов музыкально-ритмического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования детей, поскольку важно заинтересовать детей предметом, вовлечь их в увлекательный мир движений, музыки, ритма. Кроме того, сам дошкольный возраст воспитанников заставляет подбирать методы и формы обучения, которые соответствовали бы возрастным особенностям детей: превалирование игры как ведущего вида деятельности, слабое развитие психических процессов (выносливости, внимания, памяти и так далее).
Методические поиски привели меня к выбору методической темы, над которой я работаю в настоящее время: «Активные методы музыкально-ритмического воспитания дошкольников в условиях школы раннего развития». Выбор темы продиктован также необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию их музыкального вкуса и общей культуры, а также поиском эффективных методов и форм развивающего воздействия.

В ходе работы над методической темой я определила ведущей педагогической идеей опыта следующее: Только правильно подобранные методы и подходы к организации музыкально-ритмического воспитания ребенка на основе учета возрастных особенностей дошкольного возраста и использования возможностей дополнительного образования детей будут способствовать эффективному общему развитию дошкольника в условиях школы раннего развития.
В ходе работы над темой важно было найти правильный синтез игровых и учебных форм деятельности на занятии. Было понятно, что для достижения результата необходимо соблюдать основные педагогические принципы:
 доступности,
 системности,
 учета возрастных способностей,
 личностного развития каждого ребенка.
Кроме того, в ходе обучения появлялись и отрабатывались и другие принципы (чем, я считаю, должен заниматься любой профессионал-педагог):
 Создание непринужденной обстановки - дети должны себя чувствовать на занятиях комфортно, раскрепощено;
 Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
 Принцип последовательности:
- от простого к сложному (изучаем сначала приставной шаг, потом добавляем притоп или пружинку);
- от медленного к быстрому (освоение быстрых танцев происходит постепенно, путем медленного протанцовывания);
- « изучение танца от пола» (стопа, колено, бедро, корпус, руки, голова, улыбка, взгляд)
 Принцип подражательного взаимодействия-«посмотри и повтори»;
 Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
 Принцип положительной оценки деятельности обучающихся. Хвалить за каждое правильно выполненное действие и не критиковать за неправильные, вселять уверенность в успех.

В работе с дошкольниками, учитывая их возрастные особенности, предусматриваю использование таких технологий обучения, которые наиболее эффективно способствуют развитию дошкольника, позволяют добиваться поставленных в программе целей и задач. В первую очередь, это игровые технологии обучения. Стремление к тому, чтобы процесс обучения стал увлекательным, в основу обучения положено игровое начало, активное использование сказочных образов и сюжетов, которые доступны детскому пониманию и двигательному воплощению, несущие положительный эмоциональный настрой. Синтез художественной деятельности и обучения в игре благотворно влияет на обучение во всех существенных аспектах.
Трудно переоценить значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха. Музыкальная игра содержит минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, поэтому она прекрасно подходит для свободного проявления индивидуального «я».
На занятиях используются подражательные игровые упражнения, которые сопровождаются музыкальным аккомпанементом для лучшего изображения повадок, походки, характерной для того или иного животного. Игровые упражнения сопровождаются речитативом, что развивает чувство ритма, помогает запомнить последовательность движений, координирует словесный образ с движениями рук, ног, тела, головы. Очень любимы детьми музыкально-творческие игры на воображение, где можно раскрепоститься, создать свой образ, передать свои чувства, эмоции.
Вариантов игр может быть множество, исходя из того какие цели занятия преследуются и какие задачи ставятся на данный момент. Поэтому, при разработке занятия, я стараюсь поставить и игровые цели, которые увлекут детей (помочь Айболиту, спасти Домовенка, разгадать тайну пиратов и пр.), и цели педагогические, которые детям будут неизвестны. Ведь именно педагогические цели для нас, педагогов, являются главными, а степень их достижения и представляет собой педагогическую эффективность игровых технологий В игре воспитательный процесс остается скрытым, завуалированным, поэтому ребенок чувствует себя свободным, легко и естественно включается в игровые события. Именно эта особенность делает игру наиболее значимой формой работы с дошкольниками.
(См. Приложение «Игры»)
Активно применяется в учебном процессе и технология концентрированного обучения. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На второй год обучения необходимо возвращаться к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.

Одним из активных методов обучения выступают специально подобранные виды музыкально-ритмической деятельности, которые очень нравятся моим воспитанникам.
1. Упражнения. К ним относятся:
- упражнения, направленные на отработку какого-либо сложного элемента танцевальной композиции, четкости и правильности выполнения движений, которые мы затем включим в танец. Эти упражнения помогают обогатить детей запасом разнообразных двигательных упражнений, выполняя их в танце, пляске свободно, уверенно и непринужденно;
- упражнения, составляющие основу музыкально-ритмических композиций, сюжетных игр, которые позволяют в движениях выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Такой вид упражнений позволяет развить у детей творческое воображение, фантазию, выразительную пластику, способность к импровизации в движениях.
- упражнения, особенностью которых является их спортивная направленность. Такие упражнения способствуют освоению ребенком большого объема разнообразных движений, развивают чувство ритма, координацию, точность движений, память, произвольное внимание и быстроту реакции
2. Пластические этюды, которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.
3. Наивысшей точкой реализации творчества, фантазии и самостоятельности детей являются музыкальные концерты, спектакли, где активно осуществляется развитие способностей к музыкально - ритмическим движениям, ведь сами дети являются активными участниками и исполнителями. Благодаря разнообразной тематике данный вид музыкально-ритмической деятельности позволяет музыкально-ритмический репертуар сочетать с другими видами художественно-творческой деятельности - изобразительной, поэтической, театральной, использовать декорации, костюмы.
Первоначальные творческие проявления у детей в области ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках.
И, несомненно, важное условие эффективности воспитательного процесса - согласованность действий всего педагогического коллектива Школы раннего развития «Росинка», использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (например, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомления с окружающей природой).
(См. Приложение "Сценарий Новогоднего прадника")

Эффективность педагогического опыта
Моя задача как педагога состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки. Важно, чтобы на занятии ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в движении, а не выполнял техническое задание педагога. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях. А ритмические движения играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Главный критерий, в оценке результатов творческих способностей детей, для меня - это не только правильность выполненных заданий, но и проявление у воспитанников интереса к занятиям, стремления к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за проделанную работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес к музыке, движению, умение включаться спонтанно в любую танцевальную импровизацию, пластично и выразительно исполнять движения под музыку.
(См.: Приложение «Результативность обучения по программе»)
Положительным результатом своей работы считаю участие моих воспитанников в конкурсах, концертах. Их выступления не остаются незамеченными.
 Диплом III степени Республиканского фестиваля-конкурса «Первые шаги», 2013г;
 Диплом лауреата II степени Городского экологического фестиваля «Солнечный мост», 2013г;
 Диплом Лауреата Всероссийского конкурса «Талант с колыбели»;
 Диплом I степени Международного конкурса «Созвездие - 2013»;
 Диплом III степени Международного конкурса «Мы вместе - 2013»;
 Диплом Участника Областного фестиваля «У колыбели таланта», г.Тюмень,2013г;
 Диплом I степени Всероссийского конкурса «В мире прекрасного», 2014г;
 Диплом Всероссийского конкурса «Зимняя сказка», 2014г;
 Диплом II степени Всероссийского конкурса-фестиваля «Радуга танца», 2014г;

Своим опытом работы реализации программы я охотно делюсь с коллегами.
• Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Формирование конкурентоспособной личности средствами дополнительного образования» 2009г. (публикация);
• Выступление на семинаре-практикуме «Совершенствование процесса обучения детей хореографии в объединении УДО. Мастер-класс», организованном в рамках курсов повышения при Республиканском Центре внешкольной работы МОиН РТ, 2009г
• Материалы региональной научно-практической конференции «Моделирование системы развития личности учащихся средствами дополнительного образования», 2010г
• Материалы секции Городского педагогического форума «Духовно-нравственное становление подрастающего поколения в условиях инновационного развития общества», 2011г
• Открытое занятие для слушателей курсов повышения квалификации Республиканского Центра внешкольной работы МО и Н РТ по теме: «Проектная деятельность в дополнительном образовании детей», 2012г
• Открытое занятие для слушателей курсов повышения квалификации ИРО РТ по проблеме «Деятельность учреждения дополнительного образования детей в современных условиях», 2012г
• Выступление на открытом республиканском семинаре «Профессиональная компетентность педагогов художественно-эстетической направленности в сфере дополнительного образования детей как условие личностного развития подрастающего поколения», организованном Республиканским Центром внешкольной работы при МОиН РТ,2013г

В декабре 2014 г. я представляла свой опыт работы по программе в рамках Открытого республиканского конкурса «Сердце отдаю детям» (РЦВР МОиН РТ), в котором заняла 1 место в социально-педагогической номинации. В основе моей деятельности лежит уверенность в том, что у каждого ребенка есть достаточно потенциала, чтобы развиваться и быть счастливым.

Прикрепленный файлРазмер
Результативность обучения по программе.docx31.27 кб
Игры.docx24.37 кб
Сценарий Новогоднего праздника.docx45.88 кб

Комментарии

Наталья Николаевна! Вы молодец! Желаем вам творческих успехов! Так держать!!!

Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле опрределить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему.
А. Макаренко

Зарипова Наталья