SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Развитие мелкой моторики в средней группе с помощью нейропсихологических упражнений и игр

Нейропсихология − это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. С ее помощью удается определить восприятие окружающего мира, внимание, ориентацию в пространстве, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику.
Все эти процессы являются основой, при помощи которой можно точно определить насколько успешно идет развитие малыша и его обучаемости. Если есть хоть небольшие отклонения, то обучение ребенку будет даваться тяжело, появляется нелюбовь к занятиям, возможно даже развитие серьезного психосоматического недуга.
Нейропсихологические упражнения − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. К таковым относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания задержка развития и другие.
Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений.
В нашей группе развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Ежедневно, за 3–5 минут до обеда, мы играем с детьми в пальчиковые игры. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то она становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время.
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Все игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук ) Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками.

Игра с крышками от бутылок «Лыжник»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мышц рук, подвижности пальцев, координированности движений пальцев рук.
Ход игры: Положить две крышечки на стол резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах»
Мы едем на лыжах,
мы мчимся с горы,
Мы любим забавы
холодной поры!

«Играем с природным и бросовым материалом»
Цель: обогащение сенсорных ощущений, стимулирование нервных окончаний пальцев рук, развитие мелких движений пальцев рук, умения сосредотачиваться, видеть границы форм и т.д.
Ход игры: детям предлагаются разнообразные природные материалы (семена арбуза и дыни, макаронные изделия, зерна кофе, крупы, шишки, другие семена растений и т.п.), бросовые материалы для выкладывания разнообразных изображений по лексическим темам, по собственному замыслу ребёнка.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: Продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур( леску).

«Геометрическая мозаика»
Цель: знакомство, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики рук, комбинаторных способностей, умения работать по образцу и в соответствии с собственным замыслом.
Дети с удовольствием складывают яркие красочные картинки из геометрических фигур по образцу и по замыслу. Геометрическая мозаика закрепляет знания о геометрических фигурах и основных цветах, развивает фантазию, воображение, логическое мышление, мелкую моторику и связную речь.

«Весёлые клубочки»
Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.
Ход игры: Пособие предназначено для подгруппы детей до 5 человек.1) Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. 2) Соревнования для 3-5 человек. Воспитатель предлагает детям выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок.

Использование мячей в ритмических упражнениях. (обычные мячи, прыгуны, кинезиологические мячи) Подготовительные упражнения – перекаты.
Ритмические упражнения: 1. перекладывание из правой руки в левую и
наоборот 2. передача соседу и наоборот. 3. по кругу

4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая) 5. вариации.

Таким образом мы укрепляем наш ствол. Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка. Наша задача довести каждый из этапов до автоматизма. Каждое движение отторможено, четко. Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает. Когда отрабатываете "квадрат" или "треугольник", можно запускать в любой последовательности задачи - себе, затем другому, или сначала другому затем себе.

Упражнение "Речка-берег"

Эта отличная игра подсмотрена на детских праздниках с участием массовиков-затейников. Впоследствии она была модифицирована в целях нейропсихологической коррекции. Ее можно проводить как с группой детей, так и с одним ребенком.
Для этой игры вам понадобиться веревочка или обруч, которая будет лежать на полу и обозначать "береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С другой стороны "течет" река.
Ведущий предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.
Первая часть игры – тренировочная. Ведущий командует, называя в случайном порядке "речка", "берег", и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции .Оречевление своих действий – очень важный навык, позволяющий справляться с импульсивностью и трудностями переключения. В этом упражнении вполне реально развить эту способность.

Комплекс кинезиологических упражнений для развития мелкой моторики рук

(позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизирует работу полушарий, обеспечивает анализ специфической информации: тактильной, двигательной, зрительной, слуховой; способствует улучшению памяти и внимания)
1. «Зеркальное рисование» На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры.
2. «Колечко» Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Можно использовать при этом текст стихотворения.
3. "Кулак – ребро – ладонь" Ведущий показывает ребёнку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Параллельно можно использовать весёлые стихи.
4. "Пальчики шалят" Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу: а) на правой руке; б) на левой руке; в) на обеих одновременно.
5. "Моторчик" Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью: а) правой руки; б) левой руки; в) обеими руками одновременно.
6. "Веселые карандаши" Собираем карандаши в кулак: а) правой рукой;
1. б) левой рукой; в) обеими одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол : а) правой, левой рукой и затем обеими руками одновременно.