SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Материалы к конкурсу «НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КГТУ – 2011»

Казанский государственный технологический университет

В оргкомитет конкурса «НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КГТУ – 2011»

Работа в номинации «Обычаи и традиции народов Татарстана»
(на основе материалов школьного музея «Наследие времён»)

на тему:

«Кукла как отражение общественного уклада»

Выполнила: Абзалова Аделя Ильшатовна
Ученица 7Б класса
Научный руководитель:
Алтынбаева Г.Ф. ПДО
«ЦВР Авиастроительного района»

Казань, 2011 г.

Кукла как отражение уклада

Понять Россию - значит почувствовать, что мы - часть огромного
вневременного потока. А для этого нужно знать, каким воздухом дышали
наши предки, за какими столами сидели, какие рубахи носили, какие
праздники почитали, в какие приметы верили, какие песни пели, в какие
игрушки играли. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в
своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно
остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.
Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла – самая древняя и
наиболее популярная игрушка.
Работа выполнена на базе материалов школьного историко-этнографического музея «Наследие времён». По проблеме «Кукла как отражение общественного уклада». Цель исследования: показать, как менялась народная игрушка вместе со всей национальной культурой, впитывая её национальные особенности и своеобразие.

Цель работы: рассмотреть историю русской народной игрушки, охарактеризовать символику и образ.

Методы: поисково-исследовательский, сопоставительный (установить причины невостребованности народной куклы).

Основные выводы:
• Кукла как русская народная игрушка является основным видом творчества.
• Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционно необходимым элементом воспитательного процесса.
• Через игру и игрушку ребёнок познает мир, происходит его социализация в обществе.
• Куклы не только игрушки, но и близкие друзья.
Многие игрушки не дошли до нас в первозданном виде. Причина одна: временное старение, поэтому мы изготовили народные игрушки по изученной литературе.
Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя ярая индивидуальность.

Тезисы

Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она вменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям
Основным материалом для изготовления игрушек были глина, дерево и солома. Эти куклы имеют прорисовки лица. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.
Куклы-обереги: это и безликие куклы-талисманы, и кукла, охранявшая детей,— кувадка, и «Ангелочек", и, жившие в домах, куклы-домовые. И даже огородная кукла-пугало.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свёрнутые. К игровым свёрнутым куклам относят куклы-закрутки. Наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено". Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла "Барыня.
Кукла "на выхвалку" являлась игровой сшивной куклой, на них девочки учились шить и хвалились своими достижениями.
Обрядовые куклы имели ритуальное назначение. Кукла "Плодородие" приносила достаток и хороший урожай, маленькие нитяные куколки - «мартинички» вязали для проводов зимы. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда подвешивали пару кукол: Невесту и Жениха.
Были в русских деревнях куклы-сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка. Сейчас куклы-зернушки вошли в моду. Только набивают их не гречкой и горохом, а стеклянными шариками, чтобы ребенок перебирал пальчиками всякие мелкие предметы.
Обрядовую куклу "Масленица" делали из соломы или лыка, использовали тонкий ствол Берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности.
Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Многие тряпичные куклы были однодневками. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна, но не индивидуальна, притупляет вкус и не приучает детей к труду и рукоделию.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что русская народная игрушка является особым видом творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционных необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливей покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам, и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия - уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевали: старой куклы в новую одежду - это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.
Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Содержание.

Введение.
Глава 1. История русской народной игрушки.
Глава 2. Символика и образ народной игрушки.
Глава 3. Типы и назначение куклы.
Глава 4.1. Современная кукла как продукт массового производства.

Глава 4.2. Сравнение народной игрушки с игрушкой массового производства.

Заключение.

Список используемой литературы

Глава 1. История русской народной игрушки
Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.
Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе.
Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были “барыни-дуры” (как их называли сами кустари), 30-40 см. высотой, они вырезались из так называемого “трехгранника”. Из одной его стороны получалась “спина”, а две другие грани, сходящиеся на угол, обрабатывались мастером наподобие высокого рельефа.
Немногоцветная условная роспись создавала выразительный художественный образ. По сюжету и стилистически с “барынями” и “гусарами” связаны скульптурные миниатюрки - “китайская мелочь”. Это крошечные, раскрашенные деревянные фигурки, величиной в 4-5 см., разнообразные и любопытные по своим сюжетам.
Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Богородские мастера, передавая из поколения в поколение традиции своего искусства, создали игрушки своеобразные, неповторимые.
Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность.
Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была и Нижегородская губерния, во многих ее районах - Городецком, Семеновском, Федосеевском - вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек - лошади в упряжках. Лаконизм этих игрушек породил своеобразную стилизованность формы. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи.
Расписывая игрушки пышными цветами, сказочными сценами, мастер не боялся сочетания самых необычных и ярких цветов. Самое широкое распространение с незапамятных времен имела глиняная игрушка. В глиняных игрушках разных областей много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И вместе с тем, каждый промысел вносил в игрушку что-то свое.
Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью.
Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия.
На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.
Глава 2. Символика и образ народной игрушки.
Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица. Детскими эти куклы стали при упрощении символического смысла древнейших верований, когда Великую богиню, стоящую за гранью добра и зла, опасались изображать с чертами лица, могущими вызвать вред при использовании ее изображения. Практически все дошедшие до нас древнейшие изображения (Богини Матери - "неолитической Венеры") не имеют лица.
Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов, а также представления о реинкарнации души человека после смерти. Связь представлений о возрождении души и солнца базировалась на том, что солнце часть суток проводит в Земном мире, а ночной период - в Подземном. Поэтому и душа человека проведя какое то время в Загробном мире возрождалась для жизни на земле. Подобное представление связывалось с символикой двух коней или одного двуглавого коня. К подобной символике следует так же отнести игрушку "день - ночь". Отметим, что двойного конька можно часто видеть на крыше русской традиционной избы. Подобное изображение - своеобразное пожелание бессмертия хозяевам.
С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. В песнях южных славян мотив весеннего качания девушки на качелях соотносилось с ее сакральным браком с солнцем, что должно ей в дальнейшем принести удачу в браке. Совместное качание на качелях юноши и девушки также рассматривалось как пожелание им счастья. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.
В игрушке некоторой моделью Мирового дерева, в первую очередь его кроны - Небесного мира, являлись различные погремушки и мячи. При этом традиционная народная игрушка носила своеобразный благословляющий ребенка характер. К игрушкам подобного типа относилась и модель яйца, так как по древнейшим космогоническим представлениям мир родился из яйца.
Куклы Панки Поморья. Они потомки древних деревянных идолов. Топором вырубали их северные мастера, но и, став игрушками, эти грубо сработанные фигуры не утратили до конца своей магической силы. В них воспоминания о силе богов, которым поклонялись многие поколения обитателей этих мест. Они верили, даже в этих маленьких деревянных человечков могут вселиться духи.
Моховики, что родом из глухих лесов вятских земель игрушками притворяться почти и не пытаются. Изо мха, шишек, коры создали их. И характер у них под стать природе родного края. Сумрачный, как чащобы лесов. Не игрушки - духи деревьев, давших им жизнь. Только на первый взгляд похожи они на людей, чьи прикосновения дали форму их телам.
Но не только мрачные человечки-лесовики хранят память о древних верованиях и традициях. Кто не знает Дымковскую игрушку? Фигурки людей, птиц, зверей вылепленные из глины, одетые в яркие краски и позолоту. Теперь они лишь популярный сувенир, но когда-то все было совсем иначе.
В XIX веке их готовили в Дымковской слободе, что близ Вятки, к празднику проводов зимы. Назывался он в тех местах "Свистунья", "Свистопляска" и первыми дымковскими игрушками были свистульками. Все зиму лепили их женщины окрестных сел. Так, даже став потешной игрушкой, они еще сохраняли связь со своими языческими корнями. Ведь некогда глиняные фигурки были тотемами и языческими идолами.
Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно с принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений.
В пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку.
Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились.
Использование подобных игрушек должно контролироваться родителями и педагогами, которые как правило на воздействие подобных игрушек на психику ребенка не обращают внимание. При применении традиционных и любых других игрушек следует учитывать воздействие образа того или иного персонажа на психику ребенка, особенно это касается современных игрушек часто имеющих агрессивное содержание.
Кроме того, следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звука различных свистулек, который подбирался отнюдь не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки психику носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный. При неумеренном использовании ребенком подобной игрушки следствия от воздействия данного звука на психическое состояние и здоровье ребенка могут быть непредсказуемые. Это не значит, что следует бояться использования свистулек. Большинство из них носило и носит чисто развлекательный характер. Речь идет только о традиционных магических инструментах, чаще всего имеющих зооморфный вид, а также некоторых других игрушках, например, Городецких конях и всадниках, цель которых было воспитание в мальчиках определенного уровня агрессивности, так как символика всадника соотносилась с воином, позже с Георгием Победоносцем. Сам уровень и характеристики звука подбирались для инициирования именно этих качеств. Происходил подбор звука в свистульках не сразу, а постепенно, в течение долгих лет. Через наблюдения и обобщения находили определенные звуковые сочетания, так или иначе действующие на психику человека. При этом считалось, что в иных случаях такие сочетания звука могли привести и к смерти. Вспомним известную былину об Илье Муромце и Соловье разбойнике, где от свиста, крика, и шипения, иными словами определенного звукового воздействия, умирали путники.
Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований, что человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В. К), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам. Например, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму. Данный цвет традиционно использовался для обозначения мертвого и загробного мира. Еще 20-30 тысяч лет назад во всем мире могильники и захоронения принято было покрывать красной охрой, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В некотором смысле куклы и другие предметы, имеющие подобную "кровавую" раскраску, являются архетипическими. На подобную символику указывает такой известный ученый как Голан в своей книге "Миф и символ".
О воздействии архетипов на психику человека, прежде всего на неустойчивую детскую психику, указывал в многочисленных работах еще немецкий философ и психолог Юнг. Характерно, что уже в наше время японские психологи провели исследование, что для того, что бы человек меньше говорил по телефону, телефонную будку следует изнутри покрывать красной краской. Использование большевиками красного знамени как символа тоже далеко не случайно. Красный цвет вызывает порой немотивированную агрессию и подспудное стремление к смерти. В этой связи характерно и архетипично, что при проведении корриды в Испании и Латинской Америки для раздражения быка используется именно красное полотнище.
Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он традиционно связывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что в ряде психологических тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется представить себе голубое небо.
Кроме того, ряд геометрических символов, на что указывается в работах В.К. Шабельникова и его школы, по принципу своего воздействия на психику человека имеет ярко выраженный половой характер. Например, волнообразная линия является атрибутом игрушки для девочки: традиционно подобный узор использовался исключительно в женской одежде и являлся своеобразным оберегом. Громовой знак - "шестилепестковый цветок" - чисто мужская атрибутика, на что также указывают данные этнологии. Использование игрушек с разнополовой символикой может привести к нарушению психического равновесия ребенка, а в результате к нарушению развития его личности.

Глава 3. Типы и назначение куклы.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Будущему малышу сооружали куклу-пеле¬нашку, которую укладывали в пус¬тую колыбельку обжить, обогреть, сбить с толку злых духов. Только после крещения ребёнка куклу убирали из колыбели. Её хранили в доме вместе с крестильной рубахой малыша. Ребёночка туго пеленали, чтобы лишние движения не при¬влекли злых духов.
Другая кукла, охранявшая де¬тей, имела необычное название — кувадка. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”. Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки. Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадрат используется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – для крыльев и совсем маленький – для нимба.
Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. Кстати сказать, и теперь городские жители стараются приобрести или сами сделать куклу-домового или куклу – Берегиню домашнего очага. И делают эту куклу не без смысла.
А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках и в алтайских селах. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульской губернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышек”, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.
Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – “кукла с косой’’. Третья – “молодуха’’. Четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.
Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.
Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Встречается обрядовая кукла и на Алтае.
Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.
Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани – разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником. Бытовала “Покосница” в деревни Фёдоровка на территории Ленинского района Тульской области.
Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской,
Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла
собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам,
забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось
очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления “Купавки” очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Ещё проще делались куклы - мартинички. Весенне-летние праздни¬ки начинались обрядом «закликания» весны. Обязательным атрибу¬том были маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало марта, поэтому и кукол на¬зывали «мартиничками». Они были похожи на кисточки, которые при¬делывают к шапочкам, только отде¬ляют две пряди для рук, белую и красную. Их вязали для проводов зимы. Такие пары куколок развеши¬вали на ветвях деревьев, где их рас¬качивал весенний ветер. Но они имели и второе, ритуальное значе¬ние. В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упря¬жи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невес¬ты из лоскутков белой, красной и другой цветной ткани, используя об¬рывки разноцветных нитей. Осно¬вой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25—30 см из любого дерева, кроме ольхи и оси¬ны. Ольха и осина в старинных веро¬ваниях связывались с нечистой си¬лой. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почётном месте — в красном углу под икона¬ми. С рождением в семье ребёнка неразлучная пара свадебных кукол раздвигалась, давая место куклёнку!
Были в русских деревнях куклы-сестрички: крупеничка, зернушка, горошинка. С раннего детства мы помним сказку о красавице Крупеничке. Поэтому сев её сопровождался таким обрядом: пер¬вые горсти отборной гречихи брали для посева из потаённого мешочка, сшитого в виде куколки. После сева устраивали угощение для нищих и убогих со всей округи. После убо¬рочной куклу-мешочек вновь на¬полняли отборной крупой нового урожая. На маленький мешочек с зерном надевали юбку, повязывали платочек, такая кукла должна была способствовать хорошему урожаю. Она стояла на почётном месте, ря¬дом с иконами. Но детям разреша¬лось в них играть.
Сейчас куклы-зернушки вошли в моду. Только на¬бивают их не гречкой и горохом, а стеклянными шариками. Учёные доказали, что для развития речи ма-ленького человека очень полезно, чтобы он перебирал пальчиками всякие мелкие предметы вроде та¬ких шариков.
Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Глава 4. 1. Современная кукла как продукт массового производства.

Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветёт румянцем. Её одевают как в детские, так и во взрослые
одежды. С появлением “Барби” в кукольном мире произошёл переворот. Она стала
мечтой и идеалом каждой девочки. “Барби” завораживает и очаровывает. Продажи
куклы Барби считаются самыми высокими в сравнении с реализацией других
игрушек.
Руд Хендлер, одна из совладельцев компании “Маттел”, увидела, как её дочь
Барбара играла с картонными фигурами – трафаретами. Девочка надевала на них
наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека. У такой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Стало быть, новой кукле потребуются праздничные наряды, повседневная одежда, бытовые предметы и т. д. Но для начала кукле нужно было найти образ.
Компания “Маттел” купила у танцовщицы Лили право копирования фигуры.
Затем было изготовлено изображение куклы. Хендлер назвала её в честь дочери –
Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы, они пришли к заключению, что кукла должна отражать модные тенденции, копируя пропорции известных всей стране топ – моделей. Барби появилась в 1958 году, и специалисты кукольных
дел видят в ней отражение бытовавшего в ту пору стереотипа женского типа.
Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что её внешние данные
отвечали их представлению об изящном и прекрасном.Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Барби – продукт общества потребления. Она очень красива, но бездушна и инфантильна. Для американцев не имеет значение, что у неё нет души. Ведь многие из них уверены, что за доллары они могут купить и дружбу, и любовь.
Взрослые создают для детей всё новых кукол. Сейчас компания “Менли Той Квест” разрабатывает куклу нового поколения – Синди Смарт, это усовершенствованная Барби. Кукла способна видеть с помощью встроенной камеры и распознавать предметы. Кроме того, Синди Смарт оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В её память заложат большое количество программ.
Такие длинноногие красотки и дальше будут очаровывать детей. Так через вроде бы безобидную куклу нам навязывается идеология общества потребления и
американский образ жизни. Играя с такой куклой, ребёнок сам превращается в
бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Глава 4. 2. Сравнение народной игрушки с игрушкой массового производства.

Как у традиционной русской народной куклы, так и у современной куклы
массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Традиционная тряпичная русская кукла была “безликой”, что позволяло детям
мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её
характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была
индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно
сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон
рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и
сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не
снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Её можно мыть,
расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять
профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается
соответствующими аксессуарами.
У современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что они не индивидуальны, а
внедрены в массовое производство. Они притупляют вкус к разнообразию и
фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.

Заключение.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что русская народная игрушка является особым видом творчества. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей
молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье
неуютно, то и кукол наказывают. В играх с куклами дети учатся общаться,
фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в
этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к
куклам – они привязываются к ним, как к живым существам, и болезненно
расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть,
причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости,
бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это
уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы
сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных
спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат
объектом коллекционирования, хорошим подарком.
Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя
в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Список используемой литературы
1. Александрова Н.С. Русские народные игрушки как этнопедагогический феномен (на материале дошкольного образования): диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2000. - 356 c.
2. Кондакова Н.И. Филимоновская игрушка // Новая игрушечка. - 1996. - № 8. - С.48-49.
3. Макамчук В.М. Из истории русской игрушки: 5 класс // Литература в школе. - 1996. - № 3. - С.138-140.
4. Перевезенцева Т.Г. Русская народная игрушка. Каталог на русском, английском, французском, немецком, испанском языках. - М.: Внешторгиздат, 1990. - 48 с.
5. Романовский С.Т. Похвальное слово лошади // Новая игрушечка. - 1995. - № 7. - С.48-49
6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994. - С.68-75.
7. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т.2. / Под общей редакцией Н.И. Толстого. - М.: Международные отношения, 1999. - С.378-379.
8. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М.: Элис лак, 1995.
9. Советская энциклопедия. Т.1 - М., 1991. - С.178-180.
10. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: АСТ,1998.-492 c.
11. “Краеведческие записки’’ – 2 за 2000 г.
12. журнал “Дошкольный очаг’’ – 1 за 2002 г.
13. журнал “Народное творчество’’- 4 за 2000 г.
14. журнал “Народное творчество”- 2 за 2001г.
15. журнал “Народное творчество”- 2 за 2002 г.
16. журнал “Народное творчество”- 6 за 2002 г.
17. журнал “Народное творчество”- 3 за 2003 г.
18. журнал “Народное творчество”- 2 за 2003 г.
19. журнал “Народное творчество”- 5 за 2003 г.
20. Русское население Алтайского края. В.А. Липинская.
21. Всё обо всём. Том 17.
22. Игра и игрушка Е.А.Флерина
23. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М.Головачёва.