SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Увлекательный опыт работы.

Психолог Ильнур Ильдусович Мифтахов Празднование Нового Года с учениками. Шутка с слоником.

Путь. Присущий мне стиль работы формировался под разными факторами на протяжении всей профессиональной жизни. Я начал свою педагогическую карьеру в 18 лет, учась в вузе и параллельно работая воспитателем в лицее-интернате с подростками. Будучи на третьем курсе, я начал преподавать в том же лицее-интернате. Сначала черчение и ИЗО, потом английский и турецкий языки. Мне сильно повезло: руководство учебного заведения поддерживало инициативу молодых кадров и старалось создать все условия для профессионального и личностного роста. Таким образом, пять лет было проведено в молодом, энергичном и интеллигентом коллективе. Еще тогда я начал задумываться о методах эффективного взаимодействия с подростками. Моя основная работа предполагала очень тесное, постоянное педагогическое взаимодействие с мальчиками-подростками, живущими в интернате. Это были тщательно отобранные, талантливые и одаренные ученики, настоящая интеллектуальная элита города Набережные Челны. Примечательно было то, что дети были очень разные – разные национальности, мировоззрения, социальные положения и т.д. Соответственно, в педагогической работе с ними приходилось искать эффективные методы, учитывающие их индивидуальность.

Мне представляется, что именно это бурное и продолжительное общение с подростками развило во мне интуитивное чувствование души учащегося, а также интуитивное понимание групповых динамик. Важное место в моей жизни занимало и занимает чтение, я постоянно и увлеченно читал и читаю психологическую и околопсихологическую литературу. Интуиция в сочетании с новыми теоретическими знаниями позволяли постоянно работать над улучшением эффективности работы. А подростки постоянно давали мне обратную связь – через свое отношение ко мне, через уровень доверия и уважения.

Очень важной составляющей моего профессионального опыта является постоянная учеба, обновление себя. Параллельно с первым, дизайнерским образованием, я получил педагогическое, по специальности «Учитель английского языка». Далее, познакомился с арт-терапией и, собственно, с практической психологией.

И – вот оно! Именно в практической психологии я увидел возможность реализовать свой потенциал. Здесь необходимо отметить, что на тот момент классическая модель преподавания мне успела изрядно наскучить и надоесть. Мне казалось, что в ней сильно не хватает живости, эффективности, азарта, интереса; в ней ни я, ни дети не имели возможности использовать весь тот комплект навыков, который был актуален в настоящей жизни. Скорректировав путь своего развития, я прошел теоретическую и практическую подготовку в петербургском институте практической психологии «Иматон» и в других организациях по многим направлениям: тренинги личностного роста, работа с чувствами, психотерапия травмы, нейропсихология, психологическая работа с родителями, различные психотерапевтические инструменты и т.д. Прошел большое количество часов личной психотерапии.

Позже я был приглашен работать в семейный центр «Деловой практикум», где получил опыт проведения тренингов личностного роста, командообразования, партнерских отношений и др. для взрослых и детей. Новый формат работы – в коммерческой организации – ставил передо мной новые требования. Этот опыт значительно обогатил мои представления о мотивации человека. Ведь одно дело работать в классе с учениками, которые не выбирают, сидеть или уйти, и совсем другое – оказывать педагогические и психологические услуги тем, кто за это платит, всё-таки, у них есть право требовать достойное качество услуг. Там же, в семейном центре, мне довелось познакомиться, сотрудничать и пользоваться опытом талантливых психологов и педагогов, имевших опыт работы в экспериментальных школах (в частности, в школе Френе в г. Набережные Челны и Корпоративном Университете КамАЗа).

Следующим важным этапов развития стало участие в организованных Министерством Образования РТ курсах повышения квалификации, которые проводили сингапурские тренеры. Именно там я увидел то, о чем я так много думал – урок, соединенный с психологическим тренингом. Это было потрясающе. Бесспорно, сингапурская система строится на достижениях советских психологов и педагогов, в частности, Льва Семёновича Выготского, но та форма, до которой сингапурцы довели эти педагогические и психологические принципы – это нечто крайне примечательное. Мне также довелось пройти индивидуальную супервизию сингапурских тренеров. Это был грандиозный опыт.

На данном этапе жизни я совмещаю работу педагогом-психологом в «Лицее-интернате №7», научную деятельность в аспирантуре и профессиональную переподготовку в Институте Практической Психологии «Иматон», г. Санкт-Петербург. Мне повезло, события складывались таким образом, что довелось увидеть, как работает много разнообразных моделей взаимодействия с учениками, довелось быть ведущим или участником большого количества тренингов, уроков, семинаров и др. мероприятий. Весь этот опыт находит отражение в парадигме моей работы.

Мой стиль

На сегодняшний день я выработал стиль работы, который представляется мне эффективным. В работе с подростками я придерживаюсь гуманистической парадигмы, то есть в первую очередь для меня ценна индивидуальность ребенка. Я строю свои тренинги и занятия ученик-центрированно; тематику и направление работы мы обязательно выбираем вместе с детьми. Причем – это важный момент – «ученик-центрированность» остается не просто на уровне красивых слов, как, к сожалению, достаточно часто бывает, а действительно становится рабочей моделью. Вплоть то того, что мне практически никогда до конца не известно, как будет развиваться занятие. В конце каждого занятия мы устраиваем с ребятами обсуждение-шеринг (от английского sharing – термин, используемый в психологических тренингах, переводится как «делиться, делать общим»), во время которого ребята описывают свои мысли и чувства, касающиеся занятия. Моя задача в это время – с помощью вопросов помогать ребятам в развитии рефлексии, критического мышления, самоанализа, умения вербализовать чувства и мысли. Также в конце каждого занятия мы обозначаем темы следующей встречи.

Обычно уже после пары-тройки занятий дети начинают чувствовать вкус принятия решений, вкус личной ответственности за происходящее. Они начинают понимать, что картина происходящего довольно проста: есть они, ребята, которым скоро выходить за пределы школы и начинать жить собственной жизнью; есть их ценности, которые они хотели бы иметь в качестве ориентиров в своей жизни; есть я, психолог, человек, обладающий набором знаний и навыков и умеющий это донести; и есть время, которое мы можем провести вместе. Когда до детей начинает доходить, что именно они ответственны за происходящее, что без инициативы с их стороны я им навязывать что-то не собираюсь, тогда они принимают достаточно логичное решение: а почему бы, собственно, не воспользоваться опытом и знаниями психолога, чтобы решить свои жизненные трудности? И тогда происходит самое интересное – дети начинают искать встречи, дети приобретают внутреннюю мотивацию, начинают старательно вкладываться в процесс, ведь это становится их выбором. Процесс развития – очень приятный процесс, и моя задача как психолога, тренера и консультанта заключается лишь в том, чтобы обеспечить условия для личностного роста учащихся.

Детям, особенно старшеклассникам, очень нравятся занятия психологией. Подросткам очень важно иметь в своем окружении взрослого, с которым они могут конструктивно общаться. Часто на тренингах поднимаются живые, глубоко личные темы, трогающие душу подростка. Также большое количество детей позже приходят на индивидуальную консультацию. Тот факт, что дети сами приходят на занятия и консультации, воспринимается мной как ясный показатель заинтересованности детей, следовательно, эффективности работы.

Эти принципы довольно просты технически, но, как показывает практика, чтобы начать работать в этой парадигме, у педагога или психолога должна быть изрядная психологическая подготовка. Ведь работников системы образования обычно изнутри так и толкает на то, чтобы дать детям готовые ответы, показать им, как правильно. Мы часто нетерпеливы. В моём видении, мы должны всё больше смещать приоритеты с простой академической успеваемости на более далеко идущую задачу. Такой задачей мне представляется воспитание автономных, глубоко рефлексирующих и думающих личностей, полностью осознающих ответственность за свою жизнь и обладающих навыками эффективного взаимодействия с быстро меняющимся современным миром.

Комментарии

Уважаемый, Ильнур Ильдусович! Очень интересно вы описываете свою деятельность! А не могли бы вы поделиться каким-либо тематическим сценарием обсуждения-шеринга из вашей практики? Спасибо!

Быстрова М.Б.

Я не совсем понял запрос ) Тематический сценарий обсуждения-шеринга... Хм... Я правда не до конца понял. Просто опишу, что для меня есть шеринг.
Обсуждение-шеринг - универсальный инструмент в тренинговой деятельности. Шеринг можно запустить в самом начале - "Как вы себя чувствуете?", "С чем вы пришли?", "Поделитесь своим видением такой-то темы" и т.д. Точно так же можно делать это и после выполнения любого упражнения. В этом случае вопросы будут направлены на достижения цели упражнения, на "докрутку" каждого ученика индивидуально, с учетом его зоны ближайшего роста... Ну и точно так же шеринг можно провести в конце занятия - впечатления, мысли, чувства, планы и т.д. А вообще - тематика шеринга всегда определяется целью всего мероприятия, шеринг - штука универсальная. А если использовать клиент-центрированный подход, гуманистическую парадигму, то тогда о "сценарии" можно говорить довольно условно, так как он очень гибкий... Обычно есть, конечно, какой-то примерный костяк, которого придерживаешься, но в целом - всё гибко. Главное: "докручивая" кого-то индивидуально, не выпустить из внимания остальную группу...
Хотя, конечно, нюансов много. Так как я изначально не понял вопрос, то и написал тут общими фразами. Не знаю, ответил ли.

Да, Ильнур!Понятно! Действительно, прежде в сего в любой беседе на тему (так мы понимаем "шеринг"?!)важна цель. Я имела ввиду, когда просила сценарий, просто конспект какого-либо открытого, проведенного публичного мероприятия. где вы использовали данный метод. Но, согласна, что гибкость определяющая составляющая любой рефлексии. Спасибо!!!Успехов!

Быстрова М.Б.