SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

teacher-infuses-the-knowledge-to-children-in-the-head_186841691

Мой опыт педагогической работы в школе ещё не велик, всего два с половиной года. Поэтому сейчас я нахожусь на пути профессионального становления. Не смотря на то, что я ещё не владею педагогической профессией в совершенстве, у меня уже появились первые наработки, которыми я бы хотела поделиться.
Начав свои первые шаги в школе с классических уроков Каменского, когда учитель говорит, а ученик слушает, я очень быстро поняла, что большинство учеников не слушают. Они спят. Такое безразличное отношение к моему любимому предмету, мировой художественной культуре, больно задело меня за живое. Больше всего мне хотелось разбудить ребят, заинтересовать, сделать из них культурно развитых людей. Чтобы выполнить поставленную перед собой задачу я обратилась к мировому и отечественному педагогическому опыту.
Вспоминая уже известные мне с университетской скамьи формы и методы работы и заново штудируя профессиональную литературу, я пришла к выводу, что помочь мне могут активные формы работы с учащимися. Изучение и анализ трудов П.Ф. Каптерова, В.И. Андреева, М.И. Махмутова, А.В. Хуторского и многих других выдающихся педагогов помогли мне сформировать свою методическую тему: «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе методов проблемного обучения».
Начав работать в этом направлении, я перестроила ход моих уроков, добавив в них не используемые мною ранее элементы. Первым звеном в череде изменений стало изменение повествовательного изложения материала на проблемное изложение. Я начала задавать вопросы, ответы на которые были не очевидны и требовали привлечения знаний по другим предметам. Приведу пример из практики. Вместо того чтобы изложить правила прочтения «египетских лент» - ленточных изображений на колоннах и стенах, я попросила ребят обратить внимание на их расположение. Ученики заметили, что ленты расположены ярусами и имеют разную ширину, при этом размер фигуры соответствует занимаемому ярусу, и сюжеты узких ярусов никогда не изображаются на широких и наоборот. Я попросила учащихся высказать предположения по поводу того, с чем было связано такое размещение фигур и сюжетов. Размышляя и отвечая на наводящие вопросы, (Государством какого типа был древний Египет? Каким образом строилась кастовая иерархия древнеегипетского общества и т.д.) ученики смогли самостоятельно найти и сформулировать верное объяснение.
Активизировав, таким образом, работу на уроке и сумев завладеть вниманием, я двинулась дальше – к использованию заданий, требующих от учащихся частично – поисковых действий. Приведу ещё один пример из практики. «Каким образом древним удалось построить пирамиды?» - спрашиваю я у ребят. Выслушиваю предположения. Знакомлю учеников с современными научными теориями, касающимися этого вопроса, ведь споры между историками и археологами не утихли и по сей день, а значит, до сих пор остаются какие-то детали вызывающие сомнения. Обсуждаем с ребятами версии, оказавшимися для них новыми, находим противоречия, формулируем новые проблемные вопросы. После чего я даю ребятам исследовательские задания. Например: найдите и изучите виды строительных инструментов доступных древним Египтянам, сравните их с современными, используйте полученные знания для подтверждения или опровержения одной из существующих теорий о строительстве пирамид. Выполнив работу, учащиеся демонстрируют полученные результаты, после чего мы коллегиально выбираем ту теорию, которая показалась большинству наиболее убедительной.
После того, как ведение грамотных поисковых действии с целью разрешения заданной проблемной ситуации перестало вызывать у учеников затруднения, стало возможным перейти к следующему шагу – ведению учениками самостоятельного исследования, подразумевающего формулировку проблемных вопросов и поиск ответов на них. Например, получив тему исследовательской работы «Значение искусства «Золотого века» в формировании культурного образа России», каждый из учеников пошёл своим путём. В результате я получила целый букет работ отвечающих на вопросы «Почему именно «Золотой век» оказал столь серьёзное влияние?», «Что такое культурный образ и как он формируется?», и т.д. То есть, хотя почти все ученические исследования пришли к одним и тем же выводам, пути их достижения оказались разными, что, несомненно, продемонстрировало возросшую креативность мышления ребят.
Такая многовариативность полученных результатов натолкнула меня на дальнейшие размышления. Я задумалась о том, что на своих уроках я очень много рассказываю своим ученикам о значении того или иного художественного произведения, о его роли в истории и значимости в процессе развития искусства. При этом, восприятие этих творений каждым учеником весьма субъективно, а их правильное понимание требует знания исторического контекста, не связанного с личным опытом ребёнка. Значит нужно дать возможность ребятам самостоятельно открыть для себя картину, скульптуру, архитектурный стиль или музыку. За помощью я обратилась к эвристическому подходу. Как известно, главное отличие эвристического подхода от проблемного – отсутствие заранее известного результата выполнения задания или ответа на вопрос. Кроме того, эвристический подход в большей степени опирается на творческий потенциал ученика, развитие которого я считаю очень важным в своей работе. Добавление в структуру урока эвристической беседы позволило сделать восприятие материала учениками более комплексным, учитывающим мнение и позицию их товарищей.
Ещё одной удачной находкой оказалось внедрение элементов арт-педагогики. Так как арт-педагогика является системой обучения средствами искусства, она легко интегрируется в процесс преподавания МХК. Для повышения интериоризации полученных знаний наиболее широко я использовала такие формы работы как театрализация и иллюстрирование. Приведу пример из практики: по окончании изучения масштабного раздела «Стилевые направления в искусстве конца 19 века» я предложила ребятам создать по 6 рисунков, каждый из которых был бы выполнен в одном из изученных стилей. В результате ребята закрепили полученные теоретические знания, так как для выполнения полученного задания им пришлось вспомнить характерные черты каждого стиля, получили возможность творческого самовыражения и создания нового личного опыта(http://nsportal.ru/albom/2016/02/04/deputatova-anastasiya-petrovna/tvorc...).
Хорошим подспорьем в работе оказались обучающие структуры сингапурской системы, о которой я узнала, пройдя соответствующее обучение. Они оказались эффективным средством для оживления хода урока, более глубокого осмысления учениками изучаемого материала, формирования позитивной взаимозависимости между одноклассниками. Моими излюбленными структурами стали Corners, Frayer Model, Stir the Class. Приведу примеры их использования в своей работе.
Corners очень эффективна на уроках, завершающих крупные тематические разделы. Например, после изучения блока "Искусство древнего мира" я развешиваю в углах класса таблички с названиями пройденных культур. Затем раздаю ученикам карточки с характеристиками или произведениями искусства той или иной культуры. По команде ребята занимают места в углах, которые, по их мнению, соответствуют полученным карточкам. После того как все определились со своим местом, происходит обсуждение внутри углов, самопроверка и общая проверка.
Frayer Model позволяет легко проверить глубину знаний ученика и ещё раз точечно сфокусировать его внимание на теме, термине или творчестве деятеля искусства. Эта модель универсальна, так как в центре листа может быть записано название эпохи, художественный стиль или имя художника.
Структуру Stir the Class я использую чаще всего для повторения или закрепления пройденного материала. Например прошу учеников записать признаки модерна, отличительные особенности культуры античности или перечислить по памяти художников - передвижников.
(https://cloud.mail.ru/public/69jp/Nk2zDYx8P)
Подводя итог, хочется сказать, что доказательством того, что мне удалось добиться повышения заинтересованности учащихся стали:
1. По результатам анкетирования, проведённого школьным психологом в начале этого учебного года, более 60% старшеклассников включило МХК в список любимых предметов.
2. Улучшилась общая успеваемость по предмету, наблюдается положительная динамика результатов участников предметной олимпиады по искусству.
3. Ребята активно включились в творческую и исследовательскую деятельность. Её результатами стали:
- 3е место на республиканской конференции «Нобелевские надежды КНИТУ-2015» в номинации «Дизайн»;
- 1е место на поволжской арт-акции «Права ребёнка – забота общая»;
- Четверо учащихся заняли первые места во всероссийском Игровом конкурсе по МХК «Золотое руно».
(http://nsportal.ru/deputatova-anastasiya-petrovna)
Конечно, на своих уроках я использую не только проблемный и эвристический тип обучения, он имеет и свои недостатки, в частности он отнимает много времени на уроке. Но в моей педагогической практике именно такой способ взаимодействия с учащимися помог мне добиться положительных результатов.

Прикрепленный файлРазмер
dolg-uchitelya-2-chast-102993257.jpg28.45 кб