SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Методика обучения иностранному языку

training

(переводная статья Language Teaching Methodology by THEODORE S. RODGERS, PROFESSOR EMERITUS, UNIVERSITY OF HAWAII)

Общие положения

Как профессиональная деятельность обучение ИЯ возникло в прошлом веке. Его основной стало введение в процесс обучения понятия «методов». Концепция методов в обучении ИЯ – это система техник обучения, основанных на теории и практике. Обучение ИЯ обладает огромным значением, и вопрос отбора наиболее эффективных методов волновал учителей и лингвистов на протяжении всего двадцатого столетия. Ховата (1984) дает обзор работ, описывает изменения, произошедшие в практике обучения ИЯ. В своем исследовании он дает хронологию с самого зарождения этой науки до появившегося в 20 веке прямого метода. Одно из самых укоренившихся положений прямого метода – это самое понятие «метода».

Определение методики обучения ИЯ

Существует много определений методики обучения ИЯ. Более или менее классическое определение гласит, что методика – это то, что объединяет теорию и практику в единое целое. Теория включает такие понятия как, что такое язык и как ему нужно обучать, или, более конкретно, теории овладения ИЯ. Эти теории находят свое выражение в различных аспектах обучения ИЯ. Они могут включать цели, требования программы, виды деятельности, роль учителя, ученика, материалы и т.д. Они, как показывают наблюдения за процессом обучения, в свою очередь, связаны с реальной практикой обучения ИЯ. Весь вышепредставленный комплекс определяет методику обучения ИЯ как науку.

Школы обучения ИЯ

В рамках методики обучения ИЯ часто разграничивают понятия методов и подходов, где методы – педагогические системы, содержащие определенные техники, в то время как проходы представляют собой общие положения, которые могут быть интерпретированы и применены на уроке. Это разделение лучше всего рассматривать как систему категорий от четко сформулированных методов до в высшей степени обобщенных подходов.
Период с 1950 по 1980 годы часто рассматривают как «век методов», в течение которого был предложен ряд детально описанных техник. В Великобритании параллельно и независимо от аудиолингвизма, возникшего в США, появился ситуативный метод обучения. В 1960-1970 годах им на смену пришло множество других методов. Среди них: немой метод, суггестопедия, метод общины, метод физического реагирования. В 1980-х годах эти методы также ушли в тень, и вслед за ними появился метод коммуникативного обучения. Сторонники этого метода выделяют следующие его принципы:
- обучающиеся используют язык для общения
- целью деятельности на уроке должно быть аутентичное и значимое общение
- беглость речи является важной характеристикой продуктивной деятельности учащихся
- общение подразумевает использование различных языковых навыков
- обучение – это творческий процесс и включает в себя метод проб и ошибок.
Однако, защитники этого метода не давали описания упражнений, посредством которых эти принципы могут быть реализованы, что позволяет рассматривать его более как подход, чем как метод.

Коммуникативный метод (или подход) стал основой множества направлений, которые базируются на тех принципах, но отличаются некоторыми общефилософскими аспектами и предполагаемыми путями реализации. В них входят естественный подход, метод сотрудничества, контекстное обучение, метод коммуникативных заданий.
Сложно кратко и емко описать все методы, что и не является целью данной статьи. Однако, существует несколько новых работ, которые проводят сравнение данных методов. (смотрите, например, Ларан-Фриман, 2000, и Ричардс и Роджерс, 2001). Возможно, следует сравнивать вышеописанные методы, определив роли учителя и ученика. Данное сравнение (возможно поверхностное) представлено в таблице.

Методы и роль учителей и учеников в них
Метод Роль учителя Роль ученика
Ситуативный метод Задает ситуацию общения, корректирует ошибки Имитирует, запоминает
Аудиолингвизм Предоставляет модель, руководит отработкой Отрабатывает модель, следит за точностью воспроизведения
Коммуникативный метод Анализирует потребности, формирует задания Импровизирует, отвечает
Метод полного физического реагирования Отдает команды, контролирует действия Воспринимает команды, реагирует на команды
Немой метод Изображает пантомимы, является сторонним наблюдателем Изображает, решает коммуникативные задачи
Метод общины Советует, перефразирует Сотрудничает с другими, использует комплекс языковых навыков
Естественный подход Изображает, использует реквизит Догадывается, погружается в среду общения
Суггестопедия Проводит техники релаксации, является авторитарной фигурой Расслабляется, верит всей предоставляемой информации

Как показано в таблице, некоторые методы рассматривают учителя как идеальную языковую модель и руководителя классной деятельности (например, аудиолингвальный метод, естественный подход, суггестопедия, метод полного физического реагирования), в то время как в других учитель выступает в роли помощника и сотрудника обучающегося (например, коммуникативный подход, метод сотрудничества).
Есть множество вопросов, на которые представители тех или иных методов и подходов отвечают по-разному. Так, должен ли процесс обучения взрослых ИЯ строиться по модели обучения детей родному языку? Одни методы (метод полного физического реагирования, естественный подход) отмечает, что модель освоения родного языка – единственно существующая универсальная модель обучения ИЯ, ведущая к успеху, и поэтому методика обучения ИЯ непременно должна основываться на методике обучения родному языку. Представители противоположной точки зрения (немой метод, суггестопедия) утверждают, что взрослые люди имеют другое строение головного мозга, другие интересы, временные ограничения и языковое окружение, которое отличает их от детей, и таким образом, занятия по обучению взрослых ИЯ должны строиться по модели, отличной от обучения детей родному языку.
Другое важное отличие заключается в роли восприятия и продуктивной деятельности на раннем этапе обучения. В рамках одни теорий утверждается, что обучающиеся должны начинать общение (то есть активное использование языка) с первого же занятия (аудиолингвизм, немой метод, метод общины), в то время как другие методы предполагают достаточно длительный период пассивного восприятия информации и языка на начальном этапе обучения (аудирование, чтение), который должен предшествовать процессу речепроизводства (например, естественный подход).

Что за чем?

Будущее сложно предугадать, поэтому предсказать направление развития методики обучения ИЯ не легче, чем любой другой области науки. Одни современные течения основываются на усовершенствовании уже существующих направлений, другие более похожи на научную фантастику. Ниже представлены 10 принципов, которые, вероятно, характеризуют процесс обучения ИЯ в ближайшие десятилетия нового тысячелетия. Им даны условные названия, которые несколько громоздки, т.к. используют устаревшую методическую терминологию.

1. Сотрудничество учителя и ученика. Обучение в сотрудничестве возникает, когда между учителем и учеником устанавливается взаимосвязь, при этом их стиль обучения и подходы к процессу обучения совпадают. При изучении ролей учителя и ученика, представленных в таблице 2, можно предвосхитить развитие системы, в которой предпочитаемые способы обучения учителя и ученика должны совпадать. Это может быть, например, проведение занятий онлайн или использование других технические ресурсов.

2. Метод синергетики. Включение элементов различных методов в общую программу обучения является подходящим способом, который помогает выбрать эффективные пути обучения. Первоначально методы и подходы выдвигались как идиосинкретичные и уникальные единицы, но сочетание различных методов, принципы которых схожи, оказалось обоснованным. Этот подход можно назвать «дисциплинарный эклектизм».

3. Девелопментализм. Общие подходы к системе образования не оказали сколь-нибудь значительного положительного влияния на теорию обучения ИЯ. Учебные программы основываются на системе общего образования и рассматривают составляющие, необходимые для успешного процесса обучения, а также выдвигают требования к уровню знаний учеников, принципы обучения и воспитания, описывают психические особенности обучения и затрагивают административные вопросы. С этой точки зрения, методика рассматривается как один из принципов обучения, который необходимо планировать и реализовывать в сочетании с другими аспектами программы.

4. Контекстуализм. Контекстное обучение предполагает, что изучение ИЯ основывается на освоении значения, то есть определенного содержания по конкретной теме. Эти темы, целью которых является помочь ученику в процессе обучения, должны отбираться в соответствии с потребностями и интересами обучающихся и обеспечивать оптимальное развитие коммуникативной компетенции на ИЯ. Важным вопросом для учителей ИЯ является тематическое наполнение программы и определение степени его эффективности в процессе обучения. Для учителей ИЯ естественным ресурсом является литература и сам язык, вследствие чего мы видим возрождение интереса к литературе и к языку как к базовому умению человека.

5. Мультилегенция. Это понятие было взято из теории множественности интеллекта, выдвинутой Ховардом Гарденером (1983). Эта модель – один из стилей обучения, подразумевающий последующий анализ, проводимый преподавателем. Нижеприведенная таблица отражает представляет восемь типов интеллекта и определяет характер заданий, соответствующие этим типам.

Тип интеллекта Виды учебной деятельности / формы подачи материала
Языковой Лекции, таблицы, тесты, игры на отработку словарного запаса, обзор журналов, дебаты
Логически-математический Математические, арифметические, логические задачи
Пространственный Таблицы, диаграммы, построение графиков, чертежей, просмотр фильмов
Телесно-кинестетический Практические занятия, пантомимы, технология, демонстрация
Музыкальный Пение, поэзия, музыкальное сопровождение
Интерперсональный Групповая работа, парное обучение, проекты
Интраперсональный Самонаблюдение, рефлексия, определение интересов, задания на определение личных ценностей
Интеллект естествоиспытателя Экскурсии, походы, доклады, проекты о растения и животных

Задача этого подхода заключается в определении типа интеллекта у каждого учащегося с последующим подбором оптимальных индивидуальных заданий.

6. Метод полного функционального реагирования. Коммуникативный поход был основан (и медленно развивался) на ранних теоретических и практических предпосылках к описанию языка. В настоящее время, углубленное рассмотрение процесса обучения и анализ стиля, теоретических схем, прагматики и системной и функциональной грамматики вновь обращается к функциональному походу к обучению ИЯ. Одно такое педагогическое течение привело к полному пересмотру программ обучения родному и иностранному языку в австралийских школах, которое основывается на пяти пунктах: изложение темы, наблюдение за явлением, объяснение, отработка и обратная связь. Результатом модернизации современной функциональной модели является повышенное внимание к жанру и типу текстов как при обучении родному, так и обучению ИЯ.
7. Стратегопедия. «Учить учиться» - ключевое понятие при обучении СОИЯ. Такие стратегии на общем уровне включают техники запоминания, а на более высоком уровне – когнитивные и метакогнитивные стратегии обучения, стратегии мыслительного процесса, планирования и самоконтроля. Данные исследований показывают, что ученики могут быть обучены стратегиям обучения, а также их эффективному применению в процессе обучения ИЯ, вследствие чего следует признать их важную роль в овладении ИЯ. Простые, но в то же время крайне действенные стратегии, помогающие учащимся запоминать и пользоваться вокабуляром ИЯ, привлекают заслуженное внимание к стратегопедии.
8. Лексическая фразеология. Теория лексической фразеологии основывается на предположении, что лишь «малая доля предложений, встречающихся в речи, полностью уникальна и каждый раз строится заново», и что «в повседневной речи мы слышим последовательность устойчивых предложений и групп предложений». По приблизительной оценке «число устойчивых законченных предложений, свойственных англоговорящему субъекту, стремится к сотням тысяч» (Раули и Садер, 1983). Понимание случаев использования лексических фраз нашло поддержку во многих компьютерных анализах лингвистического корпуса, которые предоставили неопровержимые доказательства исследований овладения ИЯ путем использования лексической фразеологии. В результате этих исследований ученые пришли к заключению, что обучение ИЯ следует основывать на запоминание и отработке моделей, и способах их объединения, способах их взаимозамены и их лексическо-ситуативном употребления.
9. Метод полного погружения. Вновь разгоревшийся интерес к подходу, основанном на направленности на языковую форму, дал развитие последующим исследованиям в области овладения ИЯ. Этот подход, включающий повышение уровня сознательности, внимания, частоту занятий и полное погружение в изучение языка, основан на предположении, что учащиеся учат то, на что они мотивированны. Сторонники этого подхода настаивают на повышении уровня мотивации учащихся. Данный поход также подразумевает более глубокое знакомство с языком, например, изучение литературы, развитие навыка письменной речи, использование аутентичных материалов и проведение проектной работы.
10. Доминирование коммуникативной направленности. Мы знаем, что языковое оформление человеческой коммуникации представляет малую долю всего смысла сообщения. Один из лингвистов пришел к подобному заявлению: «Мы часто передаем так много информации невербально, что отказываемся от вербального аспекта общения». Несмотря на это, в центре процесса обучения ИЯ стоит языковой компонент обмена информацией, даже при условии, что подход назван коммуникативным. В методике существует предложение обратить внимание на нелингвистические аспекты общения: ритме, скорости, высоте, интонации, тоне, междометиях и паузах, жестах, мимике, положении тела и расстоянии между собеседниками.

Заключение.
В данной статье был предоставлен обзор десяти возможных путей, с которыми учителя и преподаватели могут столкнуться в будущем. Мы знаем, что учителя могут предложить и свои собственные методики, и призываем их делиться опытом с коллегами.