SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

«Дополнительное образование в условиях инклюзивного образования»

В настоящее время в России увеличилось число детей с отклонениями в развитии и поведении. Поэтому стало уделяться большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик. Только система дополнительного образования может предоставить им возможность реализовать свой потенциал.

В образовании применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов;
- интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;
- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Я хотела бы остановиться на инклюзивном образовании.

Инклюзивное образование предполагает принятие учеников с ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в классе, включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные исследования и т. д.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении.

Внедрение инклюзивного образования в системе дополнительного образования проходит намного спокойней, чем в образовательных учреждениях. Система дополнительного образования имеет больше возможностей для реализации инклюзивного образования: обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течение всей жизни, предоставляет ребёнку максимум возможности для развития его потенциальных творческих способностей с учётом интересов и желаний, получения допрофессионального образования, фактически готовит детей к выстраиванию успешных индивидуальных траекторий. Так же позволяет гибко и эффективно реагировать на современные вызовы к способностям и возможностям человека, предоставляя альтернативные возможности для проявления образовательных и социальных достижений детей, в том числе, для детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для многих детей – это основная, а иногда и единственная возможность для того, чтоб получить жизненно важные практические навыки.