SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Природоохранная деятельность в ДОУ как способ привлечения внимания детей и родителей к проблемам окружающей среды

Природоохранная деятельность в ДОУ как способ привлечения внимания детей и родителей к проблемам окружающей среды
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Ученые всего мира сошлись в едином мнении, что экологические проблемы и катастрофы связаны с образованностью населения. Развитие экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившийся ситуации. Следовательно, необходимо формирование нового типа личности, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Вот самая главная наша задача – мы должны воспитать экологическое сознание в детях.
Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает детям осознать о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у дошкольников нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает детей к природоохранной деятельности. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие экологической культуры, экологического сознания помогает детям понять и осознать к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
Экологическое сознание как важная часть мировоззрения, формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Дошкольники в процессе осуществления различной деятельности обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает малышей к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания. Цель системы – в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности.
Основы экологических знаний, умений и навыков взаимодействия ребенок приобретает в семье, в дошкольном образовательном учреждении. Роль семьи всегда подчеркивалась в формировании и развитии любых качеств детей. В данном случае, отношение ребенка к объектам природы во многом определяется отношением членов семьи к природе. Роль же детского сада, в формировании экологической культуры, определяется профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания, наличием методических разработок, оснащением предметно – развивающей среды. Стимулирование интереса к природе через различные виды деятельности повышает экологическое сознание ребенка. Педагогами на протяжении длительного времени проводилась непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей. Данная работа выражалась в экологическом просвещении и включала в себя сведения об экологической ситуации в городе, экологии питания, зависимости здоровья детей от качества окружающей среды, экологических праздниках. В нашем детском саду постоянно идет поиск новых форм работы по формированию начал экологической культуры у детей и развитию экологической культуры взрослых.
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тему, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, педагоги приобщают детей к эколого – природоведческому образованию посредством игровых педагогических технологий, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально – творческую деятельность, используя природоохранные акции, проекты, экологические постановки.
В этом году совместно с детьми и родителями подготовили театрализованное представление на экологическую тематику «Путешествие в весенний лес». В сюжете любовь и бережное отношение к природе, животным, охрана природы, экологические проблемы города, леса, загрязнение окружающей среды мусором и т.д. Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Также эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем: в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск; акции - это «игра - всерьез» результаты акции значимы для детей и взрослых; обязательные составляющее акции: детская самостоятельность (при поддержке взрослых), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.
Цели и задачи экологических акций:
Формирование исследовательских, поисковых навыков и умений; формирование экологического сознания дошкольников - гуманного, осознанно - ответственного отношения к миру природы, стремления сохранить природные богатства нашей страны; развитие познавательного интереса к миру природы родного края; повышение уровня экологической культуры не только воспитанников, но и родителей детей; формирование у родителей потребности в знаниях о гуманном отношении к природе и желания передавать их детям собственным примером; активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничества с детским садом.
• Природоохранная акция «Поможем птицам зимой».
• Экологический проект «Спасем Землю от мусора».
• Акция «Подарим книге новую жизнь – спасем одно дерево».
• Акция «Вторая жизнь ненужным вещам».
• Природоохранная акция «Знай, как природу охранять».
Достигнутые результаты: развешены кормушки (на территории ДОУ и у домов) и ведется подкормка птиц зимой; развесили скворечники (на территории ДОУ), сформированы трудовые навыки по уходу за растениями, много интересных поделок сделано из бросового материала, родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с ДОУ. Это лишь несколько акций, которые нашли бурный отклик среди детей и родителей.
С уверенностью могу сказать, участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Дошкольники осознают ответственность за последствия действий человека, растут неравнодушными к чужой беде людьми. Акции не только оказывают воспитательное воздействие на детей, так как дошкольники видят, как к этому событию относятся взрослые, участвуют в нем, но и постепенно меняется отношение к природе у родителей.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что природоохранная деятельность в детском саду по привлечению внимания детей и их родителей к проблемам окружающей среды должна вестись непрерывно. Наряду с повышением экологической грамотности дошкольников и их родителей, мы сами – воспитатели – тоже стараемся идти в ногу со временем, повышаем свои знания в области экологии, принимая участия в различных мероприятиях, изучая опыт других садов, пополняя знания научной литературой и т.д.

Библиографический список:
1. Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками: из опыта … [Дет. сад N 403 Москвы] / /Дошкольное воспитание. — 2002. — No7. — С. 18 — 21.1.
2. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
4. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.