SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы

info

Развивающий канон
В условиях реализации ФГОС учителю начальных классов приходится решать различные проблемные задачи:
- Как добиться успехов в развитии ученика?
- Как по-новому подойти к организации учебного процесса, чтобы не упустить главного?
- Как повысить мотивацию к учению, качество обучения?
На все эти вопросы помогают ответить ученые, создающие новые технологии и приемы обучения. Сегодня в рамках своего мастер-класса
я хочу познакомить вас с приемом развивающего обучения - развивающим каноном.

Что такое развивающий канон?
Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. Т. е. элементы задания могут быть связаны не только логикой, но также аналогиями и ассоциациями.

Для чего можно использовать каноны?
• мотивация обучения;
• развитие памяти, творческого воображения, аналитических способностей;
• активизация творчества учащихся ;
• расширение кругозора;
• формирование успешности.

Выдающийся немецкий философ Э. Кант считал: "Не мыслям надобно учить, а учить мыслить".

Вашему вниманию я предлагаю канон, в котором ответ на вопрос можно легко и быстро найти, установив связь между его элементами.

дрель трель
жар ?
голос колос

В каноне может быть не одно неизвестное, например два:
? желтый
земляника красный
? фиолетовый

Канон может иметь не один ответ, а несколько, причем между вариантами ответов существует система предпочтений, которую также нужно выявить.
Например:

животное койот
дерево клен
страна ?

Решения.
... по пути наименьшего сопротивления это может быть любая страна, например Россия.

... по начальным буквам слов правого поля - страна на букву К, например Китай.

... если учесть все связи в совокупности, это Канада.

Поэтому важно, разобрать все варианты ответов. Это должен быть анализ, исследование, а не традиционная оценка результатов в баллах. Разбор различных решений канона и способов их нахождения позволяет не только накапливать и закреплять знания, но и вводить обучаемых в атмосферу творческого поиска.
По своей структуре каноны могут иметь следующую форму:
табличную:
100 У
40 ?
60 Р

ступенчатую:
человек
голова затылок
? глаз зрачок

Учитывая возрастные особенности детей, каноны могут содержать иллюстративный материал.

Каноны могут объединяться в так называемый каскад. Это уже комплекс вопросов, для решения которых необходимо привлекать знания из различных предметных областей и дисциплин. Например:

одуванчик ? колокольчик
желтый ? фиолетовый
? земляника ?
фрукт ? овощ
? лес ?

В каскаде каждые две соседние строчки - это канон, который решается в сопоставлении с соседними.

Подводя итог, хочу отметить, что для меня развивающий канон является конкретным методическим подспорьем, т. к. он одинаково хорошо работает на уроках всех предметных дисциплин и может быть использован на любом этапе урока.

Например: математика, 1 класс, тема "Нумерация чисел" (с целью первичного закрепления);
русский язык, 2 класс, тема "Слова, близкие по значению" (актуализация знаний);

Мне , как учителю, удалось увлечь своих подопечных работой с канонами. Сегодня, являясь учащимися 2 класса, дети не только охотно решают готовые каноны , но и самостоятельно составляют свои. Опыт, накопленный в результате работы в данном направлении, мы коллегиально систематизировали в пособии "Я учусь мыслить".

Источник: http://nsportal.ru/shashkova-olga-leonidovna

Комментарии

Спасибо! Очень полезный материал! буду использовать!

Зенина Ирина

Ольга Леонидовна! Материал очень интересный. На основе данного материала учитель может создать свою лабораторию канонов и использовать на всех предметах.

Гузэль

Огромное спасибо,Ольга Леонидовна, за познавательный материал. Обязательно применю в работе.

С уважением к Вашей работе Синицына Н.И.

Ольга Леонидовна,спасибо за интересный материал.Планирую использовать каноны на предметах в начальной школе. Очень понравилось.