SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Характеристика педагога-психолога

Запарин род собр

Проходил курсы повышения квалификации: 1991г., Ленинград, ЛГУ обучение по курсу «Преподаватель по тренингу»; 2001-2003гг, Институт практической психологии ИМАТОН (г.С-Петербург) по проблемам «Инструментарий практического психолога», «Методы работы по психодиагностики»; 2003г., г., С.-Петербург, Научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерова МЗ РФ обучение по курсу «Основы медицинской психологии и психодиагностики»; 2012 год, ООО «Амтей» по проблеме «Базовая подготовка по опросам с применением полиграфа».
За свою работу награжден медалью «В память 1000-летия Казани», дипломом лауреата Всероссийского профессионального конкурса психологов «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической практике», 2004г; благодарностью Межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2013 г.; дипломом УО ИК по Вахитовскому и Приволжскому районам г. Казани за первое место в районном этапе городского конкурса «Лучший учитель года города Казани - 2014» в номинации «Лучший педагог-психолог», 2014 г.
Участвовал в районном этапе городского конкурса «Лучший учитель года города Казани-2014» в номинации «Лучший педагог-психолог» (1 место).
Работает по следующим направлениям:
- Создание социально-психологического портрета учащегося. В течение учебного года и индивидуального консультирования по результатам психодиагностических исследований личности составляется социально-психологический портрет учащегося школы. В результате проведенной работы сформированы психологические журналы классов.
- Психологическое сопровождение реализации инновационных программ, в том числе авторских, принятие психолого-педагогических решений. В рамках республиканского лагеря «Юный спецназовец» для детей ветеранов боевых действий, погибших при исполнении служебных обязанностей реализуется соавторская программа «Аврора», целью которой является формирование у детей и подростков позитивного отношения к себе как потенциально успешному человеку, способному противостоять деструктивным проявлениям современной жизни, ориентированного и подготовленного к выполнению социально-значимых действий, патриотической миссии.
С 2010-2011 учебного года в МБОУ «Школа № 78» реализуется программа для родителей «Путь к успеху», нацеленная на выработку личной негативной позиции по отношению к ПАВ. Своей работой с родителями и трудновоспитуемыми детьми помогает формированию отрицательное отношение к употреблению ПАВ у школьников и родителей, способствует выработке социальной позиции у последних в отношении употребления школьниками ПАВ. Проводит занятия с родителями трудновоспитуемых детей в соответствии раздела программы второго уровня.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей особого статуса (дети - сироты, инвалиды, трудновоспитуемые дети). Совместно с заместителем директора по воспитательной работе школы создана база данных детей особого статуса. Коррекционные занятия с этими детьми проводятся на основании психодиагностического материала, составлены мотивационные портреты учащихся с целью грамотного психологического воздействия на ребенка и отсечения нежелательного воздействия со стороны референтной группы. Проводятся индивидуальные беседы и диагностику, направленную на выявление проблем-потребностей учащихся, консультирование педагогов и родителей по вопросам взаимоотношений с данной категорией учащихся, особенностей их личностного развития.
- Психологическое сопровождение процесса готовности будущих первоклассников к школе и дальнейшей их адаптации к условиям обучения. На основании ФГОС по формированию УУД первоклассников и их готовности к учебной деятельности проводит групповые занятия, посредством диагностики выявляет учащихся, испытывающих дискомфорт и тревожность в условиях школьного обучения, с которыми в дальнейшем проводится психокоррекционные мероприятия: групповые игры, занятия по развитию познавательных процессов.
С учащимися 5-х классов ведется психологическое сопровождение адаптации, которая включает в себя следующее: диагностика адаптации («Школьная тревожность» по Филипсу и «Социометрия» Дж. Морено), составление рекомендаций для субъектов образовательного процесса, коррекционные занятия и индивидуальные консультации с учащимися, испытывающими дезадаптацию.
- Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильных классов. Проводит профильные занятия по психологии с учащимися 9 - 11 классов по типу социального взаимодействия с элементами тренинга, целью развития нестандартного мышления через интерпретацию поведенческих действий личности. С учащимися проводится профдиагностика, которая входит в комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессий в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями ученика.
- Психологическое сопровождение учебного процесса высокомотивированных детей. Индивидуально работает с детьми по сохранению их высокого уровня мотивации, исследуя причины появления данных мотивов для нейтрализации в будущем возможных психологических травм вследствие невозможности осуществить мотивационную задачу, проводит индивидуальные консультации для детей и родителей по психологическим особенностям ребенка.
- Работа по развивающим программам. В своей профессиональной деятельности применяет следующие развивающие программы: "Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; «Практическое пособие» (Крюкова С. В., Слободяник Н. П.); программа для формирования психологического здоровья младших школьников МО РФ М.М. Безруких, Т.А. Манива «Все цвета кроме черного»; коррекционно-развивающая программа для младших школьников "Я побеждаю свой страх"; Радюк Л.П. «Навыки жизни»; О.В Хухлаевой «Тропинка к своему Я» и другие. Для учащихся среднего звена – комплекс развивающих программ для школьников "Умные Каникулы", программа Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» и другие. Для старшеклассников - коррекционно-развивающая программа "Будь внимательным!" Залина Х.К.; личностно-ориентированная развивающая программа для старшеклассников «Горизонт событий», которые формируют приемы саморегуляции, обучают мнемотехникам, знакомят с психогигиеной умственного при подготовке к ЕГЭ и другие.
- Формы работы по защите прав детей в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Являясь членом школьного совета по профилактике асоциальных явлений, участвует в просвещении педагогов и родителей по вопросам прав ребенка, участвует в решении конфликтных ситуаций между субъектами образовательного процесса.
Активно участвует в разработке методической темы педагогического коллектива школы «Формирование интеллектуального и творческого потенциала личности учащихся в условиях развивающей направленности обучения», в составлении образовательной программы реализации ФГОС НОО, плана работы школы на учебный год. Определяет цели и задачи своей работы согласно современным запросам общества и собственной методической темы «Психологическое сопровождение процесса социализации личности учащихся в условиях перехода на новые ФГОС», которая разрабатывается с 2013 года. Цели и задачи занятий формулируются на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Совместно с классными руководителями и учителями предметниками вырабатываются индивидуальные траектории обучения учащихся, используя данные диагностического этапа по изучению личностных особенностей обучающихся, уровню развития их познавательных способностей. На основании опроса классных руководителей, диагностики и наблюдения со стороны психолога, дают возможность педагогу-психологу использовать приемы для снятия тревожности и агрессивного поведения учащихся в классе, быстрого их вхождения в учебно-воспитательный процесс, формирования благоприятного психологического климата в ученических коллективах. Проводятся групповые занятия с учащимися всех возрастных групп, используя компьютерные презентации, учитывая возрастные особенности возраста детей и подростков. Доступно излагая на родительских собраниях, педагогических совещаниях методический материал, анализ диагностических данных помогает аудитории глубже воспринять специфические знания об психофизиологических и личностных особенностях учащихся.
- Наличие кабинета, владение современными формами и методами работы (диагностическими и психокоррекционными). Имеется отдельный кабинет площадью 30 м2. Материал расположен зонально – 3 зоны: игровая и рабочая, консультативная. Для эффективности работы используются компьютер, телевизор, колонки, релаксационное оборудование.
Психологический кабинет оснащен тестовыми материалами и заданиями по определению развития личностных особенностей и учебных способностей учащихся младших, средних и старших классов, диагностические материалы по профориентации.
Владеет современными формами и методами работы (диагностическими и психокоррекционными). Показывает высокий уровень владения следующими методами диагностики: наблюдение, опрос, беседа, тестирование, использование компьютерных вариантов диагностики, элементов психологических тренингов, игровой психотерапии. Работает по всем направлениям психологической деятельности в школе.
Для обеспечения информационной основы деятельности использует инструментарий и приемы информационно - коммуникативных технологий. Компьютерные варианты диагностики используются при изучении интеллектуальных и творческих способностей, особенностей личности, функционального состояния, социально-психологического климата и межличностных отношений, мотивации и т.д.
При проведении тренингов и коррекционно-развивающих занятий используются презентации, методики по оптимизации функционального состояния. Оформление документации осуществляется на электронных и бумажных носителях.
Согласно анализу рабочей документации имеются все необходимые документы: должностные инструкции, утвержденные директором; график работы; годовой, месячный планы работы; журнал учета групповых форм работы; журнал консультаций; протоколы психологического обследования; годовые аналитические отчеты о работе. Рабочая документация соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. Имеются необходимые нормативные и правовые документы: закон РФ «Об образовании»; конвенция о правах ребенка; положение о службе практической психологии в системе МО РТ и другие.
Выступал на районных семинарах с обобщение опыта.