SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

DSC_009744

Описание педагогического опыта
Хабибуллиной Ирины Николаевны
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №125»
Советского района города Казани
Здравствуйте, я - Хабибуллина Ирина Николаевна - учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №125» Советского района г. Казани, работаю в гимназии с 16 августа 1996 года. До этого - выпускница этой гимназии.
Образование высшее, Казанский государственный педагогический университет, по диплому учитель русского языка и литературы, 2003 год; высшая квалификационная категория по должности «Учитель», 2009 год, подтверждена в 2014 году.
С 2003 года гимназия № 125 приобретает статус гимназии с русским этнокультурным компонентом, и перед коллективом возникает необходимость информационных знаний при формировании этнокультурных компетенций самих педагогов. Отсюда повышенный интерес к истории народа, обычаям, традициям, праздникам, промыслам и т.д. Но при этом не надо забывать, что современные школьники крайне мало читают, их больше интересуют современные гаджеты. При изучении литературы по данному вопросу возникла проблема путей формирования этнокультурной компетенции школьников, которая при дальнейшей работе трансформировалась в тему «Развитие культуроведческой компетенции школьников на уроках русского языка и литературы через комплексную работу с культурологичеким текстом».
В последнее время образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. Роль русского языка и литературы в школе становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков родной язык может и должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой и национальной культуры.
Цель: формировать культуроведческую компетенцию школьников на уроках и во внеурочной деятельности в школе посредством комплексного анализа текстов с кросскультурной направленностью.
Задачи:
- изучить научную и специальную литературу по теме, а также статьи и доклады педагогов-практиков;
- выявить основы понятий «компетенция», «компетентность» и «культуроведческая компетенция»;
- проанализировать существующие УМК по теме;
- разработать и апробировать программы на уроках и во внеурочной деятельности;
- разработать подробные планы-конспекты уроков, сборники упражнений, тексты.
Культуроведческий подход в обучении русскому языку и литературе, о котором пишут такие ученые, как А.Д. Дейкина и Л.А. Ходякова, востребован на современном этапе развития образования. Под данным подходом понимается «усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых»(Л.А. Ходякова).Данный подход позволяет совмещать изучение языка с постижением культуры родного народа и учитывать региональный компонент, который призван обеспечить осмысление учащимися фактов, специфичных для конкретного региона.
Основной единицей изучения на уроках с использованием данного подхода подавляющее большинство педагогов считает текст. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка и литературы интегрированными по содержанию. Развивая идею приобщения школьников к культурному наследию нации, на практике педагоги реализуют ее экстралингвистическим путем, то есть через расширение дидактической базы уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры и культуры родного края.
Анализ работ по проблеме компетентностного подхода позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание понятий «компетенция» и «компетентность», часто используемых в одном контексте.
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».
М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».
А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).
О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности».
И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Мне ближе позиция доктора педагогических наук, академика Международной педагогической академии Хуторского Андрея Викторовича.
Несомненно, культура представляет собой движение духа, духовное творчество, творчество мысли, интеллекта, человеческого гения. Совершенно очевидна зависимость ее от языка и, соответственно, влияния на язык.
Взаимосвязь языка и культуры указывает на необходимость культуроведческого подхода к изучению языка. Данный подход предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры и духовно-эстетическое воздействие на мысли чувства и поступки обучаемых. Он предусматривает и соединяет языки и культуры в процессе формирования культуроведческой компетенции обучаемых, «обогащение их словарного запаса фоновой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере».
Формы работы, используемые при работе над методической темой: коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная
Направления деятельности:
А) урочная(через дифференцированный подход, использование разнообразного дидактического материала, в том числе собственных сборников упражнений, опыт распространения через ШМО, РМО, ГМО:публикация тестов в сборнике «Методический конструктор»).
В урочной деятельности для формирования культуроведческой компетенции используем следующие приемы:
Перекрестная дискуссия: деление учащихся на 2 группы, 1 группа ищет + у одного героя и – у другого, 2 группа наоборот. Работа не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
Прием составления маркировочной таблицы ЗУХ (что уже знал, узнал, что хочу узнать по данному вопросу подробнее).
Комплексный анализ текста.
Кепка лидера ( за правильные ответы обучающиеся получают в течение всего занятия фишки, в конце производится подсчет, абсолютный победитель получает кепку лидера, которую на следующем уроке и передает другому лидеру).
Этимологические этюды: изучение истории слов, слов из историко-культурного прошлого страны, фоновой лексики (например, масленица, матрешка, ратник, кольчуга).
Мозговой штурм.
Историческая топонимика: изучение происхождений географических названий, прежде всего, малой родины (например, Кабан(озеро),Казанка – река и название жительницы Казани.
Историко-тематический словарь: изучение слов, связанных по теме (народ, государство, труд и т.д.).
Межъязыковые сопоставления: изучение и сопоставление слов из разных языков.
Словарь писателя (поэта).
Важным источником культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания являются произведения искусства: живопись и музыка. Использование живописи и музыки на уроках позволяет реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием и такую важную человеческую потребность, как познавательно-творческую.
Произведения живописи являются «достоверным источником информации о быте и культуре родного народа, поскольку художник отбирает из жизни самые существенные, типичные явления национальной культуры, особенности характера своего народа, его быт, традиции». Работа по картине помогает строить обучение родному языку, тесно связанное с освоением реальной действительности, способствует «погружённости» учащихся в изображаемый художником мир.
Музыкальные произведения звучат на уроках литературы как фон при исполнении лирических и прозаических произведений, способствуют сопоставлению лирических и музыкальных произведений, созданных на основе лирики поэтов-классиков.
Б) внеурочная – позволяет синтезировать эти понятия, вывести их на другой уровень через работу по программе элективного курса «Святая Русь», разработанного и опробированного на протяжении нескольких лет в гимназии (программа – участник всероссийского конкурса «Родник души», 2012 г.; участник четвертого городского конкурса инновационных программ, проектов и методических разработок, 2015 г.(сертификат о внесении в городской реестр)
В)внеклассная
Уроки внеклассного чтения также являются важным средством развития культуроведческой компетенции, так как позволяют «переносить знания, умения и навыки, полученные на уроках, в сферу нерегламентированной речи, позволяют связать их с материалом самостоятельного чтения, близкого интересам учащихся и наиболее свободного в выборе книг и тем для обсуждения».
Уроки внеклассного чтения позволяют закреплять и углублять самостоятельную речевую и творческую деятельность учащихся, находят свое отражение в проектной деятельности. Так, в классе на протяжении нескольких лет выпускается журнал «Путевые заметки».
Такая работа позволяет развивать языковую личность учащихся, осуществлять интеграцию в преподавании школьных дисциплин, реализовать культуроведческий подход в преподавании русского языка и литературы.
Внеурочная и внеклассная деятельность школьников воспитывает бережное отношение к слову, к богатству языка и стремление настойчиво овладевать этими богатствами. Внеурочная и внеклассная работа – хороший помощник и союзник в развитии творческих возможностей детей, формировании у них культуроведческой компетенции.
Диагностика:
В условиях нарастания международных коммуникаций, развития средств массовой информации, роста миграции населения, актуальным является изучение психологии этничности как одного из смыслообразующих факторов в поведении человека. Современные условия жизни показывают, что одной из самых уязвимых сфер человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является этничность, этническая идентичность. Нарушения этнической идентичности могут обусловливать появление напряженности между различными этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтов. Исследования показывают, что обретение человеком целостной этнической идентичности обусловливает его психическое созревание, способствует повышению степени психической адаптации к его внутренней и внешней среде.
Установлено, что именно подростковый возраст является ключевым моментом формирования этнической идентичности. Многие психологи полагают, что «реализованной» идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте. Однако ряд исследователей отмечают наличие несформированной, или диффузной, этнической идентичности у подростков.

Педагогами-психологами нашей гимназии было проведено психологическое исследование на учащихся 7-11 классов.
Опрос проводился анонимно, т. к. достоверность результатов, получаемых по методикам такого типа, существенно повышается.
В качестве диагностического материала была взята методика Г.У.Солдатовой, С.В.Рыжовой «Типы этнической идентичности».
Данная методическая разработка позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности. Один из показателей трансформации этнической идентичности – это рост этнической нетерпимости (интолерантности). Толерантность/интолерантность – главная проблема межэтнических отношений в условиях роста напряженности между народами – явилась ключевой психологической переменной при конструировании данного опросника. Степень этнической толерантности респондента оценивается на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении собственной и других этнических групп, порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженности агрессивных и враждебных реакций в отношении к другим группам.
Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности выделены на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе, и заканчивая национальным фанатизмом – апофеозом нетерпимости и высшей степенью негативизма по отношению к другим этническим группам.
Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности.
1. Этнонигилизм – одна из форм гипоидентичности, представляющая собой отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию.
2. Этническая индифферентность – размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.
3. Норма (позитивная этническая идентичность) – сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. В полиэтническом обществе позитивная этническая идентичность имеет характер нормы и свойственна подавляющему большинству. Она задает такой оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как условие самостоятельности и стабильного существования этнической группы, с другой – как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.
Усиление деструктивности в межэтнических отношениях обусловлено трансформациями этнического самосознания по типу гиперидентичности, которая соответствует в опроснике трем шкалам:
4. Этноэгоизм – данный тип идентичности может выражаться в безобидной форме на вербальном уровне как результат восприятия через призму конструкта «мой народ», но может предполагать, например, напряженность и раздражение в общении с представителями других этнических групп или признание за своим народом права решать проблемы за «чужой» счет.
5. Этноизоляционизм – убежденность в превосходстве своего народа, признание необходимости «очищения» национальной культуры, негативное отношение к межэтническим брачным союзам, ксенофобия.
6. Этнофанатизм – готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток», отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.
Этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм представляют собой ступени гиперболизации этнической идентичности, означающей появление дискриминационных форм межэтнических отношений. В межэтническом взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения, возникающего как реакция на присутствие членов других групп, до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий против другой группы и даже геноцида.
В зависимости от суммы баллов, набранных испытуемым по той или иной шкале (возможный диапазон – от 0 до 20 баллов), можно судить о выраженности соответствующего типа этнической идентичности, а сравнение результатов по всем шкалам между собой позволяет выделить один или несколько доминирующих типов.
Для сравнения нами был взят средний показатель по группе.
Показателем большей степени сформированности этнической идентичности подростков полагалось наличие большего количества позитивных и меньшего количества негативных отношений к этничности по самоопределению и согласованным с ней этнофункциональным признакам, а показателем большей степени этнофункциональной рассогласованности системы отношений личности, наоборот, – наличие меньшего количества позитивных и большего количества негативных отношений подростков к этническим признакам, этнофункционально согласованным с их этничностью по самоопределению.

Результаты:
Таблица 1.
Класс Этнонигилизм Этническая индифферентность Норма (Позитивная этническая идентичность) Этноэгоизм Этноизоляционизм Этнофанатизм
7 4,7 10,1 14,4 6,8 7,2 9,5
8 5,1 12,6 16,1 6,6 5,7 9,3
9 3,4 11,1 17,3 7,4 5,5 8,5
10 3,8 11,6 14,9 4,5 3,8 7,1
11 3 12,4 15,3 5,1 5,8 7,2
Всего 4,16 11,48 15,52 6,1 5,58 8,7

Рисунок 1.

Выводы:
Наиболее выраженным типом этнической идентичности 7 – 11 классов является норма (позитивная этническая идентичность). Ее диапазон на разных возрастных этапах от 14,4 до 17,3 баллов, что соответствует высокому уровню.
Вторым по выраженности типом этнической идентичности 7 – 11 классов является этническая индифферентность. Ее диапазон на разных возрастных этапах от 10,1 до 12,6 баллов, что соответствует среднему уровню выраженности.
По шкалам 1,4,5, 6 уровень не превышает 10 баллов, но они имеют место быть.
Этническое самосознание подростков не имеет значимых отличий на разных возрастных этапах (Рисунок 1).
Полученные данные могут быть использованы в работе классных руководителей.
Результативность учителя:
1) Диплом 3 степени за участие в конкурсе «Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе», Управление образования РТ, 2004
2) Диплом лауреата конкурса «Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе», Управление образования РТ, 2006
3) Диплом 2 степени конкурса «Использование высоких технологий в учебно- воспитательном процессе», Советский район, 2007
4) Диплом 1 степени за участие в республиканском конкурсе «Использование новых информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности», Министерство образования и науки РТ, Казань, 2008
5)Грамота за успешное участие во всероссийском конкурсе «Код свободы» в проекте апробации пакета свободного обеспечения в рамках приоритетного национального проекта «Образование», Москва, 2008
6) почётная грамота МОи Н РТ, 2009
7) грант президента РТ, 2010
8) грант "Наш лучший учитель", 2011
9) победитель районного этапа конкурса "Женщина года", в номинации "Классный руководитель", 2012
10) Аспирант 2 года обучения К(П)ФУ, с 2012
11)Благодарственное письмо от КФУ за руководство педагогической практикой студентов, 2012, 2013 гг.
12) Член регионального отделения ОО «Ассоциация учителей литературы и русского языка», с 2014
13) Участник общероссийского проекта «Школа цифрового века», диплом, 2012
14)Межрегиональный конкурс дополнительных образовательных программ «Родник души», диплом участника, 2012
15) Участник 2 Межрегиональной заочной НПК «Перспективы развития образования в условиях введения ФГОС и ФГТ(сертификат), 2013
16)Участник Международной научно-практической конференции 21 Голубковские чтения на тему: «Изучение литературы в контексте современных образовательных стратегий»(сертификат), 2013
17) Всероссийская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в 21 веке(Татьянин день»), диплом участника, 2013,2014, 2015гг.
Результат тестирования в формате ЕГЭ – 88 баллов. Сертификат №30499 от 11.04.2011 выдан ГУ «РЦМКО».
Результативность учащихся:
1)Олимпиада по русскому языку: Сафина Римма, район 1место, город – 5 место, республика -10 место, 2007г.; Фокина Валерия, 2013, район -победитель, город- призер, район, район, город –призер, республика-участие, 2014г; Евтихова Екатерина -2 место район,2013г.
2) Олимпиада по литературе: Чепкунова Регина, район -2 место, Щепеткова Дарья, район – 3 место, 2007;
3) I Республиканская олимпиада студентов и школьников, посвящённая первопечатнику Ивану Фёдорову, Шибаева Карина, 9Б, участие, 2014;
4) Районный конкурс «Красна девица», Виволанец Анастасия, 9Б, участие, 2014;
5) районный конкурс сочинений «Письмо солдату»: Ермолаева Карина Рустамовна МБОУ «Гимназия №125» , 8Б - 2 место;Назмутдинова Алия Алмазовна МБОУ «Гимназия №125» , 9Б – 2 место;Гавриш Анна Викторовна МБОУ «Гимназия №125» , 9Б – 3 место, 2014;
6) Виволанец Анастасия - лауреат всероссийского конкурса «Познание и творчество» в номинации «Мои любимые книжки», 2012 ;
7)Фокина Валерия, 5Б, 3 место в районном конкурсе ЦДТ «Танкодром» «Наша дружная, здоровая семья!» в номинации «Экологические традиции нашей семьи», приказ № 275 от 24.04.2012 г.
8) Евтихова Екатерина, публикация статьи «Как я ходила на день рождения артиста» в газете «Старшеклассники», 2012
9)Жаркова Полина, 7Б,1 место в районном конкурсе, посв. 200-летию Бородинской битвы, декабрь 2012;
10) Евтихова Екатерина, 1 место во всероссийском конкурсе «Родное слово», 2012
11) Чинаева Илюзан, Харчин Альберт, всероссийский конкурс «Познание и творчество» в номинации «Лингвистическая археология», лауреаты,2011г.;
12) «Познание и творчество» в номинации «Я знаю русский язык» Хисамиева Диляра – призер( 3 место),2011г.;
13)НПК 4 «Ломоносовские чтения», Щепеткова Дарья, диплом 1 степени, 2010
14) Кирилло-мефодиевские чтения,Ахметзянова Алина, диплом 3 степени, 2006г.; Чепкунова Регина, диплом 3 степени, 2007г., диплом 2 степени, 2008 г.; Ермолаева Карина, Фокина Валерия, Шумилова Алена, участие, 2012 г.
15) 5 всероссийско-гуманитарная просветительская конференция «История моей страны – страница многовековой истории отечества» Давлетшина Фируза, диплом лауреата, 2010г.
16) 20% обучающихся выпуска 2013-2014 года имеют результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку от 87 до 95 баллов.

Литература
4. Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – http://quality.petrsu.ru/file/74/%EA%EB%FE%F7%E5%E2%FB%E5%20%EA%EE%EC%E
7. О.Е.Лебедев. Компетентностный подход в образовании. -http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22
8. А.В.Хуторской. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Приложение№ 1
Тематика:
Духовно-нравственное воспитание и
национально-культурные традиции
Святая Русь
(элективный курс для учащихся 8-9 классов)
1. Пояснительная записка.
Цель воспитания – воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного обучающегося с формированием общечеловеческих норм поведения, моральных ценностей, правил культурного общения; создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих
Задачи:
- формирование у учащихся умения ориентироваться в новой социальной среде и сохранять традиции своих предков;
- развитие индивидуальных способностей школьников;
- формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
- развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
- воспитание духовно-нравственных качеств личности;
- создание благоприятных условий для выработки и проявления детьми высокой гражданской и нравственной позиции;
- формирование инициативности, самостоятельности;
- пробуждение интереса к истории своей семьи, её традициям, сближение интересов детей и родителей, воспитание уважения к старшему поколению;
- формирования у учащихся уважения к людям труда, вырабатывать умение трудиться, навыки самообслуживания.
Ценностные установки воспитания российских школьников:
- патриотизм (любовь к своей малой родине, России, к своему народу, служение Отечеству);
- социальная солидарность (личная и национальная свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (долг перед старшим поколением и семьёй, правовое государство, закон и порядок, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, забота о старших и младших, почитание родителей, здоровье);
- наука (экологическое сознание, познание, научная картина мира, истина);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- природа (планета Земля, жизнь, родная земля, заповедная природа);
- человечество (многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, мир во всём мире);
Актуальность:
На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям заложена идея сохранения и развития традиций, которые предполагает историческое и литературное краеведение, работу над такими «общечеловеческими ценностями»:Человек – как личность, Семья, Родина, Россия, Родной язык, Земля, Природа, Знания, вера, Милосердие, Память.
Все наши идеи не могут быть осуществлены, если не будут учтены потребности ребёнка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступеням Самопознания, Самообразования, Самовоспитания ребёнок становится способным самореализовываться, то есть найти истинные цели и достичь смысла собственной жизни. В свете всего вышесказанного, данная программа является сейчас очень актуальной и востребованной, так как воспитательная функция практически целиком возложена на школу, и воспитание гражданина истинным патриотом своей Родины невозможно без знаний о её истории и культуре.
Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности
К сожалению, в наше время - время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различных источников - очень сложно заинтересовать учеников внеклассным уроком по тому или иному предмету, так как даже основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно, и уровень образования в стране, по сравнению с советскими временами, резко снизился. Заинтересовать учеников, привлечь внимание к предмету может элективный курс «Святая Русь», изучение которого поможет ученикам глубже проникнуть в содержание литературных произведений, изучаемых на уроках, развить свой словарный запас по русскому языку в результате работы с новыми для детей словарными словами, являющимися историзмами и архаизмами, развить устную и письменную речь учащихся, приобрести опыт публичных выступлений.
Русская литература является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение. Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно русская литература дает возможность сохранить в сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.
Особенности реализации:
 формы проведения занятий
 Лекция с элементами беседы.
 Работа в группах.
 Исследование.
 Работа с текстом.
 Словарная работа:
 Выступление с подготовленными сообщениями
 Сбор данных, обсуждение, выводы, заключение.
 Дискуссия
 Создание проекта
 Круглый стол

 виды деятельности
 краеведение,
 литературное творчество,
 художественно-исполнительная деятельность.
Занятия краеведением обращены к изучению жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться прошлым недостаточно, надо помогать его беречь. Краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме.
Общение с литературой неизбежно сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения.
Потенциал художественно-исполнительной деятельности школьников реализуется во время устных выступлений, создающих условия для самовыражения через звучащее слово.
Степень готовности Программы
 Результаты апробации Программы
Авторская программа в течение нескольких лет апробирована в гимназии № 125, в результате чего получены хорошие результаты в духовно – нравственном воспитании учащихся. В мае 2010 года с системой работы по духовному просвещению знакомились учителя Пестречинского района, в 2013 году – учителя города Казани в рамках городского семинара.
 Оценки эффективности внедрения программы
Эффективность программы оценивалась через анкетирование учащихся участников программы, в которой выявились высокие результаты экспериментальной группы по сравнению с контрольной(см. Приложение № 1).
Анкетирование проводилось дважды, в начале и в конце работы над программой в двух классах, что позволило отследить эффективность обучения экспериментальной группы, так, при ответе на вопрос «Что такое архитектура?» участники экспериментальной группы улучшили свой результат с 24 до 88 процентов, в то время в контрольной группе за этот же период качество увеличилось незначительно, с 38 до 49 %.
Кроме того, эффективность программы доказывается через опрос учителей-предметников(историков, классных руководителей), которые подтверждают, что у учащихся экспериментальной группы повысилось толерантное отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий (см. Приложение № 2)
 Уровень экспертной оценки
Данная программа была высоко оценена рецендентом, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогической психологии ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Татарстан Лушпаевой И.И.
2. Планируемые результаты освоения:
• В процессе обучения по данной программе учащиеся будут знать:
 историческое наследие русского народа
 о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре,

 технику устной и письменной презентации проекта
• В процессе обучения по данной программе учащиеся будут уметь:
 работать с научными источниками
 анализировать и критически осмысливать авторский текст
 проводить дискуссии и учебные семинары

• Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности:
 компетентность- осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений.
 информационная- способность грамотно выполнять действия с информацией;
 коммуникативная - способность вступать в общение с целью быть понятым;
 социальная - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
 предметная - способность применять полученные знания на практике.
 коммуникабельность - легкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия
 предприимчивость – способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность
 самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснений
• Формы учета знаний, умений; система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения материала
 два вида опроса: текущий опрос, связанный с проверкой усвоения и закрепления того материала, который непосредственно изучается, и обобщающий опрос, подводящий итоги работы по текущей теме, связанный с повторением и углубленным обобщением пройденного материала.
 Тесты закрытого типа (на грамматический материал):
Выберите правильный вариант ответа к каждому вопросу, вычеркнуть лишнее, вписать нужное,
 работа блиц-опроса с сигнальными картами
 работа с перфокартами
 тесты, решение которых приводит к созда¬нию схем, графиков — это объединение стрелками («дорожками») элементов, свя-занных между собой знаний. Работа с таки¬ми тестами помогает ребенку устанавли¬вать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются.
• Форма подведения итогов
-Разработка литературно-исторических занятий по тематике для ознакомления учащихся младших классов в рамках классных часов (см. Приложение № 3)
Обобщающее занятие. Работа в группах. Выступления учащихся с докладами, проектами, творческими работами. Ученик получает зачет при условии выполнения итоговой творческой работы и активного участия на практических занятиях.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: презентация с устным выступлением. Всё это осуществляется под чутким руководством педагога.
3. Тематический план
программы элективного курса «Святая Русь»
№ п/п Раздел, тема Вид занятия Количество часов
Лекция Практика
Архитектура (1ч.)
1 Язык архитектуры 1 1
Русское зодчество(2ч.)
2 Первые столетия русского зодчества 1 1
3 Деревянная архитектура. 1 1
Кремль(2ч.)
4,5 Московский кремль. Казанский Кремль. 1 1 2
Монастырь(6 ч.)
6. Монастырь. Устройство монастыря. 1 1
7 Раифский монастырь 1 1
8 Остров-град Свижск: история создания. 1 1
9 Остров-град Свижск: Богородице-Успенский мужской монастырь. 1 1
10 Остров-град Свижск: Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь. 1 1
11 Остров-град Свижск: монастырь Макарьевской пустыни 1 1
Средневековый город(2ч.)
12 Средневековый город. 1 1
13 Средневековый город. Практикум. 1 1
Живопись(4ч.)
14 Живопись. Язык древнерусской живописи 1 1
15 Древнерусская икона. Икона Казанской божьей матери. 1 1
16 Настенная живопись. 1 1
17 Феофан Грек и Андрей Рублев. 1 1
Обобщающее занятие. семинар.(1ч.)
18 Обобщающее занятие. Семинар. 1 1

4. Содержание программы.
1. Архитектура (1час – лекция).
Тема 1: Язык архитектуры. Понятия «Архитектура» Большие и малые архитектурные формы. Строительный материал архитектуры. Лекция с элементами беседы.
2. Русское зодчество(2часа – 1- лекция, 1 - практика)
Тема 2: Первые столетия русского зодчества. Софийский собор в Киеве, церковь Спаса на Нередице (Новгород), Успенский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли. Лекция. Работа в группах. Исследование. Работа с текстом. «Храм Покрова на Нерли».
Тема 3: Деревянная архитектура. Кижи, «Восьмое чудо света» - деревянный дворец в Коломенском. Словарная работа: венец, городня, забрало, лемех, наличник, остров, подклет, сруб. Выступление с подготовленными сообщениями, работа с текстом «Кижи».
3. Кремль (2часа: 1- лекция, 1 - практика)
Тема 4,5: Московский кремль. Казанский Кремль. Схема Московского и Казанского Кремлей, тайны кремлевских башен, усыпальница русских царей, Благовещенский собор, куранты. Сбор данных, обсуждение, выводы, заключение.
4. Монастырь(6 часов:4 часа – лекция, 2 часа - практика )
Тема 6: Монастырь.
Устройство монастыря. Функции монастырей, схема монастыря, центры средневековой культуры. Как люди становились монахами. «Житие Сергия Радонежского» - отрывок. Словарная работа: игумен, келья, монах, обет, трапезная. Лекция. Сбор данных для написания реферата.
Тема 7: Раифский монастырь. История создания. Основатель. Строительство. Разруха. Возрождение. Практика. Выступление с подготовленными сообщениями.
Тема 8: Остров-град Свижск: история создания. Местонахождение, год построения, роль Ивана Грозного в строительстве, особенности построения, роль в торговле и военном деле. Лекция.
Тема 9: Остров-град Свижск: Богородице-Успенский мужской монастырь. Расположение, подворье, настоятель, история монастыря в советское время, возрождение. Лекция. Работа в группах. Исследование. Работа с текстом.
Тема 10: Остров-град Свижск: Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основание, женская обитель, 3 храма, башня-часовня. Практика. Выступление с подготовленными сообщениями.
Тема 11: Остров-град Свижск: монастырь Макарьевской пустыни. Основание, расположение, схимонах, возрождение, источник св. Макария с деревянной часовней-купальней. Дискуссия.
5. Средневековый город(2часа: 1час – лекция, 1 час - практика)
Тема 12: Средневековый город. Устройство средневекового города. Схема. Названия улиц. Понятие «топонимики». Словарная работа: мостовая, палаты, посад, торг, слобода, торговые ряды. Лекция с элементами беседы. Обсуждение собранных данных, работа в группах по созданию проекта средневекового города.
Тема 13: Средневековый город. Практикум. Словарная работа: мостовая, палаты, посад, торг, слобода, торговые ряды. Создание проекта средневекового города.
6. Живопись(4часа: 2 – лекция, 2 - практика)
Тема 14: Живопись. Язык древнерусской живописи. Понятие «живописи». Особенности древнерусской живописи. Загадочные символы, условности древнерусской живописи. Понятие цвета, рисунка, пропорции, композиции. Формула красоты. Лекция с элементами беседы.
Тема 15: Древнерусская икона. Икона Казанской божьей матери. История иконы Казанской божьей матери. Образы другого мира. Покровители Руси. Словарная работа: икона, левкас, мерная икона, темпера, поволока. Практикум. Выступление с подготовленными сообщениями.
Тема 16: Настенная живопись. Мозаика, Софийские самоцветы. Фреска. Первый русский портрет. Лики на стенах. Смальта. Лекция. Работа в группах.
Тема 17: Феофан Грек и Андрей Рублев. Инок Андрей. Схема иконостаса. Практикум. Обсуждение собранных данных, работа с архивным материалом.
7. Обобщающее занятие. Семинар.(1час - практика)
Тема 18: Обобщающее занятие. Семинар. Общая характеристика архитектуры и искусства древней Руси. Круглый стол. «Актуальность изучения современными школьниками архитектуры и искусства древней Руси». Обобщающее занятие. Работа в группах. Выступления учащихся с докладами, проектами, творческими работами.
5. Список литературы для учителя:
1. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
2. Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого российского государства IX-XIX вв. Москва, «Современник», 1994;
3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург, 1997
4. Из истории русской культуры, том 5, Язык русской культуры, Москва, 1996
5. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи – М., 1993
6. Забияко А.П. История древнерусской культуры учебное пособие, М., 1995
7. Рощектаев А. В. История свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря
8. Барякина Э. В. «Аргентинец» (М: Рипол-классик. — 2011 г. — ISBN 978-5-386-03723-9) — о Свияжске во время Гражданской войны

Список литературы для учащихся:
1. Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры X-XVIII вв., М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
2. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. – Киев, 1989
3. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры, XI-XVII вв., М, Гумм. Изд. Центр. ВЛАДОС, 2003
Приложение № 2
Анкеты учащихся
1. Результаты анкетирования учащихся экспериментальной
группы (количество 25 учащихся)
№ вопроса п/п Вопрос Результаты ответов(в %)
До начала изучения курса В конце изучения курса
1 Что такое архитектура? 24 88
2 Когда, по твоему мнению, на Руси появились первые архитектурные сооружения? 16 76
3 Где находится Софийский собор? 24 92
4 Где находится церковь Спаса на Нередице? 32 96
5 Где находятся Кижи? 28 88
6 Из какого материала построены Кижи? 68 100
7 Что такое Кремль? Назовите несколько Кремлей. 52 100
8 Для чего на Руси строили Кремли? 60 96
9 Что такое монастырь? Какую функцию зачастую выполнял монастырь в Древней Руси? 24 88
10 Как располагались здания в средневековом городе? 36 100
11 Что такое топонимика? 16 72
12 Какие ремесла были характерны для средневекового русского города? 52 92
13 Что такое «живопись»? Была ли живопись в Древней Руси? 40 88
14 Что служило материалом для создания икон? 24 88
15 Что такое «мозаика» и «фреска»? 16 80
16 Что украшалось мозаикой и фресками? 32 100
17 Назовите первых русских иконописцев. 12 84

2. Результаты анкетирования учащихся контрольной группы
(количество 21 учащихся)
№ вопроса п/п Вопрос Результаты ответов(в %)
До начала изучения курса В конце изучения курса
1 Что такое архитектура? 38 42.9
2 Когда, по твоему мнению, на Руси появились первые архитектурные сооружения? 14 19
3 Где находится Софийский собор? 24 24
4 Где находится церковь Спаса на Нередице? 24 29
5 Где находятся Кижи? 38 47
6 Из какого материала построены Кижи? 57 67
7 Что такое Кремль? Назовите несколько Кремлей. 52 57
8 Для чего на Руси строили Кремли? 47 52
9 Что такое монастырь? Какую функцию зачастую выполнял монастырь в Древней Руси? 24 33.3
10 Как располагались здания в средневековом городе? 33.3 38
11 Что такое топонимика? 24 24
12 Какие ремесла были характерны для средневекового русского города? 42.9 52
13 Что такое «живопись»? Была ли живопись в Древней Руси? 19 29
14 Что служило материалом для создания икон? 14 29
15 Что такое «мозаика» и «фреска»? 29 29
16 Что украшалось мозаикой и фресками? 42.9 52
17 Назовите первых русских иконописцев. 14 24

Приложение № 3
Результаты анкетирования учителей-предметников
и классных руководителей
№ п\п Вопрос Изменилось ли отношение учащихся по данному вопросу в экспериментальной группе в положительную сторону Изменилось ли отношение учащихся по данному вопросу в контрольной группе в положительную сторону
1 Стали ли учащиеся данной группы более толерантны по отношению к представителям других национальностей и других вероисповеданий? да нет
2 Стали ли учащиеся данной группы более компетентны в истории архитектуры, искусства и промыслов Древней Руси? да нет
3 Можно ли говорить о развитии устной и письменной речи учащихся по отношению к раннему периоду? да нет
4 Можно ли говорить о развитии у учащихся компетенции в области коммуникационных технологий? да нет
5 Достаточен ли учащимся опыт публичных выступлений на элективных курсах? да нет

Прикрепленный файлРазмер
DSC_009744.jpg37.55 кб
описание опыта работы Хабибуллина И.Н.МБОУ Гимназия 125.docx81.03 кб

Комментарии

Уважаемая Ирина Николаевна, Вы - учитель с большой буквы! Ваша педагогическая деятельность является примером для многих учителей. Успехов в Вашем интересном и нужном деле!

Ясавеева Динара

Уважаемая Ирина Николаевна. Позвольте выразить Вам свою благодарность от лица родителей выпуска 2010 года. Система работы по духовно-нравственному воспитанию дала свои плоды. Выпускники успешно социализируются и адаптируются в обществе.

Спасибо за Вашу творческую работу, консультации и очень нужный материал!

Шагова Ю.А.

Молодец! Огромная работа!

Спасибо Вам за очень полезную и нужную информацию