SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

«Эколого-географическое воспитание учащейся молодежи при изучении родного края»

Эколого-географическое образование имеет большую актуальность для современного общества, так как оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Оно закладывает основу для социализации учащейся молодежи. Одной из главных задач современной школы является воспитания разносторонне развитой личности, обладающей компетенциями в различных сферах, в том числе экологии и географии. Современному ученику необходимо сегодня осознание современного мира и роли человека в нем. География одна из немногих наук, которая совмещает в себе духовную и материальную культуру. Она помогает расширить кругозор учащихся, воспитывает патриотизм и толерантность, интернационализм и уважение к другим народам и культурам, бережное отношение к окружающей среде, любовь к своему родному краю. Воспитать рачительного хозяина своей страны - края, одна из главных задач современной школы. Как сформировать те необходимые знания у подрастающего поколения, чтобы впоследствии их действия по отношению к природе не шли в разрез с нормами общества, не приносили вред окружающей среде, в какой-то степени зависит от нас учителей.
Экология, как предмет, не входит в перечень обязательного изучения в учебном плане. Основные знания по данному направлению обучающиеся получают на таких предметах как география и биология. Экологическое воспитание обладает огромным потенциалом знаний и практической значимостью в становлении личностных и нравственных качеств для современной молодежи. Поэтому география, как предмет, позволит заложить основу эколого-географических компетенций обучающихся, которые помогут ученику осознать свое место в природе и свою роль в сохранении ее.
Главная цель моей работы - это формирование эколого-географических компетенций обучающихся, начиная с первых уроков в пятом классе. Для этого я использую различные формы обучения. Изучая гидросферу, мы с ребятами обязательно организуем экскурсию на ближайшие водоемы озерную систему Кабан и речку Казанку. Изучая природные зоны организуем выход в лесную полосу рядом с гимназией, знакомимся с видовым разнообразием животного и растительного мира.
В 8 классе изучая особенности природы России, организую выход в краеведческий и геологические музеи. В курсе географии 9 класса, знакомимся с особенностями хозяйства своего региона, изучаем развитие народных промыслов и творчества жителей Республики. Они вызывают у учащихся неподдельный интерес. История их возникновения, особенности техники выполнения - это малое на чем заостряют свой взгляд учащиеся. Особенности жизни и быта, праздники и обычаи народов населяющих нашу республику позволяют сформировать представление о многообразии культуры народов, их уникальности. Осознание значимости исторической составляющей в формировании государства поможет учащимся понимать и любить свой народ, свою малую Родину, быть достойными гражданами своей страны, беречь и преумножать богатство России.
Так как рамки учебного плана невозможно использовать для необходимых познаний в данном направлении, поэтому внеурочная деятельность позволяет углубиться в изучение родного края, приобрести эколого-географические навыки. Данную работу необходимо проводить с обучающимися комплексно, использовать различные формы работы: проектную и исследовательскую деятельность, внеклассные мероприятия, индивидуальную работу, работу с родителями. Результатами такой работы являются семинары, где дети с удовольствием делятся своими знаниями со сверстниками. Ребята с удовольствием представляют: сообщения, рефераты, мини-выставки, буклеты, компьютерные презентации, музыкальные выступления.
Обязательными условиями работы в данном направлении является включение учащихся в практическую деятельность, в результате чего приобретаются новые знания и умения, но и используются имеющиеся. Все это необходимо для формирования у молодого поколения ключевых компетенций - готовности использовать усвоенные знания и умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Используя различные формы и методы при изучении предмета, я активизирую интересы детей к эколого-географической культуре, побуждаю их к деятельности, направленной на изучение и охрану своей местности, своего родного края. Например, исследовательские проекты по теме «Оценка качества воды озерной системы Кабан», «Видовое разнообразие растительности п.Ометьево», «Влияние человека на животный и растительный мир Горкинско-Ометьевского парка», позволяют обучающимся проникнутся проблемами и искать пути решения в сложившейся ситуации.
Таким образом, эколого-географическое воспитание должно быть не сиюминутным, а систематическим. Оно должно охватывать, всех обучающихся, для того чтобы приобрести необходимые компетенции, которые помогут им в дальнейшей жизни. Результатом этих действий будет сформированность у подрастающего поколения заботливого и бережного отношения к природе родного края, рациональному природопользованию, осознанию свое места в природе. Обучающиеся должны строго уяснить, что только бережное отношение человека к природе является залогом выживания самого человечества на планете, ответственности перед будущими поколениями.