SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Методическая разработка экскурсии

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Центр внешкольной работы Авиастроительного района» г.Казани

Материал на городской конкурс юных экскурсоводов «Казань – город сердца моего»

Выполнила: Плетнёва Ксения
Ученица 10В класса МАОУ «Гимназия №37»
Научный руководитель: ПДО ЦВР Алтынбаева Г.Ф.,

Казань , 2011 г.

Пояснительная записка
Город Казань на протяжении многих столетий является одним из самых крупных центров мусульманской цивилизации. Неоценимо его значение и в истории российского ислама. Многовековые устои созидательного, мирного сосуществования различных народов, конфессий, культур, заложенные и ут-вержденные нашими предками в период Волжской Булгарии и средневеко-вых татарских государств, и сегодня являются незыблемой основой общест-венной жизни мусульман Казани и Татарстана.
К большому сожалению, мечетям в истории татарской культуры очень не повезло. Многие из них были стерты с лица земли при взятии Казани войсками Ивана Грозного. Тем не менее мечети были и остаются архитектурными символами Казани, не смотря на исчезновение многих из них.
А ведь именно минареты и колокольни так обогащали облик нашего города когда-то, придавая ему черты неповторимого своеобразия. Зубчатый частокол великолепных башен и шатров теперь можно видеть, к сожалению, только на старых фотографиях. Мечети занимали важное место в монументальном зодчестве и были украшением столицы. В мечетях воплотились лучшие черты строительной культуры татар. В архитектуре мечетей сливались воедино черты древних построек Булгара и Казани, Хорезма и Египта, России и Западной Европы, переплеталось традиционное и современное, национальное и интернациональное. Именно эти здания воплотили в себе все лучшее, что могла создать строительная культура татарского народа, и именно они подверглись безжалостному разрушению вследствие борьбы с религиозной идеологией в годы советской власти. Вместе с культовыми зданиями, подвергшимися разрушению и запустению, под запрет попала и богатейшая архитектурная традиция храмового строительства, ценная прежде всего своей духовностью, воплощением идей гуманизма и красоты - словом, именно теми чертами, которых так недостает архитектуре современной. И все же, обезображенные, полуразрушенные, занятые жилищными конторами и предприятиями, вопреки всему, они существовали. И лишь в последние десятилетия, в связи с возрождением
национальной культуры и духовности, восстановление старых и строительство новых мечетей, стало делом государственным.

Здравствуйте уважаемые гости и члены жюри городского конкурса экскурсоводов. Приглашаю вас совершить автобусно-пешеходную экскурсию, продолжительностью 2.5 часа, по мечетям Казани.
Я ваш экскурсовод ученица 10 В класса Плетнёва Ксюша.
Казань – город уникальный по культовой архитектуре ислама, один из крупнейших центров мусульманской цивилизации. Тысячелетние традиции, сформировавшиеся еще в Волжской Булгарии, способствовали возникновению в городе уникального мусульманского сообщества. Современный архитектурный облик Казани немыслим без высоких минаретов старинных мечетей и медресе. Они являются символами Казани, не смотря на исчезновение многих из них. Многовековые устои мирного сосуществования различных народов, культур, заложенные и ут-вержденные нашими предками и сегодня являются основой общест¬венной жизни мусульман Казани и Татарстана.
Мы подъезжаем к улице Г.Камала.
Теперь окинем взглядом озеро Кабан.
Вспомним слова Шаляпина, который писал в своих мемуарах: «Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а все-таки и до сего дня с любовью помню тихое, тёмное озеро Кабан».
Озеро Кабан - это целая водная система, тянущаяся более чем на 10 км и состоящая из трёх крупных озёр. Во времена ханской Казани можно было проплыть на судне из Казанки через протоку Булак под Кремлём и цепь озёр Кабан в Волгу. По поводу названия озера существует несколько точек зрения. По одной версии, слово «кабан» происходит от древних тюркских корней
«каб-куб», что переводится как «выемка в земле», «яма», в том числе и «водоём».Главная легенда озера Кабан связана с таинственным образом исчезнувшей в 1552 году, сразу же после взятия Казани, ханской казной. Клад не найден до сих пор. Эта загадка в равной мере мучает как историков, так и кладоискателей, и имеет множество аргументов за и против той версии, что на дне озера покоятся несметные сокровища.
Отсюда открывается панорама на татарскую Казань – это две слободы «Яна биста» (Новая) и «Иске биста» (Старая), именно в эти забалоченные места, после взятия Казани войсками Ивана Грозного, было выселено всё уцелевшее татарское население. Поначалу жили в землянках, потом потихоньку стали обустраиваться: осушали болота, строили крепкие бревенчатые дома.
Деревянные мечети до нас не дошли. Видимо, это были обычные здания с минаретом на крыше.
Каменные мечети, сохранились до наших дней и, конечно же, очень интересно с ними познакомиться поближе.
Первой из них появилась на свет мечеть имени аль-Марджани (Приложение ). Построена она была по личному дозволению царицы Екатерины II во время ее визита в Казань в 1767 г., до этого татарам запрещалось строить каменные мечети.

Эта мечеть была неким даром, чудом для казанских татар. Не могло быть более желанного и долгожданного события для них. Именно поэтому с этой мечетью связана особая история, татарский народ и не только Казани относится к ней с особым трепетом.
Мечеть Марджани – не только одна из старейших - это еще один из прекраснейших памятников архитектуры, гордость всей Казани, и, кроме того, своего рода символ веротерпимости.
Белоснежное здание с изящным минаретом и золотым полумесяцем величественно возвышается на территории Старотатарской слободы на высоком берегу озера Кабан. И только следы реставрации могут выдать истинный возраст постройки. Сегодня очень многое изменилось в облике мечети, он отличается от первоначального, но кажется, что стены пропитаны атмосферой несломленного духа и чистой верой.
Как сообщал татарский историк Каюм Насыри первоначально мечеть именовалась Эфенди (господская). Впоследствии ее называли Юнусовской в честь купца, финансировавшего строительство, затем Первой Приходской, Большой старокаменной и, наконец, нарекли именем известного татарского ученого историка Шигабутдина Марджани(1818-1889) имама этой мечети во второй половине XIX в.
Мечеть, как и все постройки этого типа, функционально зонировалась на нижний учебно-складской и ритуальный верхний этажи. Как сообщая Ш.Марджани, в нижнем этаже в одной из комнат хранились книги духовнослужителей мечети, во второй и третьей комнате - инвентарь мечети. Четвертая комната была отведена для медресе. Второй этаж делился на северную вестибюльную (вход, сени, лестничная клетка, вестибюль, гардероб) и южную ритуальную (два молитвенных зала, михраб) зоны. Все помещения перекрыты крестовыми сводами. Восьмигранный на квадратном в плане основании минарет опирался на внутреннюю стену, в толще которой проходит сводчатая узкая галерея с лестницей вверх.
Это уникальный памятник архитектуры 18 века, сочетающий в себе стилевые национальные особенности и формы провинциального барокко.
(Фасады мечети в мусульманской архитектуре считаются уникальными. Включение народных декоративных мотивов в язык стиля барокко делает эту архитектуру доступной и понятной).
Мы не увидим строгой симметрии, ритм отклонен от четкой геометрии. Именно этим сложным приемом формируется рукотворность и гармония фасадов. Даже непрофессионал может заметить некое сходство с собором Петра и Павла: цветочные и растительные мотивы. Знакомые нам по татарским вышивкам изображения разнообразных цветов – к примеру, тюльпанов нашли свое отображение в барокко.
Обстановка идеально подходит для того, чтобы каждый, кто войдет в мечеть, ощутил атмосферу чистоты, защищенности, изолированности от полного забот внешнего мира и духовности. Она единственная из мечетей Казани не была повреждена и осквернена за годы советской власти, здание мечети хорошо сохранилось и вызывает неизменный интерес.
Мечеть Марджани является неиссякаемым источником вдохновения и веры для жителей, она как идеал вечной красоты внешней и духовной, их воссоединения, как олицетворение единства и мира для мусульман.
Дополнительно: ("Когда дело дошло до возведения минарета, - писал К.Насыри, -городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: "Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечети, но они строят очень высоко". На это царица ответила так: "Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения".)

Мы направляемся к другому зданию. Слева от мечети Марджани виднеется другая мечеть песочного цвета, это Апанаевская (Байская, Вторая приходская, расположенную на улице ул. К.Насыри,дом 27.
Мечеть Апанаева была возведена в 1768 г. (Приложение ). В разное время мечеть называли Байской, Второй Приходской, "Пещерной", Апанаевской.
В прошлом - это было двухэтажное кирпичное здание с оштукатуренными фасадами, прямоугольное в плане с прямоугольным же пристроем михраба с южного торца.
Стиль этого здания может быть определен как своеобразное барокко казанской школы, где смешались различные по своему происхождению декоративные мотивы: татарские, русские, западноевропейские.
Особенно украшали фасады мечети сочно вылепленные дробные карнизы в виде цепочки своеобразных "натеков", опоясывающие здание.
Другое украшение фасадов мечети - плоские лопатки, затейливостью своих контуров напоминающие татарские растительные орнаменты. Окраска мечети была ярко-голубой.
Не менее интересными были и внутренние помещения мечети, к сожалению исчезнувшие в тридцатых годах в связи с перестройкой под детский сад. Некоторые из них были сфотографированы и описаны искусствоведом П.М. Дульским. Он писал: " Вся пышность барокко в этом здании выявляется во внутреннем архитектурном убранстве. Плафоны украшены сочными архитектурными узорами, расписанными красками; также довольно живописно выглядят изразцовые печи и изразцовая панель, выложенная красивыми плитками голубого и серого цветов".
Однако мы об этой архитектурной красоте можем судить только по сохранившимся фотографиям. Ныне от одной из интереснейших по архитектуре мечетей сохранился лишь прямоугольный остов со следами былой пышной отделки на фасадах. В настоящее время на фасадах сохранились угловые и большая часть простеночных пилястр, венчающий карниз. Апанаевская мечеть - памятник татарской культовой архитектуры второй половины XVIII века с утраченными интерьерами залов и минаретом
И, безусловно, что появление на улицах Казани первых монументальных каменных мечетей явилось событием для жителей губернской столицы.
Мечети любили, заботились о них. Особое усердие в этом проявляли богатые купцы: Юнусовы, Апанаевы, Бурнаевы, Галеевы, Азимовы.
Мы находимся на улице Фаткуллина, дом 15
Наиболее значительным зданием, воплотивши в себе лучшие традиции казанского зодчества, стала мечеть Азимова (Приложение ).
Она была построена в 1887 г. для рабочих мыловаренных заводов на месте старой деревянной мечети одним богатым казанским купцом и промышленником Азимовым.
Здание этой мечети отмечено той печатью эмоциональности, проявлением личного вклада зодчего, теми неповторимыми чертами, которые позволяют назвать постройку произведением искусства.Подлинным украшением мечети служит высокий минарет. Он как бы вырастает из основания с узкими щелевидными окнами, перекрытыми арками.
Некто В.Сидоров, побывавший в Казани в конце XIX в. с восхищением писал: "Азимовская мечеть... напоминала мне чудные минареты близ Константинополя"
Неожиданный эффект дает искусно подобранная цветовая гамма фасадов. Небесно-голубой цвет стен в сочетании с белыми деталями, зеленой крышей и золотым навершением придает мечети необыкновенную нарядность.
Яркие разноцветные витражи в виде пестрых сказочных цветов живописно читаются на этом фоне.
Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики в конце 1930-х годов. В 1989 году возвращена общине верующих. Реставрация фасадов с реконструкцией интерьеров осуществлена по проекту Р.В.Билялова в 1992 году. Является одной из лучших по архитектуре мечетей Казани.
Мы находимся на улице Г.Тукая, д40
Двухэтажная каменная мечеть Галеева (Приложение ) Другое название - “Пятая соборная”. Построена в 1798 -1801 годах купцом Мусой Муслимом. В 1882 - 1917 годах имам-хатибом мечети был выдающийся богослов, педагог-реформатор, общественный и религиозный деятель, Галимзян Мухаметзянович Галеев (Баруди, 1857-1921). Вместе со своим отцом, купцом М.И. Галеевым он учредил при 5-й соборной мечети медресе “Мухаммадия”. стала первой из целой плеяды величественных зданий в классическом стиле, украсивших улицы Казани в первые десятилетия XIX в. Она появилась не далеко от общественного и торгового центра татарской части города. Не случайно одним из ее названий было "мечеть Сенного базара"
(ныне ул. Тукая).Первый намаз в этой мечети был прочитан в 1800 году. Эта соборная мечеть стала второй по значению после Эфенди и составила приход Сенного базара, центра общественной и торговой жизни татарского народа. Имя архитектора, выполнившего проект, остается неизвестным.
Мечеть Галеева была запечатлена казанским художником Василием Туриным. Судя по литографии, мечеть первоначально имела совершенно иной вид, чем сегодня.
Стиль здания, если не принимать во внимание вертикаль остроконечной башни, не создавал никаких ассоциаций с его религиозным назначением и больше подошел бы фасаду дворца или богатого жилого дома.
Во второй половине XIX в. мечеть Галеева была расширена с юга и севера и увеличила свою дину почти вдвое.
Тогда же, видимо, появилась и новая каменная ограда мечети с кованными металлическими воротами, которые должны были послужить ажурным передним планом при приближении к входу в мечеть и придать определенную направленность восприятию ее классических фасадов, которые к тому времени уже выглядели излишне "космополитично". Выполненные в обычной для того времени технике плоскостной ковки, они сочетали в себе свойства как классицизма, так и татарского декоративного искусства.
В 1930-е годы сломали минарет, башенку в южной части, произвели перепланировку этажей. Интерьеры не сохранились. Памятник татарской культовой архитектуры конца XVIII-XIX вв. Одна из крупнейших мечетей дореволюционной Казани, сохранившая стилевые особенности архитектуры классицизма.

В настоящее время здание мечети нуждается в реставрации, так как оно сильно обветшало и длительное время использовалось не по своему прямому назначению. Мечеть Галеева может и должна стать символом своеобразной культуры Казани.

Мы находимся на ул. Тукая, 14/19.
Султановская мечеть (Приложение) Другие названия: “Мечеть Зиганши”, “Усмановская”, “Восьмая соборная”, “Красная”. Построена в 1867 году казанским первой гильдии купцом Зиганшой Бикмухаметовичем Усмановым (1817-1872). Первый намаз в мечети прочитал Ш. Марджани. Он же при строительстве здания установил “кыйблу” - направление на Мекку.
Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики от 11 ноября 1931 года. В 1994 году возвращена государством общине верующих.
Расположена на углу пересечения улиц по диагонали квартала. Вход в мечеть расположен на углу пересечения улиц в основании минарета, связанного небольшим переходом с двусветным объемом мечети, покрытым четырехскатной крышей. Поперечной стеной он делился на вестибюльную часть и молельный зал.
Минарет, утраченный в 1930-с годы, восстановлен в 1990 году по проекту архитектора Н. Х. Халитова. В советское время единый объем зала был разделен на этажи, пробиты дополнительные проемы. В настоящее время идет реконструкция мечети с восстановлением первоначального облика.
Мечеть "Нурулла" Мечеть расположена на ул. Кирова, дом 74/15 Другие названия:“Сенная”, “Юнусовская”, “Седьмая соборная”.Построена в 1845-49 годах по проекту архитектора А. К. Ломана коммерции советниками братьями Ибрагимом (1806-1886) и Исхаком (1810-1884) Юнусовыми на средства, завещанные их отцом - купцом первой гильдии Губайдуллой Мухаметрахимовичем Юнусовым (1776- 1849).
В 1890-1908 годах обязанности имам-хатиба исполнял видный общественный и политический деятель, издатель газеты “Азат” Габдулла Абдулкаримович Апанаев. Мечеть была закрыта постановлением ЦИК Татреспублики от 16 ноября 1929 года, а минарет разобран.
В 1990 возвращена государством общине верующих и получила современное название. В 1990-95 гг. мечеть реставрирована и реконструирована с восстановлением минарета по проекту архитектора Р. В. Билялова.
Расположена по диагонали квартала и минаретом выходит на угол пересечения нынешних улиц Кирова и Парижской коммуны. Угол квартала застроен по периметру одноэтажными зданиями бывших торговых лавок Сенного базара, а ныне используемых как служебные помещения мечети “Нурулла”.
В основу архитектурно-планировочного решения Сенной мечети положен образцовый проект мечети 1844 года. Тип зальной купольной мечети с примыкающим с северной стороны наземным минаретом. Двухэтажное здание в форме вытянутого восьмигранника в плане имеет объемное каскадно-ярусное построение.
Первый этаж имеет служебно-хозяйственное назначение. Овальное внутреннее пространство основного этажа разделено арками на молельные залы. Снаружи симметричный объем с выступающей по высоте центральной частью перекрыт килевидным куполом с луковичной главкой. Купол на невысоком цилиндрическом основании в интерьере центрального зала раскрывается полусферой. Михрабный выступ на южном фасаде отсутствует.
Романтический образ мечети сложился в большей степени из-за формы минарета, живо напоминающей булгарские минареты. Впервые после многовекового перерыва в монументальной культовой архитектуре татар сделана попытка соединить разорванную связь времен и традиций. На шестигранном тамбуре с конусовидным покрытием установлен утончающийся кверху цилиндрический ствол минарета. Он завершен невысоким ярусом с небольшими прямоугольными проемами, ассоциирующимися с зубцами средневековых башен. По винтовой лестнице практически глухого ствола можно подняться на круговой балкон азанчи.
Интерьеры реконструированы по проекту Р. В. Билялова. Полукруглый купол бирюзового цвета парит над залом. Витражи круглых окон отбрасывают на пол и стены зала цветные пятна света. Комната для омовений на первом этаже облицована мрамором и украшена декоративным фонтаном с резной чашей.
Памятник татарской культовой архитектуры, являющийся этапным в ее развитии и положивший начало распространению нового типа мечетей с наземным минаретом в торце здания. Выдержан в стиле эклектики национально-романтического направления.

Садитесь поудобнее, мы направляемся к самой яркой жемчужине в ожерелье казанских мечетей – к мечети Кул-Шариф, которая расположена в Кремле.
Вторая половина XIX - начало XX в. подарили Казани еще ряд мечетей. Они украсили город, сделали его облик неповторимым, однако известные события XX века приостановили строительство мечетей, а многие из тех, которые существовали пришли в страшное состояние.
И лишь начиная с 90-х гг. XX века в Казани стали строиться новые мечети: мечеть Нур-эль-Ислам (1990 г.), Мечеть Булгар (1993 г.), мечеть Рамазан (1995 г.) и др. Но должно пройти время, чтобы решить, какую роль они сыграют в духовном возрождении татарского народа.
В 2005 г. в Казани, в Казанском Кремле была торжественно открыта (приложение 12). Кул-Шариф - главная мечеть Казани и Татарстана. Расположена в западной части Кремлевского комплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник. Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа. Мечеть была сожжена и разрушена после взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552г. Мечеть Кул Шариф является мемориалом памяти павшим защитникам города Казани
Воссоздание мечети Кул Шариф началось в 1996г. на территории Казанского Кремля по проекту авторской группы архитекторов: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Г.Саттаров, С.П.Шакуров.
С учетом перепада рельефа участка предусмотрено зонирование двора мечети на две платформы: верхнюю - для ритуальных и нижнюю - для музейно-экскурсионных мероприятий.
Здание относится к типу центрично-купольной многоминаретной мечети. В основу планировочного решения мечети положен семантический комбинаторный знак мусульманской конфессии "Бисмилла" в виде двух смещенных под углом 45 градусов и наложенных друг на друга квадратов. Центричная композиция мечети формируется зальным объемом, увенчанным куполом на световом барабане, и четырьмя основными минаретами, поставленными по диагональным осям на стилобат.
Главный купол имеет форму, которая ассоциируется с "Казанской шапкой" - короной казанских ханов. Каркасная основа здания из переплетающихся конструкций стрельчатых арок родственна конструкции юрты.
Мотив тюльпана - древнетюркского и древнебулгарского знака возрождения и процветания - прочитывается в формах проемов и других элементах мечети. Здание имеет пять этажей, включая цокольный и технический. В трех наземных этажах расположены вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал с балконом для женщин. В стилобате здания предусмотрены женский вестибюль, гардеробы, санитарно-технические и служебные помещения.
Мечеть Кул-Шариф должна стать культурно-просветительским и научным центром, включающим музей Исламской культуры Поволжья, музей Древних рукописей, библиотеку. Так же, как и здание бывшего Благовещенского собора, мечеть находится на балансе Музея-заповедника "Казанский Кремль" и лишь дважды в год, по великим праздникам Рамазан и Корбан-байрам будет открываться для всенародных молебнов.
Другим условием, заложенным в проектное задание мечети, было отражение архитектурными средствами тысячелетнюю традицию исламского зодчества татар. Именно эта тема читается в переплетающихся конструкциях стрельчатых арок, которые подчеркивают родство с каркасными конструкциями юрт, - первых мобильных мечетей кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания - тюльпан.
Своим появлением это здание изменило не только градостроительную композицию Кремля и художественный образ всего исторического центра Казани, но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана. Новая мечеть 'Кул-Шариф - это не просто мечеть, и даже - не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее. С ее возникновением архитектура татарской мечети обрела новый образ общегородской аль-Кабир, утраченный четыре с половиной столетия назад с уничтожением татарской государственности.
Наша экскурсия заканчивается. Спасибо всем за внимание.

Заключение
Современный архитектурный облик Казани немыслим без высоких минаретов старинных мечетей, зданий прославленных медресе, в которых учились выдающиеся представители татарского народа, домов знамени-тых священнослужителей и мусульманских предпринимателей, чьи имена были известны всему тюркскому и исламскому миру России. Сегодня стараниями верующих и благодаря поддержке Президента Рес¬публики Татарстан, кабинета министров Республики Татарстан, администра¬ции г.Казани наша столица переживает этап религиозного возрождения. В Казани успешно действует свыше 50 мусульманских религиозных орга-низаций, 35 мечетей,
Важ¬но не только сохранить это бесценное материальное наследие, но и донес¬ти его высокое гуманистическое содержание до сердца каждого человека, неравнодушного к великому прошлому своего Отечества.