SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Описание опыта работы

опыт

Описание опыта работы учителя математики
МБОУ «СОШ № 167с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района города Казани
Николаева Эдуарда Николаевича по теме:
"Использование проектной технологии и кейс-метода
в формировании математической компетентности учащихся"
«Сегодня ценность является не там,
где мир воспринимается по схеме «знаю - не знаю»,
а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю»
Л.Г. Петерсон
Что значит для меня быть учителем? Не возможность чему-то учить детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать, думать, сопереживать ученикам, нести за них ответственность. Для меня "учитель" - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня быть учителем - это и значит жить.
Я вырос в семье педагогов. Я изучил свою родословную. Мой прадедушка Заслуженный учитель РФ, Отличник просвещения РТ… Я учитель в шестом поколении. Моя мама, учитель математики, для меня наставник, коллега, авторитет… С детства я мечтал о профессии учителя, а в юности, учась в институте, я уже твердо знал, что покорение новых вершин, самоактуализация, любовь к детям - смысл моей жизни. И вот я стал учителем математики. Этот выбор не случайный. Я- часть моей большой семьи, династии педагогов.
Понятно, что от школы сегодня ждут не "нашпигованных" знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Учитель - это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. В моем представлении 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации. Поэтому педагог нового столетия должен быть готов к любому общению.
Выбор темы самообразования "Использование проектной технологии и кейс-метода в формировании математической компетентности учащихся" объясняется тем, что современное образование может быть эффективным только при максимальной активности школьников. Я проектирую урок вместе с учениками, а не планирую. Совместное проектирование уроков позволяет мне решить ряд проблем:
1. учащиеся побуждаются к активной мыслительной деятельности на основе педагогики сотрудничества;
2. совместно разрабатываются ситуации и решаются проблемы;
3. учащиеся учатся выделять личностно значимые ценности в содержании изучаемых знаний.
Необычный урок привлекает не только формой, но и возможностью для учеников участвовать в разработке его содержания. Ученик включается в совместную деятельность и по содержанию урока, и по его проведению: развиваются навыки учащихся самостоятельно ставить цели, использовать различные средства обучения, анализировать способы своей деятельности, благодаря этому преобразовывать учебный материал.
"Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики", - писал К.Д.Ушинский. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Что я хотел бы видеть в своих учениках? Свободное мышление, толерантность, умение конструктивно решать проблемы, способность к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное - чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. На уроке я поощряю развитие творческого нестандартного мышления, выработку самостоятельности, использование оригинальных приемов и путей усвоения знаний.
Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его. Для этого я использую инновационные технологии.
Одним из направлений моей педагогической деятельности является применение проектной технологии и интерактивных приемов в обучении и воспитании учащихся. Проектная технология как процесс обогащения идеями, креативное развитие друг друга в результате взаимодействия расширяет возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придает образовательному процессу диалоговый характер, разрешает коммуникативные противоречия познавательного процесса, связанные с выбором системы отношений учителя и ученика, учеников друг с другом. Использование проектной технологии позволило мне расширить диапазон результатов образования. Отмечу наиболее значимые из них:
- повышение уверенности учащихся в собственных силах;
- развитие собственного позитивного «Я» и других;
- более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей учащихся;
- усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность;
- повышение умения адекватно оценивать себя;
- развитие «командного духа» и «чувство локтя», коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;
- обеспечение механизма развития критического мышления ученика, умения искать пути решения поставленной задачи;
- развитие исследовательских способностей;
- развитие умения мыслить абстрактно.
В результате использования проектной технологии мною разработан и успешно воплощен целый ряд широкомасштабных метапредметных и внутрипредметных проектов:
«Геометрия вокруг нас»,
«Решение нестандартных задач»,
«Объекты Универсиады в архитектуре города»

Благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужен я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок - это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления.
В процессе моего становления в роли учителя я определил для себя следующие педагогические задачи, которые и стараюсь решать каждый день:
• научить школьников быть независимыми. Чем больше мы для них делаем, тем меньше они учатся делать для себя сами;
• необходимо воодушевлять ученика максимально быть самим собой; ободрять каждого, чтобы он гордился своими достижениями;
• создать условия для выбора каждым учеником своего собственного образовательного маршрута, развития школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями;
• убедить ученика в том, что он кладезь возможностей, заставить его поверить в себя, в свои силы, предоставить возможность получать удовольствие и радость от результатов своего труда;
• подготовить выпускников школ, обладающих глубокими знаниями, широким кругозором и умением ориентироваться в современном обществе.

Каждая тема содержит необходимую информацию, чтобы стать знающим и функциональным членом нашего общества. Так как мы становимся технологически более зависимыми, техническое образование необходимо для выживания. Математика уже не просто предмет, принятый элитой. Теперь она по праву стала одним из основных предметов в нашей образовательной системе.
Что такое математика?
Математика - это решение многих проблем. Моя задача - «оживить» математику, связав её с практическими житейскими задачами.
Я представляю себе образование как процесс непрерывного, целенаправленного развития личности, основными составляющими которого выступают три качества образовательного процесса:
• обучение как процесс передачи опыта ЗУНов;
• воспитание как важнейший компонент социализации личности;
• просвещение как процесс широкого приобщения человека к культуре.
Математика, наряду с русским языком, являются определяющим компонентом системы современного образования, той основой, вокруг которой обращаются все остальные предметы общеобразовательной школы.
В целом же это подготовка выпускника самодостаточного, коммуникабельного и компетентного, способного адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, запросам современности.
Современный учитель, составляя свою рабочую программу, вправе сам выбирать, по какой программе работать, адаптировать ее под конкретное количество часов, конкретный класс и т.д. Я работаю по авторской программе Л.Г. Петерсон (алгебра7 класс), 7-9 класс (геометрия) Атанасян. Содержание учебников соответствует Федеральному компоненту стандарта образования.
Систематически веду работу с одаренными учащимися. Для одаренных учащихся необходим особый подход. Их необходимо обучать не только фактам, алгоритмам, а идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. Использую индивидуальный подход к одаренным учащимся при составлении карточек-заданий (тестов, самостоятельных, домашних работ и прочее), а также даю простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся (творческие задания, исследовательские работы, проектные работы, научно-практические работы) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся. В работе с одаренными использую технологию проектного обучения в сочетании с кейс-методом. Работаю в рамках математического кружка (подготовка ученических проектов, исследовательских работ, участие в районных конкурсах, проведение ученических конференций и т.д.).
Когда я готовлюсь к урокам, я всегда стремлюсь только к положительному результату. Но бывает в нашей работе все. Со многими учениками приходится заниматься дополнительно во внеурочное время, так как я не «дарю» оценки, а стремлюсь к тому, чтобы ученики достигли определенных результатов, поняли материал и получили ту оценку, которую заработали. ЕГЭ объективно оценивает знания учащихся. Чтобы успешно сдать ЕГЭ, ученик должен трудиться, а учитель всегда готов помочь при подготовке к ЕГЭ.
Очень важным этапом обучения является проверка знаний. Я стараюсь на своих уроках применять самые разнообразные способы проверки знаний учащихся, которые обеспечивают обратную связь с учеником. Мною разработано и реализовано методическое пособие для контроля усвоения тем по геометрии «Зачеты 7 - 11» для индивидуального тестирования учащихся с использованием современных технологий. Программа тестирования охватывает все основные разделы школьного курса геометрии с 7 по 11 классы и содержит мониторинг результатов каждого ученика в компьютере учителя (прилагается методическое пособие «Зачеты 7 – 11» и диск).
Вырабатывая умения решать проблемы, развиваю у учащихся межпредметную и надпредметную компетентность. К проблемам я отношу предметные или жизненные ситуации, способ решения которых изначально не задан и должен быть сформирован школьником самостоятельно при помощи имеющихся у него знаний (умений), усвоенных в ходе изучения других предметов, и информации, полученной им из разных источников.
На этих занятиях отрабатываю у учащихся способности понимать разные тексты, извлекать из них требуемую информацию и осуществлять рефлексию для достижения поставленных целей и решения проблем.
Все это позволяет добиваться глубоких и прочных знаний по предмету, о чем свидетельствуют 100% успеваемость и высокий процент качества знаний учащихся (78%)
Перед проведением смотра знаний я в обязательном порядке провожу специальные уроки-консультации.
Смотр знаний представляет комплексную проверку знаний и умений по математике. С его помощью проверяются теоретические знания, умения решать задачи, уравнения, готовность к итоговой аттестации.
Форма проведения смотра знаний может быть разнообразной и выбирается исходя из объема и структуры изученной темы:
1. Письменный смотр знаний всего класса.
2. Чаще всего я практикую устный смотр знаний. Конечно, он требует для своего проведения значительно больше времени, но устная форма имеет огромное преимущество: я могу получить более полное представление о знаниях учащихся, задавая наводящие и дополнительные вопросы по теме. Ведь самое важное – логика мысли, и кроме того, детально проверяя решения задачи и видя допущенные ошибки, можно предупредить их в дальнейшем.
Стимулирующей формой является так называемый «автомат». Рейтинговая система оценки уровня компетентностей обучающихся предполагает наблюдение в деятельности; использование диагностических заданий на развитие высших психических функций. Предметом наблюдений являются: речевая сфера; познавательная; мотивационная; эмоционально-волевая; коммуникативная; работоспособность; сформированность учебных навыков.
Срезы по темам:

Данные онлайн тестирования abiturient.kpfu.ru


 Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
 Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
(Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом Российской Федерации 04 февраля 2010 г. Пр-271 )
Профессия учителя - одна из благороднейших. Я математик. «Математика» - это и наука, это и мой любимый предмет, это моя работа, это интересные логические задачи, это сложные уравнения и графики, это формулы, формулы… Это связь с жизнью…
Учитель - творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться.
Математика - удивительная наука, поэтому со школы и зародилась любовь к ней. Когда я первый раз пришел на работу, я поставил цель: «Главное гореть самому и уметь тепло этого огня доносить до каждого ребенка». Именно это я делаю каждый день.
Мои достижения (результативность)
Активные формы и методы работы помогли мне достичь определенных результатов.
 Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации приказ от 12.04.2010, №419/к-н
 Благодарность за активное участие в организации и проведения Всероссийской олимпиады студентов приказ от 13.06.2006 № 12-02-09/105
 Диплом конкурс «Молодой преподаватель города Казани» 3место 2007год
 Диплом 3 место участник 5 республиканского конкурса «Преподаватель года ССУЗ РТ-2007» в номинации «Молодой преподаватель»
 Диплом 2 место республиканский конкурс за статью «Педагогическая гостиная «12 стульев»», «Мәгариф» №9, 2010
 Грамота II Республиканского конкурса “Цифровые образовательные ресурсы”, 2012год

За последние годы опубликовал ряд статей в сборниках научно-практических конференций различного уровня.
Публикации
№ Название Дата публикации, название издания Ключевая идея (не более 50 слов на каждую публикацию)
1 http://www.geometria7-11/narod/ru 2008 1. Лекционно - семинарская система преподавания математики
2. Методические пособия «Зачеты 7 – 11 классы» по геометрии Интернет – сайт
2 статья «Педагогическая гостиная 12 стульев» республиканский Журнал «Мәгариф»- 2010 год Обсуждение различных педагогических ситуаций
3 статья «Практическое применение Excel» республиканский Журнал «Мәгариф»- 2011 год Практическое применение Excel работа с формулами, автоматизация рабочего места классного руководителя
4 статья «Дополнительные возможности MS Word» республиканский Журнал «Мәгариф»- 2012 год Практическое применение MS Word создание открыток
Авторские образовательные программы, методики и технологии
http://www.geometria7-11/narod/ru 2007 Методические пособия «Зачеты 7 – 11 классы» по геометрии Интернет – сайт
Интернет – сайт «Mogallim» 2010г «Проектная технология как фактор социализации учащихся» дистанционное обучение ИРО РТ

2. Методические разработки мероприятий и уроков:
• Интегрированное внеклассное мероприятие «Юбилей великого татарского поэта Г. Тукая»
• «Это важное звено» - урок – путешествие по предметам 5 – 6 класс
• «В гостях у сказки» - внеклассное мероприятие, посвященное юбилею сказочного героя Шурале (Г. Тукай)
• «Мой любимый микрорайон. Азино - 1» социальный проект, участие в конкурсе «Казань – наш общий дом»
Стажировочная площадка МБОУ «СОШ №167» г. Казани.
№ Мероприятие сроки Уровень
1 «Это важное звено»
Познавательно – развлекательное мероприятие с элементами подготовки к ЕГЭ (9-11 классы) Июнь 2010 ГАОУ ДПО «Интитут развития образования РТ»
Кафедра методики преподавания математики
и информационных технологий
Отдел Управления образования Исполнительного комитета
муниципального образования по Советскому району
2
4 Применение ИКТ на уроках математики (Рейтинговая оценка деятельности учащихся)

Моделирование фрагментов учебных занятий с использованием информационных технологий.
Варианты организации проектной
Деятельности. ноябрь 2010 г. ГАОУ ИРО РТ
Программа стажировочной площадки учителей естественно – математического цикла РТ, обучающих по методу проектов
«Варианты организации проектной деятельности учащихся»

5

6 1.Практическое применение Excеl для анализа работ и создания мониторинга достижений учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Моделирование фрагментов учебных занятий с использованием информационных технологий январь 2011 г ГАОУ ИРО РТ
стажировки слушателей курсов повышения квалификации учителей математики по теме «Методика преподавания сложных тем по алгебре и геометрии, необходимые при подготовке к ЕГЭ и ГИА
7 Задания ЕГЭ C4. Планиметрия февраль 2011 г. ГАОУ ИРО РТ
курсы повышения квалификации учителей математики по теме «Методика преподавания сложных тем по алгебре и геометрии, необходимые при подготовке к ЕГЭ и ГИА»
8 Организация деловых игр по геометрии «Живая геометрия» Проектная деятельность учащихся декабрь 2012 ПМЦ ПК и ПП РО КФУ Программа стажировки
«Современные подходы к организации подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»

9 «Невероятная теория вероятности» Мастер-класс решения заданий В6 ЕГЭ 2014 Декабрь 2013 ПМЦ ПК и ПП РО КФУ Программа стажировки
«Современные подходы к организации подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ»

Выпускник – это самостоятельный, ответственный человек.
Это мое кредо.
Чтобы учить других, надо учиться самому.
Это мой жизненный уклад.
Учитель должен быть профи!
У каждого свой путь. Свое призвание. Для меня – это школа. Это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сам.
Как-то я прочитал слова Л. Н. Толстого, которые запали в мою душу: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Счастлив ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия.
Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом.
Я счастлив, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.
Я счастлив, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.
Я, счастливый человек, потому что выбрал своё дело и полюбил его на всю жизнь».
Мой стиль в работе – это
• ориентация на человека;
• акцент на преобразования;
• опора на убеждение и вдохновение;
• стремление гармонизировать и интегрировать деятельность
Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать, творить, не останавливаясь на достигнутом.
Особая моя миссия – учить и воспитывать. Школа будущего – это школа Интереса.

Прикрепленный файлРазмер
Опыт_Николаев.doc358.5 кб