SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы

tMM7b7Og30Q

Я, Галиаскарова Светлана Михайловна, педагог-психолог гимназии № 36 с углублённым изучением немецкого языка Авиастроительного района города Казани. Свою трудовую деятельность в гимназии начала в 2001 году.Делиться опытом всегда интересно. Ведь так хочется, чтобы то, что ты применяешь, чем пользуешься, что находишь – было интересно не только тебе самой, но и окружающим.
Функциональными обязанностями педагога-психолога любого образовательного учреждения являются три основных вида работы: диагностическое обследование, коррекционная работа, просвещение. Работа ведётся с тремя категориями участников: учащимися, родителями и педагогическим коллективом. Любой вид работы требует строгого структурирования и целеполагания, не менее важна и актуальность выбранных целей и задач. Когда видишь всю работу в определённой структуре, то каждое звено планомерно связано друг с другом или же вытекает одно из другого. Ежегодное планирование работы в первую очередь зависит от методической темы гимназии, собственной методической темы, целей и задач, которые они ставят.
Педагоги-психологи, народ творческий, и объять необъятное невозможно. Вполне разумно, вся работа начинает строиться из личных умений, профессиональных навыков, желания найти новые подходы, решения, способы.
Первая методическая тема была следующей: "Новейшие психотехнологии в развитии и воспитании подрастающего поколения". Основными целями работы были: внедрение новых методов в систему работы, развития навыка активного слушания и взаимодействия при индивидуальной и групповой работе; воспитание чувства сопричастия, воспитание умения сопереживать, чувствовать другого человека, то есть воспитание эмпатии. Использовались такие методы как метод нейролингвистического программирования (НЛП, элементы), методы кинезиологии. Работа велась как в индивидуальной, так и в групповой формах. Занятие необходимо было выстраивать с учетом полушарности детей (правополушарные, левополушарные), курс занимал от 8 до 12 занятий по два занятия в неделю, количество участников не более двенадцати.
Очень актуальной является работа по подготовке будущих первоклассников.Очень важно правильно построить работу по преемственности предшкольного образования школьному.Возможны различные формы организации такой работы: группы кратковременного пребывания с определенным расписанием и графиком занятий; подготовительные группы при гимназии. Для осуществления планомерной работы был разработан курс "Минутки психологии", целями и задачами которого являются: социолизация будущих первоклассников в условиях массовой школы через дидактические игры, коммуникативные игры, ролевые игры. Интересна работа с родителями будущих первоклассников в таких формах организации, как открытые занятия с элементами тренинга на приобретение навыков конструктивного общения с детьми. своеобразных "родительских ликбезах" (беседах по возрастным особенностям детей,анкетирования, работа с памятками по обучению и воспитанию малышей.
Работа по преемственности предшколы и гимназии продолжается в виде наблюдению за течением адаптации первоклассников, далее учащихся 5-х классов, 10-х классов. Выявление группы «риска» после применения таких методов, как: наблюдение, анкетирование,беседы с классными руководителями, заполнением учащимися ряда диагностических таблиц.
Прохождение адаптационного периода у учащихся 1-х классов я сопровождаю, используя метод сказкотерапии «Лесная школа» М.А Панфиловой. Дети слушают сказки, отвечают на вопросы. Мы рисуем, сочиняем истории и маленькие стишки. Делаем интересные драматизации на темы «Ты мой друг - я твой друг», «Приход гостей». Дети любят ролевые игры и драматизации, они отзывчивы на занятиях, связанных с физической релаксацией, танцевальной тематикой. Дети, выявленные по группе «риска», то есть дезадаптированные посещают либо индивидуальные, либо групповые занятия по программе «Я расту».
В течение первого года обучения, учащиеся 1-х классов 1 раз в неделю присутствуют на занятиях по развитию познавательных процессов программы «Смышлёныш», которая предусматривает развитие мелкой моторики, памяти, внимания, расширения словарного запаса и кругозора.
Ученики 5–х классов переживают тяжелейшие изменения в установке их социального статуса «пятиклассника» и адаптации в новых условиях: кабинетная система, большое количество преподавателей, новая форма. Помочь им в этом нелегком деле просто необходимо. Ежегодное анкетирование учащихся 5-х классов «Отношение к школе» позволяет выявить проблемные зоны в отношении к учебным предметам, преподавателям, классному коллективу, одноклассникам.
Диагностический минимум, включающий в себя изучение эмоциально – волевой регуляции; мотивации; физиологического состояния; уровня тревожности. Выявленная «группа риска» учащихся 5-х классов обсуждается с классным руководителем и учащимся рекомендуется программа коррекционных занятий с элементами сказкотерапии, арттерапии «Семь сказок радуги» Е.Хомяковой (групповая форма работы). Индивидуальные формы могут включать занятия по «песочной» терапии программы «Волшебная страна»
Учащиеся 10-х классов – это вчерашние ученики, сдававшие ОГЭ, и, завтрашние, которые будут сдавать ЕГЭ. Этот год для них не легок. Часто классы объединяются, а часть детей, решившие получать средне – техническое образование, уходят из гимназии. Теряются связи, привязанности, меняется количественный состав классов. Изменяется и социальный статус отдельных учеников. Это будущие выпускники. Их главные ориентиры: успешное завершение обучения в гимназии, получение стандарта образования и выбор будущей профессии. Направить на это помогает изучение их мотивационных ориентиров, уровней притязания, личностных характеристик. Идет изучение внутреннего мира старшеклассников по программам «Путь к себе, «Лидер».

Высокий уровень тревожности учащихся на различных этапах обучения, воспитания заставил искать новые пути и методы. Метод «песочной терапии» оказался самым удобным, привлекательным и в итоге самым действенным. Его использование давало очень хорошие результаты: снималось мышечное, эмоциональное, «коммуникативное» напряжение; учащимся прививался навык совместного сотворчества. Они создавали на «песочном листе» картины настоящего, прошлого и будущего.
Методическая тема: «Воспитанность- как фактор развития гармоничной личности» поставила новые задачи по изучению уровней воспитанности учащихся, развитию навыков воспитанного ученика и применению этих навыков в реальной жизни. Проект «Воспитанность – норма жизни» рассчитан на пять лет. Целями проекта являются изучение на протяжении этого отрезка времени уровня воспитанности учащихся начального, среднего и старшего звена и последующий мониторинг; развитие навыков воспитанного человека ( семейные ценности,культура речи, нормы поведения, расширение кругозора; патриотические чувства; политическая культура и др.) Проект предусматривает работу с родителями – проведение занятий в родительском клуб «Круг»; индивидуальные занятия и «Родительский ликбез» на родительских собраниях. С учащимися, в рамках проекта проводится занятия с элементами тренинга, беседы, ролевые игры, анкетирование.
Мой принцип работы – «понять – принять – помочь» помогает мне в работе, заставляет проявлять творчество и ни на минуту не забывать, что моя профессия – «человек – человек».
Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский

Прикрепленный файлРазмер
Статья 1 .doc41 кб
Практическая психология в помощь классному руководителю .doc34.5 кб
«Волшебная страна чувств».doc36.5 кб
Презентация- песочная терапия.ppt2.79 Мб
Практикум организация обучения в условиях непосредственной образовательной деятельности.ppt2.84 Мб

Комментарии

Светлана Михайловна очень мудрая и жизнерадостная женщина.Отличный школьный психолог! Дети и учителя в любую трудную минуту обращаются к ней за советом и всегда находят понимание в ее глазах, мягкий голос , улыбку и добрые слова, которые помогут разобраться в любой ситуации.

Абрамова Н.Ю.

Работаю не первый год со Светланой Михайловной в одном коллективе. При возникновении трудностей с учащимися всегда подскажет пути решения проблемы. Отзывчивый, внимательный педагог. Интересная женщина.Имеет опыт работы и профессионал своего дела.

Гульнара Раисовна

Замечательный человек, опытный специалист. Действительно, когда я впервые вошла в кабинет Светланы Михайловны, первое, что было обращено к моему взору - это коробка с песком.. я была удивлена- для чего она здесь? Но, подошла, потрогала песочек и все мое внутренне напряжение и слова резкие, которые я должна была произнести, улетучились... Но никогда ей я не задавала вопрос: для чего Вам этот песок? Постепенно поняла сама. Все плохое уходит туда. к ней тянет, с ней хочется общаться, наверное это и есть та магия, которой должен обладать психолог, тем более, работающий с детьми.