SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

жанр3

Моя методическая тема - «Интеграция учебных предметов на уроках русского языка и литературы». Проблема интеграции в школе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. В центр внимания работы педагогов поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, развитие разнообразных компетентностей учащихся. В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры. Решению этих задач во многом помогает интеграция учебных предметов.
«Интеграция - есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения». Исходя из вышесказанного, можно отметить, что корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. В основе своей идея межпредметных связей родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала.
Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". К идее межпредметных связей обращаются позднее многие педагоги, развивая и обобщая её: И.Г. Песталоцци, У.Д.Локк, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Д.Б. Эльконин - В.В. Давыдов, Дж. Дьюи.
Я считаю, что тема сложна и многогранна, поэтому реализация данной темы осуществлялась мною поэтапно.
Первым этапом моей работы была выполнена разработка темы «Реализация межпредметных связей на основе информационно-коммуникативных технологий».
Персональный компьютер стал обязательным элементом образовательной среды. Компьютер мною эффективно использовался для ознакомления учащихся с новым материалом, на этапе тренировки и применения сформированных знаний, умений и навыков, в самых разнообразных коммуникативно-ориентированных заданиях с учетом личностных особенностей учащихся. Высока роль компьютера как средства контроля, что обеспечивает управление процессом обучения. Трудно переоценить роль компьютера как средства формирования и совершенствования средства самоконтроля. При необходимости учащийся может получить информацию справочного характера за небольшой промежуток времени.
Возможности компьютера сделали его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений, обобщений явлений по каждому учебному предмету. Они раскрыли резервы учебного процесса, расширили возможности учителя, освободили его от наиболее трудоемкой части учебной деятельности, позволили обеспечить не только дифференцированный, но и полидисциплинарный подход к образованию.
Реализация межпредметной интеграции, работа с компьютером, была мною организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего их развития к изучаемому предмету.
С учетом всего вышеперечисленного я проводила работу по двум направлениям:
1. разработка компьютеризированных практикумов как компонентов учебно-методического комплекта для работы на уроке с использованием межпредметных связей.
2. использование учебно-методического и программного обеспечения для самостоятельной работы учащихся с компьютером в школе и дома во внеурочное время.
В моей деятельности в этих направлениях накоплен определенный опыт. Мною созданы электронные папки по предметам, которые содержат: рабочие программы и учебные планы (в том числе календарно-тематические), контролирующие средства (тесты, интерактивные тренажеры и репетиторы в электронном виде), электронные энциклопедии и словари.
Итогом работы стало создание мультимедийных пособий к урокам русского языка и литературы. Два пособия «Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века» и «С чего начинается Родина…» были представлены на четвертый городской конкурс «Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе» по направлениям «Русский язык и литература» и «Внеклассное мероприятие». Опыт своей работы я представила в статье «Межпредметная интеграция на основе использования информационно- компьютерных технологий», размещенной на сайте sch153.edusite.ru. (http://sch153.edusite.ru/DswMedia/kirina.htm)
Вторым этапом стала реализация проекта «Интеграция предметов как средство формирования гражданственности школьника», в котором особый акцент сделан на организации внеурочной деятельности.
Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем мире, включающая основы литературы, социологии, философии, биологии, географии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся в системе общественных отношений, во взаимосвязи человек – общество – родина - природа. Одним из направлений в процессе становления гражданственности школьника считаю интеграцию учебных предметов: литературы, биологии, географии, экологии, обществознания, информатики. Каждый из этих предметов в отдельности способствует развитию тех или иных качеств личности школьника, А в совокупности повышается качество и прочность усваиваемых знаний и умений, формируются умения осуществлять перенос знаний и умений из одного предмета в другой, развиваются познавательные способности и интерес к предметам, формируется интегративное мышление, умение всесторонне и целостно оценивать процессы явления, наблюдаемые в природе, и что немаловажно, способствует росту профессионального мастерства учителя.
Одним из направлений реализации межпредметных связей на уроках литературы я выбрала использование краеведческого материала, что позволило смоделировать у учащихся наглядные представления о литературном произведении, создать эмоциональный настрой на его восприятие, выработать новый подход к интерпретации литературного текста как технологии общения с искусством (В.Г. Маранцман). Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре народов Поволжья. В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия:
• для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;
• для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;
• для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности;
• для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей.
Завершающим этапом работы стало создание и презентация проекта в виде учебно-методического пособия, содержащего цикл мероприятий для учащихся школы. Ученики с 5 по 11 класс ежегодно разрабатывали свои проекты, выступали с докладами, презентациями, и не только в стенах школы, но и вне ее, на различных конференциях и конкурсах. Все мероприятия были апробированы на семинарах по обобщению опыта различного уровня и получили высокую оценку среди коллег. Все ученики, которые принимали активное участие в мероприятиях и уроках, в настоящее время являются студентами высших учебных заведений различного профиля, а значит нашли свое место в жизни.
Учебно-методическое пособие «Интеграция предметов как средство формирования гражданственности школьника» было оценено на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации – 2009» Дипломом I степени и Благодарственным письмом VIII Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических пособий «50 инновационных идей в образовании».
Интегративный подход я использую при разработке авторской программа курсов по выбору по русскому языку для 9 класса «Трудности русской орфографии».
Занимаясь подготовкой учащихся к ЕГЭ по русскому языку, я создала собственную систему, которая позволяет мне эффективно готовить выпускников к сдаче Единого государственного экзамена. Я разработала «Индивидуальный листок подготовки к ЕГЭ». Такой листок напечатан для каждого ученика. После проведения теста, аналогичного КИМам ЕГЭ, я провожу анализ и заношу в таблицу данные по всем заданиям (сколько человек допустили ошибки в каждом задании), учащиеся в своем листке самостоятельно отмечают номера заданий, в которых они допустили ошибки. Каждое задание на определенное правило, а значит сразу можно увидеть, какая тема вызвала затруднение. Благодаря такому анализу можно представить направления работы с классом в целом и индивидуально с каждым учеником. Убедившись, что такой мониторинг компетентности учащихся дает положительные результаты (с 2008 по 2014 год неудовлетворительных оценок ЕГЭ по русскому языку нет), опытом своей работы я поделилась с учителями школы, района, республики и получила положительные отзывы, коллеги взяли мою систему на вооружение и внедрили в свою практику работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА. В рамках обмена опытом работы по подготовке обучающихся к Единому государственному экзамену по русскому языку мною разработан видеоролик «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку», который был размещен на сайте http//www.edurt.ru.
В целях подготовки к широкому внедрению государственных образовательных стандартов II поколения я начала работать над реализацией темы «Использование интегративного подхода в достижении метапредметных результатов обучающихся».
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
При формировании метапредметного подхода по теме «Знак» мною используется графическое отображение учебного материала в форме таблиц, схем, алгоритмов, планов. Например, при изучении темы «Имя числительное» в 6 классе сначала составляется план изучения темы, затем уже имеющиеся и вновь полученные знания систематизируются в форме таблицы и заполняется примерами использования числительных в математике, биологии, географии, истории.
В рамках другого метапредмета «Знание» формируется свой блок способностей каждого ученика (способность работать с понятием, способность систематизировать знания, способность строить идеализации) и может быть реализована индивидуальная траектория обучения. Особенно хотелось бы отметить развитие таких универсальных способностей как понимание, воображение, рефлексия. Например, не дочитав рассказ до конца, предлагаю учащимся закончить его, а затем сравнить с оригиналом. Осваивая технику «знающего не-знания» школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают, сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, — таким образом они учатся управлять процессом познания.
Мониторинг успешности учащегося, который я осуществляю, позволяет мне вместе с учеником определить уровень усвоения каждой темы и наметить пути движения вперед.
Используя метапредмет «Проблема», я учу школьников обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. Например, изучая роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» при разборе образа Сони, перед ребятами был поставлен вопрос: Соня Мармеладова: святая или порочная? Используя текст произведения каждому предстояло доказать свою точку зрения. Сначала класс разделился таким образом, что большая половина обвиняла главную героиню. Но к концу дискуссии картина поменялась и бывшие обвинители превратились в защитников Сони.
Проблемные уроки очень эффективны и нравятся детям. Конечно, работа трудоемка, так как к каждому уроку нужно подобрать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и пути ее решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества уроки должны быть проблемными. Войдя в жизнь такая личность будет более защищена от стрессов.
На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
В рамках метапредмета «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Например, при подготовке к сочинению о субботнике было дано задание собрать материал. Ребята разделились на группы и каждая нашла свой оптимальный путь решения задачи: одни выпустили фотогазету, другие взяли интервью у участников субботника, третьи сняли видеофильм, кто-то просто записал хронологию события. Но все решили поставленную задачу.
Тип философско-методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи.
Использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.
Работа по теме «Использование интегративного подхода в достижении метапредметных результатов обучающихся» продолжается. В планах выпуск учебно-методического пособия «Использование метапредметного подхода на уроках русского языка и литературы».
Опыт своей работы обобщаю в рамках семинаров, которые проходят на базе нашей школы, публикаций (http://festival.1september.ru/authors/218-299-989).