SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Народный фольклор

НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР - особый вид народного творчества, веками шлифовавшийся и впитавший в себя опыт и мудрость многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использования специфических языковых средств выразительности он передаёт отношение народа к тому или иному явлению жизни. Что выражено словом, то уже в большей или меньшей степени понятно и объяснимо, определённость, ясность, пластичность художественной речи - это есть определённость выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.
НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ, ПОТЕШКИ, ПЕСТУШКИ также представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях и других режимных моментах. Это позволяет ребёнку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольника, словесному творчеству детей.
В своей работе я постоянно использую элементы народного фольклора, особенно в ясельной и младших группах. Потешки, пестушки, прибаутки используются во всех режимных моментах: во время одевания и раздевания, умывания и укладывания спать во время прогулки. Также, народный фольклор и его элементы используются в НОД. Текст малых фольклорных форм доступен и понятен детям, он хорошо запоминается и воспроизводится. Это качество фольклора я использую для развития речи и памяти детей.
Ребёнок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет его, радует, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые - радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Я решила, как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми раннего возраста. Особую значимость он представляет впервые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, побудить чувства симпатии к пока ещё чужому для него человеку.
Так маленькие фольклорные шедевры, полны мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.
Какие же задачи предполагает решить воспитатель с помощью русского народного фольклора:
-обеспечить эмоционально- положительное общение с каждым
ребёнком, видя в этом средство сокращения периода адаптации;
- воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приёму пищи и т. п.
-создать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий
полноценного развития детей.
Словарный запас детей этого возраста ещё не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я старалась, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малыша, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления:
Умница Катенька
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую
Мягкую, душистую.
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость впервые дни пребыванию ребёнка в детском учреждении.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают.
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не любят и не умеют одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания приговаривала:
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, и ножка – два!
А теперь на ножки – Носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам.
Результаты работы с русской потешкой показали, что малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех.
Мои ребятишки с большим удовольствием любят рассматривать иллюстрации в книгах, случать чтение художественных произведений.
Результатами работы стали:
-активность и самостоятельность детей в играх;
-интерес к фольклору;
-речь стала богаче;
-знания об окружающем мире расширились;
-развилась музыкальность.