SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

«Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания: взгляд изнутри»

«Психологическое здоровье педагога.
Профилактика эмоционального выгорания: взгляд изнутри»
В начале семидесятых годов XX века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление, головные боли, бессонница, общее ухудшение здоровья). Работа перестает приносить удовольствие, а напротив, вызывает даже враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Это явление удачно назвали «выгоранием».
Термин «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974-м для характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами, пациентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие или плата за мастерство».
Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души. В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Эта эмоциональная напряженность не может не сказаться на здоровье и самочувствии педагога.
Профессия «педагог», иначе «работа серд¬ца и нервов», требует буквально ежедневно¬го, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, дер¬жать себя в руках - один из главных показа-телей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психоло¬гическое здоровье. Что касается профессио¬нальной деятельности педагога дошкольного образования... Она характеризуется огром¬ной нагрузкой на психоэмоциональную сфе¬ру. Большая часть рабочего дня протекает в напряженной обстановке: эмоционально на-сыщенная деятельность, постоянная отрицательное влияние на физическое самочувствие. Речь идет о нервозности, раздражительности, усталости, разного рода недомоганиях.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. «Запах горящей психологической проводки». Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Симптомы профессионального выгорания :
ПЕРВАЯ ГРУППА:
психофизические симптомы
• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
• ощущение эмоционального и физического истощения;
• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
• резкая потеря или резкое увеличение веса;
• полная или частичная бессонница;
• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
концен¬трация внимания, повышенная ответствен¬ность за жизнь и здоровье детей. Факторы та¬кого рода оказывают
ВТОРАЯ ГРУППА:
социально-психологические симптомы
• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА:
поведенческие симптомы
• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• руководитель затрудняется в принятии решений;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.
В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет.
У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем проявления эмоционального выгорания является невысокой (8-11%). В первом случае, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование технологий воспитания, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние.
У профессионалов со стажем 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22%.
Изучая "выгорание" у профессионалов, психологи выяснили, что данное явление "инфекционно": те, кто подвержен синдрому эмоционального сгорания, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание "выгорающих".
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:

Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная);
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами;
Образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (функция-защитная);
Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
Окончание учебного года.
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслабления, организации перерывов в работе).
На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.
Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.
На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы "вернуться", ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслач, полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.
Таким образом, можно сделать вывод, что основная причина синдрома выгорания - это несоответствие между личностью и работой.
Что касается причин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности, то педагоги выделяют следующие:
- высокую эмоциональную включенность в деятельность - эмоциональную перегрузку (34%);
- отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%);
-жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год),
- ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%);
- неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%);
организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%);
- ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%);
- отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%).
Давайте задумаемся, разве только объективные причины разрушают здоровье педагога. Мы видим, что один человек от какой-либо беды чуть ли не рассыпается на части, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, могло быть и хуже, все таки везучий я человек»
Мировоззрение человека, его личностные качества – главная причина жизненной устойчивости.
Причинами, разрушающими здоровье, могут быть:
- неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;
- неумение жить в данный момент, считая его главным в жизни;
- наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
- неумение найти место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии и тем самым сохранить здоровье.
Психические причины:
- неумение противостоять стрессам;
- отсутствие управления своими эмоциями;
- неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости.
Мы предпочитаем верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной сис-темы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Сегодня образовательные учреждения как никогда нуждаются в психогигиене - системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья, как детей, так и педагогов.
Однако для современной образовательной среды необходимы комплексные программы, целью которых является профилактическая и коррекционная работа непосредственно с состоянием эмоционального выгорания у педагогов.
Одной из таких программ на региональном уровне стала программа по психотерапии личного самочувствия воспитателя ДОУ – пособие «Психотерапия личного самочувствия как одно из направлений психологического обеспечения деятельности воспитателя дошкольного учреждения» автор Иванова Н.В., Е.В. Голубева (ДОУ №127 города Череповца)
Авторы предлагают следующую систему по профилактике самочувствия педагогов:
1 этап: диагностический
При организации психологической диагностики личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов можно использовать следующие методы:
• Наблюдение за деятельностью воспитателя.
• Беседа.
• Тестирование.
• Анкетирование.
• Социометрия.
Рассмотрим конкретные методики.
1. Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов дошкольных учреждений (Автор В.В.Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
2. Анкета НПУ «Прогноз» (изучение нервно-психической устойчивости педагогов)
3. Тест на определение уровня стрессоустойчивости.
4. Тест «Нужно ли вам бороться со стрессом?»
5. Методика по определению способа решения жизненных проблем.
6. Опросник Плутчика-Келлермана- Конте (доминирующее поведение в жизненных ситуациях).
7. Тест САН (самочувствие, активность, настроение).
8. Шкала депрессии.
9. Диагностика личностной тревожности (методика Дж. Тейлора).
10. Диагностика нейротизма (шкала нейротизма из опросника Г. Айзенка).
11. Опросник Баса-Дарки (диагностика агрессивности).
2 этап - установочный
Цель: оказание помощи педагогам в осознании существующих у них проблем и понимании ими сильных и слабых сторон своей личности; формирование у воспитателей установок на необходимость управления и саморегуляции своих психоэмоциональных состояний.
Формы работы: индивидуальные консультации.
3 этап- информационный
Цель: ознакомление воспитателей с разнообразными способами и методами управления и саморегуляции своих психоэмоциональных состояний.
Формы работы: групповая лекция-консультация
В настоящее время педагоги плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания. По результатам опроса, проведенного среди учителей выяснилось, что 72% опрошенных не знают, что такое профессиональное выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения. Но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. 49% педагогов предлагают некоторые варианты преодоления синдрома выгорания. Но доступная литература, помогающая преодолеть выгорание, отсутствует. Здесь наша задача - проинформировать педагогов и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе не заболеть. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека.
3 этап: практический
Цель: снижение психической и физической напряженности, развитие внутренних психических сил, помощь в обретении состояния внутренней стабильности, уверенности в себе
Формы работы: практические занятия
Структура каждого занятия включает в себя 3 основные части
Вводная часть цель: настрой участников на занятие.
Основная часть:
-мышечный блок. Цель: снятие мышечного напряжения
-эмоциональный блок. Цель – снятие эмоционального напряжения
- самонаблюдение
Цель: переосмысление неприятных ситуаций, изменение отношения к ним, развитие умений вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации.
Назовите приемы снятия психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:
Приемы:
Релаксация- расслабление всех мышц и отвлечение от неприятных мыслей и эмоций. Если мышцы расслаблены, человек находится в состоянии полного душевного покоя.
Мышечное расслабление – релаксацию используют для борьбы с состояниями тревоги и эмоциональной напряженности, а также для предупреждения их возникновения.
Полное расслабление достигается путем сильного напряжения и последующего расслабления определенных групп мышц.
Концентрация-сосредоточение сознания и управление своим вниманием
Визуализация – активизация воображения с помощью различных ощущений, обогащение чувств, развитие интуиции
Самовнушение – создание положительных установок, направленных на достижение успеха
Дыхательная гимнастика и функциональная музыка.
Заключительная часть занятия
Цель: усиление позитивного эмоционального состояния и создание условий для его поддержания вне занятий
5 этап: заключительный
Цель: определение эффективности проводимой работы.
Содержание: проведение повторного диагностического обследования
Техники: аутотренинг (релаксация. концентрация, визуализация и самовнушение), медитация, йога.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
(различные упражнения предложены в памятках)
Антистрессовое дыхание
В любой стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:
Медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!
Аутогенная тренировка
основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.
Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей,
повторяйте эти фразы по несколько раз, находясь в состоянии глубокого расслабления.
Примеры таких фраз: исчезли все неприятные ощущения в голове….; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе…; я спокоен за работу моего сердца…
МЕДИТАЦИЯ
Процесс медитирования предполагает достаточно длительное размышление о каком-то предмете или явлении в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума. Этот метод отличается простотой и разнообразием техник.
Медитация позволяет эффективно защитить себя от стресса: снять мышечное напряжение, нормализовать пульс, дыхание, избавиться от чувства страха и тревоги.
ЙОГА
Это система укрепления и сохранения здоровья человека. Дает рекомендации по здоровому образу жизни.
Условия здоровой жизни: стрессоустойчивость, психическое равновесие.
Цель йога - развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики.
Упражнения ориентированы на развитие здоровья человека, в то числе, укрепление памяти, раскрытие умственных способностей, воспитание терпения и воли, обретения навыков управления своими настроениями и эмоциями.
Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит, прежде всего, самому педагогу. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального сгорания, но и достичь снижения степени его выраженности.
В заключение отметим следующее. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить.