SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Учитель - это звучит гордо.

IMG_2535

Учитель – это звучит гордо
На меня странно смотрят. Вы спросите почему? Ответ прост: я учитель, и ловить на себе странные взгляды – часть моей работы. А работа для меня – это как большое жизненное приключение, где у каждого своя роль, и чтобы исполнить эту роль сполна, надо в нее вжиться, поверить, не отступать и, конечно, гордиться. С этим ведь сложно не согласиться. Коллеги мои - не только странные, но и добрые, милые люди, работающие не покладая рук, на совесть.
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян», - так говорил великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев. Он, безусловно, прав. Ведь основа нашей работы состоит из живого общения с учениками, и если педагог не сумеет установить контакт и взаимопонимание с детьми, то успеха не будет. Поэтому нужно быть с учениками открытыми, эмоциональными, не стесняться быть немного странными, в конце концов, любить их. Тогда все получится. «Семена» дадут всходы, расцветут и отправятся в большой мир… И появится чувство гордости за этих прекрасных людей.
Лет пять назад на форуме молодых педагогов в Нижнем Новгороде мне достался вопрос: «С какой профессией вы можете сравнить работу учителя?» Передо мной возник образ из детских воспоминаний: спортивный зал, дети в ожидании тренировки – все как один в белых кимоно, наставник, вызывающий одного из них на татами. Первый поклон, который делает каратист перед началом занятия, - это поклон сенсею, Учителю. Без поклона сенсею не начинается и не заканчивается ни одна тренировка. Подобный ритуал сохраняется веками и говорит о том, что обретение Учителя – главное условие развития личности. Без того, кто направляет и вдохновляет, невозможно движение вперед. Но почему же? Казалось бы, в наше время, когда любая информация доступна каждому, когда носителем ее становится не человеческий мозг, а неодушевленная техника, исчезает необходимость в проводнике знания: создается иллюзия, что самообразование - основа развития. Но ведь истинный учитель – это не робот, адаптирующий информацию по возрастным критериям ученика, не Искусственный Интеллект, когда ключевым словом в словосочетании является определение «искусственный». Учитель - это всегда нечто большее, чем просто источник знаний, он становится наставником, проводником, властителем дум своих учеников. Поэтому учительская ноша нелегка – это ежеминутная ответственность за те знания, что он передаст своим ученикам, за то, как повлияет на мир в будущем. Представьте, как ощущали себя учителя великих тиранов человечества, глядя на деяния своих учеников, как терзались извечным вопросом «что я сделал не так?» И тогда на форуме мой ответ был таким: «Учитель – это единоборец, который может использовать технику каратэ и самбо, приемы дзюдо и мастерство кунг-фу». Педагог не должен позволять ограничивать себя какой-то конкретной программой. Мы всегда должны искать эффективные приемы для собственной методики преподавания. Если ограничиться традицией и слепо использовать одни и те же методы, то на практике результата не будет, и вы проиграете свой поединок.
В особенности это касается учителей истории. Кем окажется, к примеру, Иван Грозный в представлении школьников: деспотом или талантливым политиком; чем станет для учеников победа нашего народа в Великой Отечественной войне: бессмертным подвигом или бессмысленной тратой человеческих жизней и ресурсов?
Педагогу нужно быть мобильным, адаптивным, творческим, неустанно продолжать поиск новых приемов и методов преподавания. И тогда чувства гордости, удовлетворенности, эйфории от работы обязательно к вам придут. Заканчивая эссе, добавлю к своим размышлениям слова Роберта Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия», - в надежде на то, что профессия эта никогда не исчезнет, не перестанет быть нужной и важной.

Прикрепленный файлРазмер
- это звучит гордо. Садиков ИИ.doc21.11 кб