SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы

Дополнительное чтение

Формирование навыков чтения младших школьников

В школьном образовании я работаю 22 года. За это время мне посчастливилось познакомиться и работать с очень интересными людьми, которые оказали влияние на мое личностно-профессиональное становление. Одна из таких встреч - встреча с известным педагогом и психологом, членом Российской Академии образования, с Учителем с большой буквы Амонашвили Шалвой Александровичем. Этот человек покорил меня своей улыбкой, искренним взглядом, добротой, гуманностью и большой любовью к нелегкому труду учителя. Эта встреча пробудила во мне желание к самосовершенствованию. Появилось твердое убеждение того, что выбранный мною профессиональный путь верный, и этот путь - Учительство.
В диалоге с учителями Шалва Александрович неоднократно говорил: ".... уметь и любить читать - это настоящее человеческое счастье. Только как это сделать, чтобы разжечь неудержимую страсть к познавательному чтению? Вот моя забота"
Проблема обучения детей чтению волновала меня как учителя всегда. Но именно эта встреча направила меня на поиск путей ее решения. Так как же можно пробудить у детей интерес к чтению? Как сформировать навыки чтения?
Моя методическая тема, над которой я работаю второй год "Формирование навыков чтения младших школьников". Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.
Научить ребенка правильно, бегло, сознательно, выразительно читать - основная цель учителя начальных классов. Это в свою очередь значит положить в основу уроков чтения такую работу с текстом произведения, в ходе которой последовательно формируется продуктивный навык чтения. А это один из основных аспектов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Мониторинг, который был проведен мною среди учащихся 1 класса показал, что основная доля детей на начало учебного года читает по слогам. У детей отсутствует желание читать, а это может привести, в дальнейшем, к нежеланию учиться. Для успешного решения данной проблемы прежде всего было необходимо выяснить, в чем исходные причины трудностей. И только выяснив это, я смогла понять, какую помощь необходимо оказать.
Для себя я определила три группы причин:
Социальные - это низкий уровень культуры читательской деятельности семьи, отсутствие личного примера родителей.
В своей практике для устранения данной причины я использую такие приемы работы с родителями, как родительский всеобуч:
• рекомендации круга чтения художественной литературы для семейного чтения;
• памятки по работе с литературными произведениями.
Это и совместные посещения театров, литературных салонов музеев города, театральные постановки-инсценировки в классном коллективе с участием родителей.
Вторую группу причин я обозначила, как технический процесс. Основное свободное время современный школьник посвящает компьютеру, смартфону, планшету и т.п. В этих случаях я стараюсь технические средства использовать с пользой в практическом применении, а именно - использование ЦОР, мультимедийных образовательных программ, тренажеров с целью отработки навыков чтения, развития познавательной активности и образного мышления.
Индивидуальные особенности ребенка.
Это:
• природный темп деятельности;
• отсутствие антиципации (отсутствие смысловой догадки);
• нарушение артикуляции;
• неправильное дыхание;
• малое поле зрения;
• низкий уровень организации внимания;
• низкий уровень развития памяти;
• регрессии - возврат движением глаз, с целью повторного чтения.
На протяжении последних 10 лет в своей практической деятельности я широко использую программу рационального чтения "Школы рационального развития и образной памяти". Это целостная система упражнений, которая направлена на развитие у учащихся психических процессов, речевых качеств, граней внимания, необходимых для успешного овладения знаниями по всем школьным предметам базовой программы. Это также упражнения на развитие чтения, темпа чтения без снижения слушания, письма, понимания, умения пересказать материал.
Упорные тренировки при помощи специальных упражнений позволяет увеличить скорость чтения без снижения понимания текста.
Какие же упражнения в этом помогают:
• артикуляционная гимнастика;
• упражнения на дыхание;
• упражнения на автоматизацию слогослияния (чтение вправо, влево, по диагонали);
• упражнения на расширения поля зрения;
• жужжащее чтение;
• работа над скороговорками, потешками;
• развитие антиципации (домысливание, додумывание, прогнозирвание);
• работа над устранением регрессии;
• работа над деформированным текстом.
На занятиях учащиеся узнают как правильно работать с текстом:
• учатся выделять главные и второстепенные мысли;
• отделять существенную информацию от несущественной;
• выявлять структуру текста (ключевые слова, "золотые ключики", основная мысль абзаца, доминанта).
Такой подход к пониманию текста помогает лучше запомнить материал.
Только целостная система работы по формированию навыка чтения приводит к положительному результату: чтение становится осознанным, увеличивается темп чтения в несколько раз без снижения усвоения. В связи с этим появляется мотивация, формируются читательские умения, а значит повышается качество. Это, несомненно, находит свое отражение на результативности - в достижениях учащихся и учителя. Свои наработки по формированию навыков чтения у младших школьников я обобщила в печатных работах, в выступлениях на семинарах, в рамках открытых уроков, методических объединений. Материалы можно найти на моем сайте и в методических сообществах на портале "Электронного образования" .
Чтение основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира.