SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Проектно-исследовательская деятельность на уроке английского языка.

проект

Проектно-исследовательская деятельность на уроке английского языка.

Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Таким образом, организация подобной деятельности состоит в следующем:
- мотив
- проблема
- цель
- задачи
- методы и способы
- план
- действия
- результаты
- рефлексия.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не на получение объективно нового результата, как в «большой» науке. В образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования.
Задачи проектно – исследовательской деятельности.
1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
2. Создать условия для подготовки к выбору, т.е. научить ориентироваться в мире информации, профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
3. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:
- Рефлексивные
- Поисковые (исследовательские)
- Умения и навыки работы в сотрудничестве
- Менеджерские
- Коммуникативные
- Презентационные
- Умение отвечать на незапланированные вопросы
Моделирование процесса проектной деятельности осуществляется при соблюдении следующих требований:
- опора на личностный творческий потенциал ученика,
- учет возрастного своеобразия его развития, т.к. метод проектов можно использовать на всех этапах обучения,
- включение в привлекательные для него предметные сферы творческой самореализации,
- социально-личностное значимое «самоосуществление» им индивидуального стиля жизненного пути.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется самостоятельно учащимися под руководством педагога-руководителя. Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:
- личный интерес учащегося;
- четкость и конкретность постановки цели проекта;
- определение планируемых результатов;
- констатация исходных данных.
При этом учитель ни в коем случае не исполнитель, а лишь консультант, который укажет на источники информации, поможет преодолеть трудности.
Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.

Основная цель обучения иностранному языку - развитие коммуникативной компетенции.
Отсюда следуют методические выводы:

1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.

2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

Требования к использованию метода проектов на уроках английского языка:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;

4. Структурирование содержательной части проекта;

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В курсе английского языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводился с учетом практической значимости для изучающего английский язык.

Проект «Английский алфавит»
Материально-техническое и методическое обеспечение: лист ватмана формата А1, карандаши, бумага, англо-русские словари
Цели занятия:
A. Образовательный аспект: закрепление понятия АЛФАВИТ, умение работать со словарем;
B. Развивающий аспект: развитие умения работать в группе, развитие умения ставить и разрешать проблему, развитие мышления при работе со словарем.
C. Воспитывающий аспект: воспитание и развитие толерантности, самооценки, усидчивости, пунктуальности, организованности.
План занятия:

1. Организационный момент.
2. Практическая работа.
3. Подведение итогов урока. Показ получившегося продукта.

План-конспект занятия.

1. Организационный момент:
Приветствие. «Сегодня занятие будет не совсем обычным. Результатом должен плакат, который можно будет использовать в качестве наглядного пособия на уроках английского языка во 2-м классе при изучении алфавита. Вы будете работать группами по 2 человека. Каждой группе будет предложено создать карточки для 3-х букв алфавита. Затем соберем получившиеся карточки в плакат. Для успешной работы вам необходимо приготовить англо-русские словари»
3. Повторение алфавита.

4. Деление на группы. Самостоятельная работа учащихся. При помощи лотереи между группами распределяются буквы английского алфавита. Учащиеся для каждой буквы создают карточку-иллюстрацию. Группа, первая закончившая работу, начинает сбор карточек и сведение их в один общий плакат. В этом необходима помощь учителей. - 20 мин.

5. Нахождение в словарях примеров слов, начинающихся на определенную букву.

6. Подведение итогов урока. Показ готового продукта.
«Мы с вами повторили английский алфавит. При повторении мы создали плакат, который впоследствии можно будет использовать на уроке во 2-м классе. Все хорошо потрудились, а результат нашего коллективного творчества мы видим на доске».

7. Рефлексия строится на следующих вопросах:
- Понравилась ли такая форма работы?
- Что было самым интересным в работе?
- Что было самым трудным в работе?
- Что получилось и что не получилось в работе? Почему?

Проект «A helping hand» (Рука помощи) для 7 класса на основе УМК «In touch - 2»
(рассчитан на 2 занятия)
План
1-ое занятие
1. Организационный момент.
2. практическая работа.
3. задание самостоятельной работы на дом.

2-ое занятие
1. организационный момент
2. практическая работа
3. подведение итогов

Цели занятий:
1. образовательная: активизация изученной лексики по теме, употребление грамматического материала модальные глаголы, формы выражения будущего времени.
2. развивающая: развитие мышления, навыка работы в группе
3. воспитательная: воспитание внимательного отношения к окружающим, воспитание уважения и сострадания

План-конспект урока
1. организационный момент.
Приветствие. «Today we are going to create our own organization which can help people around us. We will make a plan of its work» (Сегодня мы создадим собственную организацию помощи окружающим нас людям. И составим план работы этой организации.)
2. практическая работа.
We are to answer 2 questions today: (мы должны ответить на 2 вопроса)
a) Who can we help? (Кому мы можем помочь?)
b) How can you help? (Как мы можем помочь?)
Определение лексики и грамматики, которые понадобятся для проекта.
Составление word-web («паутина») по направлениям school (школа), pupils (ученики), teachers (учителя), different charity organizations (благотворительные организации)
Детализация «паутины» - способы осуществления помощи. Составление предложений в устной форме.
Деление класса на группы по 3 человека, поручение работы на одним конкретным направлением.
3. Задавание домашнего задания по подготовке презентации по ведомому направлению.

2-ое занятие.
1.организационный момент
Приветствие. «today we continue our work. Let’s look at our material» (Продолжаем нашу работу. Посмотрим на собранный материал.)
2. Демонстрация презентаций.
3. Сведение в общую презентацию.
4. подведение итогов:
Что получилось, что не удалось реализовать
Трудности, возникшие при выполнении (обсуждение способов их устранения)
Что понравилось

Проект-игра «Scotland». (Выступление группы гидов)
Основа текст-образец Scotland УМК «Opportunities Pre-Intermediate»

Цели:
- образовательная: изучение и систематизация страноведческого материала
- развивающая: развитие монологической и диалогической речи, мышления, логики, организаторских способностей, умения взаимодействовать
- воспитательная: воспитание уважения и интереса к культуре страны изучаемого языка.

План работы:

1 организационный момент
2. практическая работа
3. подведение итогов

1. организационный момент.
Приветствие. Вводные слова: «At this lesson we are going to sum up the material we know about Scotland.» (На этом уроке мы систематизируем изученный материал по теме Шотландия)
2. обсуждение информации о Шотландии.
3. деление класса на группы гидов по 2 человека, группа экскурсантов – 4 человека.
4. подготовка группами гидов сообщений по направлениям: General information (общая информация), geography (география), history (история), celebrations (праздники), famous people (знаменитости).
Подготовка группой экскурсантов вопросов к гидам.
5. проведение игры.
6. выпуск туристического буклета.
7. подведение итогов работы.

Проект - дебаты по теме: “For and against capital punishment” («За и против смертной казни»)
(10-11 класс) (2 занятия)
Цели:
- образовательная: введение изученной лексики в речь, изучение законодательства страны (стран) и политической ситуации в мире
- развивающая: развитие навыка говорения, умения аргументации, работы в группе, навыка презентации информации
- воспитательная: воспитание культуры речи, собственной позиции, воспитание уважения к оппоненту

План (1-ый урок):
1. организационный момент
2. практическая работа
3. задавание домашнего задания

План-конспект (1-ый урок).
1. организационный момент.
Приветствие. Вводное слово.
2. практическая работа.
А) деление класса на 3 группы – группа обвинителей, группа защитников, группа экспертов
Б) группы обвинителей и защитников разрабатывают тезисы и аргументацию, группа экспертов разрабатывает форму протокола дела
В) консультация с учителем
3. задание на дом – найти подкрепление некоторых тезисов в законах или в мировой практике

План (2-ой урок):
1. организационный момент.
2. практическая часть
3. подведение итогов

План-конспект (2-ой урок):
1. организационный момент.
Приветствие. Вводное слово.
2. практическая часть.
Дебаты. Вынос решения группой экспертов. Выпуск постановления.
3. подведение итогов: разбор трудностей, возникших при выполнении и заданий, сильные и слабые стороны в аргументах сторон.

Прикрепленный файлРазмер
Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка.ppt68 кб