SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Обломов и посетители. Конспект урока в 10 классе

Обломов и посетители.
Конспект урока в 10 классе (1 час)
Цели урока:
обучающая – совершенствовать навыки анализа и интерпретации литературного произведения с использованием теоретико-литературных знаний о характеристике литературного героя, художественном пространстве и времени;
развивающая – способствовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, развитию познавательного интереса через актуализацию личностного восприятия литературного произведения, развитию навыков теоретического осмысления, самоанализа;
воспитательная – содействовать формированию коммуникативной компетентности учащихся путем использования парной и групповой форм организации познавательной деятельности учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
I. Орг.момент
II. Актуализация прежних знаний.
- О чем мы вели диалог на прошлом уроке?
(о личных впечатлениях от романа «Обломов», что роман «скуден» на действие, а потому наполнен психологизмом, говорили о сюжете и фабуле романа, особое внимание уделили сцене с гостями)
Вспоминаем на этом уроке основные характеристики каждого гостя
Волков – светский человек.
Судьбинский – карьерист.
Пенкин – писатель.
Алексеев – ни то ни сё
Тарантьев – невежа.
III. Объяснение нового материала.
- Я попрошу вас занять угол героя, которого вы для себя выбрали дома.
(ученики занимают углы, заранее подготовленные учителем)
В каждом углу ученики находят себе пару.
- Сейчас у вас будет 1 минута, чтобы поделиться в своей паре мнением, почему вы предпочти именного этого героя.
Минута прошла. Ученики из каждого угла делятся ответами со всем классом.
Дискуссия.
-Если вы выбрали этот угол, то вы нашли что-то близкое для себя в этом герое, чего нет в остальных. Задача каждой группы – доказать, что именно их герой носитель истинного существования.
Группы доказывают свои суждения. После ответа учитель предлагает остальным ученикам задать наводящие вопросы. Так продолжается до тех пор, пока все группы не выскажутся.
Задача учителя: необходимо так построить дискуссию, чтобы привести учеников к мнению, что гости Обломова мало чем отличаются от него. Они создают псевдодвижение, это псевдожизнь.
После этого ставится видео фрагмент (рассуждение Обломова о «других»).
- Какие смыслы несет в себе данный фрагмент?
(ответ учеников)
На доске проецируется цитата из статьи Д.И.Писарева:
• Между тем в нем совершается постоянная борьба между ленивою природою и сознанием человеческого долга, — борьба бесплодная, не вырывающаяся наружу и не приводящая ни к какому результату. Спрашивается, как должно смотреть на личность, подобную Обломову? Этот вопрос имеет важное значение, потому что Обломовых много и в русской литературе и в русской жизни. Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя и общество; презирать их безусловно тоже нельзя. На подобные личности должно, по нашему мнению, смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи;
• Таких людей должно жалеть, во-первых, потому, что в них часто бывает много хорошего, во-вторых, потому, что они являются невинными жертвами исторической необходимости.
• Рядом с Обломовым выведен в романе г. Гончарова другой характер, соединяющий в себе те результаты, к которым должно вести гармоническое развитие.
Учитель предлагает классу разделиться на две половины: согласных с мнением Писарева и несогласных.
Дискуссия.
IV. Итог урока.