SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Основные направления трансформациисовременного школьного образования и переход к профессиональному становлению личностистановятся главным вектором изучения многих отраслей наук, как с теоретической, так и с практической точки зрения, объектом изучения становятся закономерности, возрастные особенности при переходе от одной возрастной ступени к другой.
Современный российский школьник, уже, начиная с 9девятого класса, становится перед выбором: продолжить обучение в школе, то есть пойти в 10-11 классы, начать профессиональное образование и поступить в профессиональный лицей, среднее специальное учебное заведение, самостоятельное трудоустройство в соответствии с собственным мировоззрением.
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, усиливают интерес к проблеме самоопределения, самореализации личности. Актуальность анализа проблем профессионального самоопределения как процесса выбора профессии и самореализации в контексте выбранной профессии обусловлена запросом общества, который сложился в ходе экономического становления нашего общества, за счет появления конкуренции на рынке труда, изменений условий труда, обновления производства.
Период выбора профессии приходится на подростковый и юношеский возраст, это этап становления профессиональных склонностей, интересов учащихся. Социальная ситуация развития в данном возрасте определяется через потребность в самоопределении, это ключевое новообразование данного возраста. Человеку в этом возрасте приходится принимать важные и значимые решения, от которых зависит вся его дальнейшая жизнь: определение собственного места в жизни, выработка ключевых ценностей, жизненных ориентиров, дальнейших перспектив, осознание смысла жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволяет констатировать тот факт, что большинство ученых представляют процесс становления профессионального самоопределения, не как единственный акт выбора профессии, а как достаточно долговременный процесс развития личности в рамках будущей профессии.
В данном контексте стоит подчеркнуть, что интенсивный поток информации при профессиональном самоопределении не только не помогает учащемуся, но наоборот, формирует чувство беспомощности, апатии, невозможности совершить качественный профессиональный выбор. Все это ставит вопрос о необходимости создания благоприятный условий, способствующие повышению эффективности процесса профессионального самоопределения.
Нестабильная экономическая ситуация в России и мире делает процесс профессионального самоопределения школьников весьма затруднительным, учащимся сложно выбрать профессию, которая будет актуальная и интересна через какое-то время.
Большинство школьников соприкасаются с отрицательными сторонами жизни на различных реальных примерах: родителей, родственников, друзей, знакомых. Это порождает тревогу за будущую профессиональную жизнь, раздражительность, отсутствие интереса к окружающему, не способность выбрать дальнейшую профессию. Социальная и экономическая неустроенность общества порождает тревогу за будущее, неудовлетворенность профессией, безразличием, раздражительность, отрицание всего, что окружает современного подростка.
Отсутствие стабильности,перспектив социального развития общества и неясность жизни, финансовые трудности ведут к тому, что большая часть молодежи с тревогой и опасением смотрят в будущее, не могут автономно принять решение по поводу своей будущей жизни, осуществить самостоятельный выбор профессии.
В этой связи проблема профессионального самоопределения школьников, психологическая и педагогическая поддержка в процессе формирования адекватного выбора профессионального пути, с учетом их способностей и интересов, а также потребностей общества в настоящее время становится особенно значимой.
Сегоднязадача профессионального самоопределения старшеклассников становится значимой как никогда, т.к. школьникичасто осуществляют свой выбор,полагаясь на интуицию, под воздействиемсопутствующих факторов (школьники основываются на престижность профессии в обществе, опираются на материальную обеспеченность профессии, совершают выбор «за компанию» либо из-за поверхностного интереса, который сформировался под влиянием литературы, художественных фильмов, телепередач). Исследования последних лет показывают, что около 40% молодых людей в России осуществляют выбор профессии неосознанно.
Термин «самоопределение» (англ. self-determination) – это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы [1, с. 413].
Профессиональное самоопределение является существенным компонентом общественного процесса развития личности, для эффективного формирования такого компонента необходимо целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии [2, с. 159].
Как показывают исследования, старшие подростки при выборе профессии, сталкиваются с множеством проблем, это – не осознанность целей и противоречивость мотивов, дефицит информации, все это затрудняет сделать «правильный выбор». Следует учитывать и особенности подросткового возраста, потребность в поддержке, в принятии взрослыми и сверстниками.
Самостоятельный выбор подростка осложняется имеющимися противоречиями междукажущейся взрослостью и психической незрелостью. Современный подросток испытывает потребность в признании окружающими, рассчитывает на положительные высокие оценки со стороны социума, нуждается в одобрении и независимости.
Выбор профессии, которая могла бы выделить подростка среди всех, повысить его статус в глазах окружающих, содействовала бы утверждению чувства собственного достоинства – одни из способов решить противоречия и достичь желаемого.