SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Использование словесного материала по развитию связной речи дошкольников

Учитель-логопед МАДОУ № 362 «Детский сад № 362 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани
Шестакова Елена Владимировна

(логосказки, тексты)

(Словообразование)

Шустрик в лесу

Рано утром бабушка сказала Шустрику, что они пойдут в лес за грибами. Взяли они корзинки и отправились далеко-далеко. Шли они полем. Подошли к речке, перешли речку по мостику, зашли в лес и стали искать грибы.
Шустрик не заметил, как потерял бабушку. Испугался очень. Побежал прямо. Добежал до высокой березы, забежал за березу – нигде нет бабушки.
Стоит Шустрик и плачет. Бежит мимо Зайчишка и спрашивает:- Почему ты плачешь?
- Я заблудился, - Помоги мне найти бабушку, пожулуйста.
Потряс Зайчишка заячьими ушами и говорит:
- Пойдем в нашу заячью избушку и спросим мою маму – Зайчиху.
Прибежали они к заячьей избушке, рассказали старой Зайчихе про Шустрикову беду.
Посмотрела Зайчиха вверх и заметила беличье дупло, а там Белка с бельчатами.
- Белка, Белка, помоги Шустрику найти свою бабушку, - сказала Зайчиха.
- Бегите за мной, - крикнула Белка и запрыгала с ветки на ветку. И только мелькает беличий хвост.
Так вместе прибежали они к лисьей норе.
- Не плачь, я приведу тебя к бабушке, - сказала мама Лиса. – Только вот лисятам накажу, чтобы хвостами своими лисьими не мелькали, а то, неровен час, увидит серый волк и разорвет их.
Остер лисий нос. Точен лисий след. Быстро вывела Лисица Шустрика к бабушке.
- Спасибо тебе, Лисонька, - сказала бабушка.
Шустрик же рассказал бабушке, кого он встретил в лесу.

Э.Сизова

Где мой домик?

( Родственные слова, приставочные глаголы,
притяжательные прилагательные)

Жил в лесу маленький лисенок со своей мамой – Лисой. Днем он играл, резвился на своей звериной плащадке. Мама – Лиса говорила Лисенку:
- Смотри, Лисенок. Не заблудись! Не гуляй далеко. И запомни: наш дом – Лисий!
Лисенок заигрался и не заметил, как наступила темнота. Испугался Лисенок, побежал в одну, в другую сторону. Видит – заблудился. Страшно Лисенку, бегает по лесу. Стучит в каждый домик и спрашивает, чей это домик. Подбежал к волчьему домику и стучит:
- Чей это домик?
Из окошка выглянул Волчонок и спрашивает:
- А тебе чей надо?
- Лисий.
- Нет это не лисий домик, это волчье логово.
Заплакал лисенок и побежал дальше.
Видит: чей-то домик.
- Чей это домик?
Из дома выглянул Бельчонок и спрашивает:
- А тебе чей нужен?
- Лисий.
-Нет это не лисий домик, это беличье дупло.
И опять побежал по темному ночному лесу бедный лисенок. Он побывал и возле вороньего гнезда, медвежьей берлоги, ежиной норы.
Наконец, усталый, голодный, продрогший Лисенок добежал до заячьей избушки и постучал. Выглянул в окошко Зайчонок и сказал, что это заячья избушка. Горько плачет бедный Лисенок. Зайчонку стало его жаль:
- Не плачь, я покажу тебе твой домик.
И они вместе добежали до лисьей норы.
Мама – Лиса и Лисенок очень обрадовались:
- Спасибо тебе, добрый маленький Зайчонок!

Догонялка
(предлоги)

Скачет белка по лесу, грибы на зиму собирает, а навстречу ей лиса бежит:
- Белка, белка, что ж ты от меня не убегаешь, я ведь могу тебя схватить!
- Нет лисонька, не догонишь! Я от тебя с полянки на горку, с горки к кустикам, от кустиков под кустик, из-под кустика к дереву и на дерево, с дерева на дерево – и в дупло!
- Ой ли, белка, догоню! – не верит лиса.
- Лови, кумушка! – только и мелькнул беличий хвост: с полянки на горку, с горки к кустикам, от кустика под кустик, из-под кустика к дереву и на дерево, с дерева на дерево и сидит уж белка у своего дупла на ветке.
На лису сверху смотрит и смеется:
- Что ж не догоняешь? Или забыла, что лисы по деревьям не лазают, с ветки на ветку не скачут?!
Ничего лиса не ответила, пушистым хвостом махнула и убежала.

Т.Шуйская

Сорока и медведь

(однокоренные слова)

- Эй, Миша – Медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, стрекотуха?
- Почему тебя Медведем зовут?
Глухарь – от весной глухой, понятно, Заяц-Беляк-он зимой белый, понятно, а вот Медведь – не понятно.
- Хе-хе! Бестолковая ты птица. Мед-ведь – значит, мед ведающий. Знаю, стало быть, где мед в лесу спрятан.
- А где, где он мед-то?
- Так я тебе и сказал! Ты же всем разболтаешь сразу, все вы в лесу тогда Медведями станете.

Игры и упражнения,
направленные на координацию речи и движения

На водопой

Жарким днем лесной тропой (дети идут друг за другом)
Звери шли на водопой
За мамой – лосихой топал лосенок (топают, высоко поднимая ноги)
За мамой – лисицей крался лисенок (крадутся на носочках)
За мамой – ежихой катился ежонок (двигаются в полуприседе)
За мамой – медведицей шел медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою – белкой скакали бельчата (прыгают на двух ногах)
За мамой – зайчихой – косые зайчата (прыгают, сделав «ушки»)
Волчица вела за собою волчат (широким шагом)
Все мамы и дети напиться хотят. (встают на четвереньки, делают
«лакательные движения»).

Про медведя

Ходит по лесу медведь, (идут вперевалочку)
Хочет сесть и посидеть
Где ж такое место есть, (разводят руки в стороны)
Чтобы мог медведь присесть? (высматривают из-под руки)
То высок пенек, ( поднимают руки на уровне груди)
То торчит сучок (сжимают пальцы в кулак и
оставляют большой палец)
То мокрый мох, (сжимают и разжимают пальцы)
То мох пересох
Ох! (вытирают ладонью лоб)
То низкий пень, (нагибаются вперед)
То густая тень, (разводят руки в стороны)
То узкий ров, (приближают руки, развернув
ладони друг к другу)
То гнездо муравьев, (изображают «холмик»,
соприкасаясь пальцами)
То кричит сорока, (взмах руками, как «крылья»)
То колючки с боку, (раздвигают пальца)
То кустарники, (прижимают ладони друг к другу,
переплетая пальцы)
То речка (разводят руки в стороны)
Нет хорошего местечка. (качают головой)
Это сказка о медведе, (покачиваясь, переступают с
ноги на ногу)
О медведе – привереде.

Теремок

Стоит в поле теремок (руки над головой – это «крыша»)
Он не низок, не высок, не высок (приседают –« низок», стают – «высок»)
На двери висит замок, да замок ( сцепляют пальцы рук в «замок»
Кто бы тот замок открыть помог?
Слева зайка, справа мишка. (кивают головой вправо-влево)
Отодвиньте-ка задвижку! (тянут руки в стороны, но пальцы в «замке»)
Слева ежик, справа волк (кивают головой влево-вправо)
Нажимайте на замой! (сильнее сжимают пальцы)
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок, теремок! («открывают замок», разводят руки в стороны)