SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

эмблема

Краткая информация о педагоге-психологе:
Галимова Ирина Ивановна педагог-психолог I квалификационной категории Общеобразовательной школы - интернат «Лицей имени Н.И.Лобачевского» Казанского федерального университета.
В 2005 году окончила Казанский педагогический университет по специальности педагог-психолог (диплом с отличием).
Стаж работы педагогом-психологом 10 лет.
Победитель конкурса «Путь к здоровью» 2011год, МО и Н РТ.
Были изданы авторские методические публикации: методическое пособие «Дневник вожатого»; научно-методическая статья «На пути к эксклюзивной школе» в Сборнике статей II международной научно-практической конференции «Педагогика и психология: Актуальные вопросы теории и практики».
В своей деятельности я опираюсь на нормативно-правовые документы: «Конвенция о правах ребёнка», «Этика психолога», Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года.
В процессе работы я постоянно совершенствую свои знания и умения. Окончила курсы повышения квалификации по следующим темам: «Семьеведение», «Кризисная медико-психологическая помощь», «Основы лидерства», «Развитие системы здоровьесберегающей деятельности современной школы в рамках новых государственных образовательных стандартов», «Восстановительные программы в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних в профилактике правонарушений несовершеннолетних в школах. Организация Школьной службы примирения». Была ведущей мастер-классов на республиканских семинарах: - «Основные направление работы в преподавании татарского языка в условиях ФГОС. Презентация инновационного педагогического опыта с одарёнными детьми» (Тренинг «Командообразование», г.Казань, 20 ноября 2014 года);
- «Современные тенденции в образовании» (Мастер-класс по психолого-педагогическому сопровождению учеников на этапе адаптации к новым условиям обучения, г.Казань, 25 сентября 2014 года);
- «Математическое образование школьников в интегрированной образовательной среде «Школа-вуз». Презентация инновационного педагогического опыта с одарёнными детьми». (Тренинг «Командообразование», г. Казань, 26 ноября 2013 года);
- «Физическая культура», «ОБЖ» по проблеме «Методика развития кондиционных и координационных способностей школьников на материале базовых видов спорта» (От развития координационных способностей к развитию интеллекта, г. Казань, 2012 год).
С 2013 года я работаю в ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского», который является структурным подразделением федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». В лицее обучается 489 учеников с 7 по 11 класс, из разных городов Республики Татарстан.
Основная задача работы лицея – это выявление и целенаправленный отбор обучающихся, проявивших способности к изучению математики, физики, химии и биологии, с использованием для этих целей системы олимпиад и летних школ, различных форм проведения собеседований и конкурсов
В процессе работы в ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ я выявила проблему: дети подросткового возраста, попадая в новую интеллектуально и информационно обогащенную образовательную среду, часто не могут в минимально короткий срок адаптироваться к ней и испытывают личностные затруднения, разочаровываются в себе.
Согласно выявленной проблеме мной были поставлены задачи:
1. Выявить наиболее типичные личностные затруднения обучающихся, поступивших на обучение в специализированную общеобразовательную организацию-интернат для одаренных детей - Лицей имени Н.И. Лобачевского КФУ (путем создания системы мониторинга);
2. Разработать систему коррекционно - развивающих занятий для школьников, имеющих трудности в обучении, воспитании и развитии;
3. Разработать систему психолого-педагогического сопровождения всех участников УВП, направленную на создание условий для успешной адаптации, самореализации школьников и оказания психолого-педагогической поддержки педагогам и родителям обучающихся.
Для решения этих задач были выбраны следующие формы работы:
- целевые проекты (Вводно-адаптационный тренинг «Здравствуй, лицей», направленный на адаптацию вновь поступивших учащихся в лицей);
- система мониторинга («Изучение учебных трудностей у вновь поступивших учащихся», «Изучение особенностей восприятия информации учащимися в процессе учебной деятельности»)
- использование информационных ресурсов для проведения коррекционной, развивающей и профилактической работы (Психологический практикум по интернет-зависимости, где использованы видеоролики, презентация);
- групповые и индивидуальные практические занятия (публичные лекции-практикумы «Мир профессий», коррекционно-развивающие занятия «Общение без границ», консультации).
С введением ФГОС у меня появилась возможность использовать следующие направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся направлено на выявление и поддержку одаренных детей;
- психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
- обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка ученического самоуправления);
- диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
- вариативность видов психологического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
- информационно-просветительская деятельность (рубрика в газете ЛиГа, информационно - психологический ресурс на сайте kpfu.ru)
Независимо от направления работы приоритетной целью остаётся сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся.
Для оказания психолого-педагогической поддержки ученику, имеющему трудности в период адаптации к новому образовательному учреждению использую следующие методы работы:
Диагностика
Наблюдение на уроках
Выявление проблемы
Неформальное общение с учеником на перемене
Беседа с классным руководителем
Приглашение на собеседование родителей
Электронная переписка (почта доверия)
Групповые занятия для учащихся со схожей проблемой
Повторная диагностика
Подходы в коррекционно - развивающей работе с учеником, имеющем трудности в период адаптации к новому образовательному ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ

Информационный подход:
Предоставление информации ребёнку о его проблеме.
Восприятие информации учеником.
Формирование отношения ученика к его проблеме.
Информация о возможном изменении поведения ученика.
Приобретение новых знаний.

Предупреждающий подход:
Демонстрируются ситуации из жизни других учеников (анонимно)
Повышение мотивации к принятию решения.
Опосредованно через арт - терапевтические приемы и техники закрепляются основные жизненные навыки.
Чувственный подход:
Опора на ценности, чувства и переживания самого ребёнка, его внутреннего психологического мира.

В своей работе я опираюсь на важные принципы:
научность – использую научно обоснованные и апробированные в психолого-педагогической практике технологии и методики;
системность – организую свою работу со всеми участниками образовательного процесса в системе;
комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагог, администрации и другие;
превентивность - моя деятельность обеспечивает переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций (Вводно-адаптационный тренинг «Здравствуй, лицей» по профилактике дезадаптации);
открытость – мероприятия для педагогического коллектива и родительской общественности (выступления с результатами мониторинга на педконсилиумах, лекция-практикум для родителей «Психологическая подготовка к экзаменам»);
технологичность - использую в своей работе современные технологии, интерактивные стратегии. (Презентации, видеоролики на занятиях, программа «Уныш»).
(«Перечень мероприятий профилактического, коррекционно-развивающего характера» Приложение)

Используемые подходы в моей работе:
Системный подход заключается в том, что для решения психолого-педагогических проблем я подхожу комплексно в системе ребёнок, родитель, педагог, администрация, психолог. Моя работа носит систематический характер, в соответствии с календарным годовым планом работы.
Субъектно - деятельностный подход использую при наблюдении за учащимися во время урока в течение всего учебного года и при планировании активной деятельности учащихся на практических занятиях.
Индивидуально-личностный подход в изучении личностных особенностей учащихся и учёт педагогами их в своей деятельности. Классные руководители и учителя-предметники обращаются за информацией по индивидуальным особенностям учеников, чтобы решить проблемы успеваемости и поведения ученика на уроке. Сами учащиеся с большим интересом обращаются с желанием изучить свои индивидуальные особенности, полученные данные совместно анализируются в процессе консультирования. Учащимся старших классов предлагаю различные варианты профессиональной направленности, которые в дальнейшем обеспечивают осознанный выбор профессии.
Гуманистический подход выражается в сохранении конфиденциальности, уважении личности ученика независимо от его статуса в классе, лицее (с опорой на профессиональную этику психолога).
В связи с тем, что требования ФГОС предполагают учет индивидуальных особенностей обучающихся, в лицее проводится система мониторинга. В рамках мониторинга организовано систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, воспитанников с учетом влияния образовательной среды лицея, позволяющее администрации, педагогическому коллективу, осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся.
Проводимый мной мониторинг выполняет следующие основные функции: а) диагностическую; б) контрольную; в) оценочную. Основная функция мониторинга в ОШИ «Лицей имени Н.И. Лобачевского» КФУ – это информационное обеспечение управления процессом адаптации вновь поступивших учащихся. В процессе организации мониторинга используется проблемный мониторинг, основная цель которого отслеживание рисков, трудностей и предупреждение о реальных и известных проблемах, которые возникают у учащихся на первых этапах обучения в лицее.

Схема проведения мониторинга:
• Получение предварительного задания на мониторинг (заказа)
• Создание рабочего проекта мониторинга
• Уточнение задания (заказа)
• Создание инструментария
• Сбор данных
• Обработка и первичный анализ
• Обсуждение
• Подготовка заключительных документов
Цели проведения мониторинга:
1. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся на основе полученных результатов;
2. Учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся педагогами лицея в процессе образовательной деятельности;
3. На основании результатов мониторинга разработка рекомендаций педагогам, обучающимся и родителям по оказанию психолого-педагогической поддержки.
График проведения мониторинга на 2014-2015 учебный год (смотри приложение)
В коррекционно - развивающей работе я использую дидактический материал:
- видеоматериалы, фрагменты кино и телефильмов, видео роликов, фрагменты телепередач;
- аудиоматериалы, содержащие музыкальные произведения, фрагменты высказываний, выступления известных деятелей политики, культуры, искусства, успешных людей и деятелей науки.
- фотоматериалы, изобразительные материалы – фотографии, плакаты, репродукции, творческие работы учеников и учителей, произведения авангардных художников и современных композиторов.
- литературу информационного характера (энциклопедии, словари, справочники, хрестоматии, газеты, журналы).
Индивидуальная и групповая работа с учащимися включает активные методы и формы работы, направленные на формирования навыков, компетентностей учащихся.
В своей деятельности отдаю предпочтение групповым формам работы, так как такие формы работы имеют следующие преимущества:
- помогают учащимся решать межличностные проблемы;
- группа отражает общество в миниатюре, передаёт систему взаимоотношений и взаимосвязей, характерных для реальной жизни, это дает учащимся возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя;
- предоставляет возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
- в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;
- в группе участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
- группа облегчает процессы самораскрытия и даёт возможность для открытия себя другим и открытие себя самому себе, что позволяет ребёнку понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
Совмещать классное руководство и работу психолога очень интересно. Большое доверие детей, внимательное отношение родителей к информации, которую я им даю. Ученики моего класса являются волонтерами при проведении ряда занятий (Вводно-адаптационный тренинг и другие).
Эффективность моей работы обеспечивается:
- правильным выбором методических приемов работы с целевой группой;
– использования индивидуальных и групповых форм обучения, разнообразных форм подачи материала;
– профессионального уровня практических психологов службы;
– использование современных информационных технологий (демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций);
- правильного подбора примеров из научной и художественной литературы;
- правильного выбора методических приемов работы с подростковой группой.
Результаты моей деятельности:
1. Успешная адаптация вновь поступивших учащихся к новым условиям обучения.
2. Высокий уровень социальной адаптации выпускников: ежегодно все выпускники школы продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях.
3. Осуществляю индивидуальное сопровождение одаренных детей. Научно - исследовательские проекты, выполненные учащимися под моим руководством, «Аналитические математические способности», «Интернет-зависимость» и «Особенности учебной мотивации учеников 7 класса» стали призёрами научной конференции школьников «Дни науки».
4. С целью признания целесообразности системы практической деятельности, созданной мною за время работы в школе, обобщаю свой опыт в педагогическом сообществе на республиканском уровне:
5. Выступила на семинарах с темами:
«Методика развития кондиционных и координационных способностей школьников на материале базовых видов спорта», «Математическое образование школьников в интегрированной образовательной среде «Школа-вуз».
6. Оказываю содействие педагогическому коллективу в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
7.Являюсь руководителем психолого-педагогической практики студентов Института педагогики и психологии КФУ.
Перспективное планирование дальнейшей профессиональной деятельности:
1. Включение в годовой план работы лицея курса «Семьеведение» (разработка уроков).
2. Создание банка информационных ресурсов для проведения коррекционной, развивающей, профилактической работы с администрацией, педагогами и учениками: видеоролики, презентации.
3. Применение компьютерной диагностики в мониторинговых исследованиях.
4. Ведение уроков психологии на подготовительных курсах.
5. Издание методической литературы обобщающей опыт реализации целевых проектов.
6. Участие в профессиональных конкурсах.

Прикрепленный файлРазмер
График проведения мониторинга.doc39.5 кб
перечень мероприятий.doc53 кб
памятка по интернет-зависимости.doc857 кб
Из моей практики.doc25.5 кб