SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

«Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском объединении «Кружевница» (возраст обучающихся 11-16 лет)»

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто».

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.

Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения процесс обучения способны сохранить и укрепить здоровье учащихся. Дополнительные образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей — здесь среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья.

Существует много факторов, разрушающих здоровье учащихся. Это и недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику, рост числа курильщиков среди учащихся, потребление пива, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером; в школе – учебные перегрузки, уменьшение двигательной активности, приводящей к гиподинамии и нарушении осанки.

Активное вовлечение учащихся в учреждения дополнительного образования способствует решению проблемы сохранения здоровья учащихся. На занятиях дополнительного образования создаются все условия для здоровьеориентированной среды.

Я считаю, что эффективность работы современного педагога во многом определяется наличием ряда составляющих этой здоровьеориентированной среды:
- соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
- четкая организация учебного труда;
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- смена видов деятельности;
- обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- место и длительность применения ТСО;
- включение технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
- построение занятия с учетом работоспособности учащихся;
- индивидуальный подход к обучающимся с учетом личностных возможностей;
- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
- профилактика стрессов:
- проведение физкультминуток и динамических пауз на занятиях;
- целенаправленная рефлексия в течение всего занятия и в его итоговой части.

На своих занятиях в объединении «Кружевница» провожу физ.минутки, организовываем паузы для чаепития, временами тихо звучит музыка (классическая, спокойная, веселая - по желанию обучающихся). Обучающиеся, при необходимости могу пересесть на любое удобное место. В процессе выполнения работы обсуждаем проблемные вопросы, которые волнуют детей. Время занятия летит не заметно, как для обучающихся, так и для меня.

Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников, предупреждение переутомления обучающихся на занятиях; улучшение психологического климата в детских коллективах; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

Здоровьеориентированная среда решение проблемы сохранения здоровья учащихся.