SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Из опыта работы «Дети с ОВЗ на занятиях дополнительного образования»

В последнее время актуальным вопросом является увеличение учащихся с ОВЗ в системе общего образования и в частности на моих занятиях в объединение «Кружевница» МБУДО «ЦДОД «Заречье». Увеличение детей с ОВЗ накладывает на педагога большую ответственность, а так же необходимость особых знаний для подготовки программ, построения занятия с учетом особенностей детей с ОВЗ.

В 2011 году прошла курсы в рамках программы «Доступная среда», на которых начали говорить о доступности образовательной среды для каждого ребенка независимо от ограничений и возможностей. На тот момент разговоры шли о дистанционном обучении, которое помогало включать детей с ОВЗ в образовательный процесс, но лишало возможность полностью окунуться в процесс обучения и самим участвовать в деятельности, выполнять различные операции, находится среди сверстников. И такая возможность появилась с появлением программы инклюзивного образования.

Структура и содержание образования для детей с ОВЗ имеет свои особенности, а характер усвоения учебного материала данной категорией учащихся несколько отличается от познавательных возможностей обычных школьников. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Моя программа «Кружевница» для детей с ОВЗ рассчитана на 1 год обучения группы до 10 человек. Программой предусмотрено обучение детей из различных социальных категорий, детей с отклонениями по состоянию здоровья. Группа занимается 2 часа в неделю (каждые 30 минут физминутки).

За весь период моей профессиональной деятельности, у меня был опыт работы с детьми имеющими особые возможности здоровья, в основном это были дети с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, задержкой психического развития и другими комплексными нарушениями психофизического развития. Для каждой категории детей должно быть продумано проведение занятия, времени проведения работы и отдыха, нагрузка и конечно индивидуальные требования к результатам деятельности. Все эти особенности вызывают тревогу и страх среди педагогов, так как это большая ответственность. При всех этих особенностях хотелось отметить, что большое место занимает отношение, внимание и манера общения с такими детьми.

Рекомендации педагогу дополнительного образования при проведении занятий с детьми имеющие с ограниченными возможностями здоровья:
1.Относится к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2.Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создавать у ребенка субъективное переживание успеха.