SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Обобщение опыта работы

DSC04239

1. Сведения об авторе
Я работаю 14 лет в должности педагога дополнительного образования в Центре внешкольной работы Авиастроительного района в отделе туризма, краеведения и экскурсий.

Являюсь руководителем объединения «Активисты школьного музея» и занимаюсь с детьми краеведческой и экскурсоводческой деятельностью на базе школьного этнографического музея гимназии №37 «Наследие времён».
Представляю вашему вниманию видео о нашем этнографическом музее "Наследие времен" Смотреть видео...

В 2007 году окончила Казанский государственный педагогический институт по специальности педагог- психолог.
Основной целью занятий в объединении является:
- Формирование социально активной личности учащегося – гражданина, патриота средствами краеведения, музейной и экскурсионной деятельности.
Цель достигается через решение следующих задач:
Образовательные:
• расширить и углубить знания учащихся по истории своей страны, своего края, школы, семьи;
• обучить начальным профессиональным навыкам экскурсовода, краеведа, историка;
• сформировать у учащихся навыки работы с историческими источниками, мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью;
• обучить ораторскому искусству, навыкам публичного выступления ;
• сформировать навыки проектной, исследовательской, поисковой деятельности.

Воспитательные:
• воспитать гражданственность и патриотизм, любовь и уважение к родному краю;
• воспитать бережное отношение к историческому наследию.
Развивающие:
• развить потребность к самостоятельному изучению истории родного края;
• развить лидерские качества, творческие, интеллектуальные и организаторские спо¬собности воспитанников
Особое внимание при изучении программы «Активисты школьного музея» уделяется развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере: изучения памятников и достопримечательностей великой истории и культуры города; природного ландшафта; непосредственного общения с людьми труда в городе и деревнях.
Большое внимание уделяется экскурсионной подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют значительную группу в коллективе музея, в их деятельности находят концентрированное выражение как общие музейные, так и чисто педагогические аспекты учебной сущности школьного музея. Экскурсионная пропаганда тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внеклассных мероприятий, с уроками литературы, истории, обществознания, ИЗО, трудового обучения, окружающего мира и т.д.
2.Условия формирования опыта.
Обучение в объединении ведётся мною по адаптированной программе «Активисты школьного музея». За основу взята учебная программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, рекомендованная Министерством Образования.
Программа «Активисты школьного музея» носит интегрированный характер, так как:
- она направлена на интеграцию разных видов деятельности ребенка,
охватывает все основные направления его развития (познавательное, художественно - эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и т.д.);
- предполагает сочетание исторического и литературного краеведения с экскурсоводческой и экспедиционно-поисковой деятельностью учащихся.
Предлагаемая программа по обучению активистов школьного музея рассчитана на 2 года. Возраст обучающихся 10-16лет.

Программа «Активисты школьного музея» разработана в соответствии с концепцией Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
3. Теоретическая база опыта.
Учебно-воспитательный процесс по программе ведётся на базе школьного этнографического музея гимназии № 37 «Наследие времён».
Музей часто сравнивают со школой. Правда, школа эта необычная. Учиться в ней можно всю жизнь. Пришедшие в залы музея не только получают знания, но и учатся быть личностью. И ребенок, и взрослый, посещая музей, открывает для себя нечто новое, неизвестное из того, что создано творческим гением человечества. Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть само достаточным в будущем, но, к сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с обратным. Достижения современности так быстро и активно входят в повседневную жизнь наших детей, что быт не только далеких предков, но и живущих людей является для него тайной «за семью печатями». А вместе с этим теряется значительный пласт национальной культуры, знание родного языка, морально - этических воззрений народов.
Где современный школьник может увидеть и потрогать коромысло, не то, которое «через реку повисло», а настоящее, ставшее полированным от плеч той молодицы, что «за водой поутру шла»? А прялки, на которых «три девицы под окном пряли поздно вечерком»? А ушат, в котором предлагал плескаться Мойдодыр? Только в музее, в котором собраны старинные предметы, найденные детьми в поселениях и деревнях в результате поисковых экспедиций. Радует, что наш музей и весь материал разделов экспозиции, существует не как собрание пыльных экспонатов. Все накопленные экспонаты музея работают и помогают растить инициативных и творческих знатоков историко-культурного наследия России и родного края.
Организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся – приобщение их к исследовательской работе, к выполнению творческих поисковых заданий, воспитания патриота и гражданина своей страны.
4. Актуальность и перспективность опыта
Воспитание патриота и гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения страны, приоритетное и актуальное направление воспитания подрастающего поколения.
Формирование у детей таких качеств, как гражданственность, духовность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
К.Д Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации; подготовить себя физически здоровым, способным преодолевать жизненные трудности и ситуации. Поэтому актуальность программы заключается в приобщении воспитанников к традиционному наследию родного края, основанному на понимании духовных ценностей народа.
5. Новизна опыта
Новизна программы заключается в обновлении традиционных форм работы с активистами школьного музея с учетом возможностей интернет-ресурсов.
Отличительной особенностью программы является приоритет музейно-экскурсионной деятельности, которая играет исключительную роль в дополнительном образовании школьников, в гражданском становлении их личности. Причем, ребенок выступает не как пассивный наблюдатель, а как активный создатель музейных экспозиций, разработчик экскурсий, организатор и участник акций.
Музей - это хранилище памятников материальной и духовной культуры и естественноисторических коллекций, являющихся первоисточником знаний о развитии природы и человеческого общества. Памятники истории и культуры отражают важнейшие события в жизни края или страны в «концентрированном» художественном виде. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у учащихся научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.
Педагогическая целесообразность. Образовательная программа «Активисты школьного музея» призвана обеспечить создание целостной культурно – образовательной и социально – воспитательной среды для гражданского самоопределения и личностного самовыражения обучающихся. Она базируется на интересе детей к историко – культурному наследию своей страны, республики, носит ярко выраженный практико – ориентированный характер, так как в процессе обучения дети на практике приобретают навыки, применимые в различных жизненных ситуациях
( выступление на публике, занятие научно-исследовательской деятельностью). Знания, которые дети получают в объединении, носят долговременный, мировоззренческий характер.
6.Адресность опыта.
Направленность программы: туристско - краеведческая.
Она опирается на принципы, которые предусматривают изучение материала методом от простого к сложному, с учетом возрастных и психологических особенностей детей; использование широкого круга наглядных пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.
Программа «Активисты школьного музея» обеспечивает единство образовательной и воспитательной среды; социальной активности личности ребёнка; индивидуализации; мотивированности; профориентации; взаимодействия личности и коллектива.
7.Трудоёмкость опыта.
Для ведения экскурсионной деятельности в школьном музее гимназии разрабатываются тематические экскурсии и музейные уроки, такие как:
1. Обзорная экскурсия по музею «Наследие времен» (на русском и татарском языке) для гостей школы, для уч-ся других школ, ветеранов микрорайона и родителей уч-ся.
2. «Матрешек пестрый хоровод: история производства матрешек» (на русском и английском языках).
3. «Самовар мой кипит на дубовом столе: из истории самовара» (на русском и английском языках).
4. «Полотенце в обрядах и семейной традиции».
5. «Государыня-печка».
6. «Экскурс в историю татарской культуры.»
7. «Прялка – предмет народного быта. Все о прялке и пряхе».
8. «Кто весь мир научил стучать на пишущей машинке?»
9. «От лучины до нагревательных приборов».
10. Интерактивная игра-экскурсия «Русский дом».
11. Одежда на Руси: деревенские посиделки.
Большое внимание в своей работе я уделяю изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного творчества. Особый интерес для меня и моих воспитанников представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой местных растительных материалов: береста, соломка и др. В данных экскурсиях активно используются музейные предметы с рассказом об их истории.
8. Технология опыта.
Как мы вовлекаем в работу музея детей?
Активистом школьного музея можно стать с 5-го класса. В октябре для учащихся 5-7 классов объявляется конкурс «Найди в экспозиции музея предмет» (по фотографии экспоната). Так учащиеся глубже знакомятся с музеем и его экспонатами.
Для мотивации и развития интереса к поисковой деятельности я использую такие формы как:
-игра;
-соревнование;
-поисково-исследовательскую деятельность;
-ведение экскурсий;
-подворовые, поквартирные обходы актива (иногда выездные) – сбор экспонатов;
- этнографические экспедиции;
- взаимодействие с музеями города.
На базе музея работают:
• три группы экскурсоводов: на русском, татарском и английском языках;
• поисковики;
• исследователи;
• корреспонденты;
• архивариус;
• лекторы;
• оформители;
• фондовики.
Ни для кого не секрет, что учащиеся, приходя в музей, скучают и не усваивают информацию, которую до них пытаются донести. Они не подготовлены к восприятию сложного языка сотрудников музея, к постижению скрытого смысла окружающих их вещей. Решить эту сложную задачу помогают нам экскурсоводы - учащиеся. Они сами принимают участие в разработке экскурсии, изучают специальную художественную литературу, используют интернет ресурсы и информацию об экспонатах, собранную в экспедициях и краеведческих исследованиях и походах, адаптируют её к аудитории. Поэтому экскурсии в школьном музее ведутся на доступном языке, с соблюдением возрастных особенностей.
Посещая школьный музей, дети постоянно знакомятся с информацией о прошлом своего края: изучают традиции, обычаи русского и татарского народа. История каждого экспоната – часть истории страны и всего нашего народа.
Школьный музей постоянно обновляется новыми интересными экспонатами. С каждым годом тематика музейных уроков расширяется.
Почетно носить бейджик «Активист школьного музея», но он выдается не каждому. Его нужно заслужить.
• Найти материал об экспонате;
• Выступить с этим материалом на секции экскурсоводов;
• Сделать необходимые дополнения;
• Составить экскурсию по алгоритму;
• Представить библиографию,
После проведения 10 экскурсий вручается удостоверение экскурсовода.
Далее экскурсовод включается в работу по созданию этнографического словаря к тематическим экскурсиям и музейным урокам. При разработке этнографического словаря речь учащихся становится богаче, ярче, они узнают о многозначности слова, его этимологию, учатся сравнивать и делать выводы.
Начиная с 6 класса, ребята начинают уже более глубокое изучение истории каждого экспоната.
Музей не проходит мимо знаменательных дат и событий, воспитывает небезразличных граждан нашего государства. В этом году активизировалась работа по подготовке к 70- летию Победы. С искренним интересом весь состав активистов школьного музея взялся за оформление выставки «Время уходит, память остаётся» и проведение экскурсий по ней. В основном по подлинным экспонатам военных лет.
Всего было проведено 26 экскурсий. А всего за 2013-2014 учебный год было проведено 49 экскурсий:
• Для учащихся гимназии 38 экскурсий;
• Для учащихся других школ 6 экскурсий;
• Для детей из детских садов 4 обзорных экскурсий;
• Для гостей школы 3 экскурсии;
• Выездных 6 экскурсии;
• Лекций 9;
• Музейных и предметных уроков 7.
Активисты школьного музея проводят экспедиционную и поисково- исследовательскую работу по различным направлениям, с последующим участием в научно-практических и исследовательских конференциях…
Так в 2014 году была представлена работа по воспоминаниям и исследованию семейного архива участницы войны Граненковой К.Е., о которой активисты школьного музея узнали, проявив инициативу поквартирного обхода дома, выстроенного рядом со школой. С этой поисково- исследовательской работой выступили на городской научно- практической конференции «Наследники Великой Победы», где заняли 3 место.
В этом же доме проживает летчик - участник Великой Отечественной войны Лазарев В.И. Хасанова Камилла и Варламова Лиза записали его воспоминания о ВОВ и сделали небольшой видео- фильм.
Мы и наши дети - это последнее поколение, которое видит живыми участников ВОВ. Это живые легенды войны, и пока они живы, надо успеть записать их воспоминания о реальных трагических днях и событиях в истории России. Этим занимаются активисты школьного музея.
Всего на учете в музее состоит 8 участников войны и 3 жителя блокадного Ленинграда и о каждом из них в записях, фотографиях, видеороликах, видеофильмов имеется материал, который копится и обрабатывается активистами школьного музея.
Помимо традиционной формы работы используется и инновационные:
• Интерактивное сопровождение деятельности музея, создание виртуальных туров и экспозиций музея.
• Виртуальные экскурсии (видео: обзорные экскурсии, тематические, история музея).
• Выездные экскурсии.
• Блогерство, информационное сопровождение сайтов ЦВР и гимназии №37.

Библиографический список

1. Александров Ю.Э. Некоторые советы экскурсоводам. Методика подготовки и проведения экскурсии на архитектурные, градостроительные темы.- Москва, 2002
2. Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсии. Методически рекомендации.- Москва, «Турист», 2006
3. Александров Ю. Н. Некоторые советы экскурсоводам. Методика подготовки и проведения экскурсий на архитектурную и градостроительные темы.- М., 2003. 15.Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсии: метод. рекомендации.
4. Билалов М.Ю., Зиятдинов Б.Ш.. «Социализация личности средствами музейной педагогики.- Казань, 2007

5. Верба И.А., Галкин Я.Б., Радищев А.П., Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе.- Изд. «Просвещение», 1988
6. Герасимов В. П., Огризко 3. А. Краеведческий музей и школа.- М., 1998
7. Гиндина Н. Г., Фоломеев Б. А., Шкурко А.И.. Учет и хранение музейных фондов.- М., «Просвещение», 2002
8. Девятых Л.В. Казань. Забытое и незнаемое.- Казань, 2002
9. Кузьмин В.В., Смыков Ю.И., Халиков А.Х. Казань - Путеводитель - Казань, кн. издат., 2005 1.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
10. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
11. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
. Лизинский, В.М. Программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
12. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
13.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
14. Элькин Г. Ю., Огризко 3. Л. Школьные музеи .–М., 1998
15. Создание экспозиций школьного музея. Министерство культуры, Национальный музей РТ.- Казань, 2004
16. Музееведение. Учебное пособие - Москва, 2001