SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2020

Блог пользователя Хузасаитова Гузель Юсуповна

Развитие восприятия детей средствами оригами

Рассмотрим занятия оригами с точки зрения развития и формирования восприятия ребенка. Освоения этого древнего японского искусства начинается с изучения схем и складывания по ним различных фигурок животных,птиц,и т.д. На этом этапе работы ребенку приходится сосредотачивать свое внимание на прочтение схемы складывания.Различные линии указывают на правильный путь работы. Неправильное их прочтение не позволит достичь результата.Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия-осмысленного визуального восприятия,которая связана с различными операциями мышления. На следующем этапе,складывания фигурки,ребенок сталкивается с бумагой.Здесь включается тактильное восприятие.Своими пальцами он воспринимает шероховатости,плотность,упругость бумаги. Обращает внимание на цвет листа,его реакцию на сгиб.После работы ребенок начинает понимать,что такой простой предмет,как лист бумаги,обладает многими различными свойствами,даже запахом.И,наконец,сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия.Это не точная копия животного или птицы-это образ.Он далек от оригинала,но любой,кто на него смотрит,без труда понимает,кто это-собака,кошка или птица.

Дидактический материал .сделанный руками детей.

Увлечение младших школьников оригами помогает оживить и разнообразить различные уроки в начальной школе.Оригами активизирует мыслительные процессы.При конструировании оригамных изделий у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными их значения переводятся в практическую деятельность.Самостоятельно,созданные детьми оригамские поделки удобно использовать в учебном процессе.Оригами способствует созданию игровых ситуаций.Сложив из бумаги маски или фигурки животных,дети включаются в ролевую игру или инсценировку художественного текста. Оригамские фигурки можно применятьна уроках русского языка и развития речи. Например,при обучении технике написания сочинения учащимся можно предложить выстроить связный рассказ по коллективно выполненной композиции по оригами на заданную тему итд.Чтобы грамотно научить детей составлять поздравительный текст,можно воспользоваться оригамскими открытками ,сделанными на занятиях оригами.Красиво оформленная открытка мотивирует детей к каллиграфическому и аккуратному написанию.Таким образом,осуществляется связь между уроком и кружковыми занятиями.

Формы передачи информации на уроках оригами.

Для детей младшего школьного возраста занятия оригами позволяют знакомить их с различными формами передачи информации.Это, в первую очередь, знаковые схемы,которые широко используются оригамистами. Умение читать схемы, анализировать их, а затем переводить информацию из знака в бумажную конструкцию способствует развитию логического и пространственного мышления. Прежде, чем переходить к обучению оригами с использованием традиционных схем, полезно научить ребенка складывать фигурки по образцу Один из возможных способов-это непосредственный показ,но можно предложить вариант,когда ребенку предлагается схема, где зафиксирован каждый этап складывания фигурки из квадрата в виде незаконченной конструкции.Для этого на большой лист приклеиваются несколько моделей одной и той же фигурки, каждая модель демонстрирует,как выглядит фигурка после очередного этапа консруирования.Модели фиксируются не жестко, чтобы их можно было развернуть.При таком подходе ребенок учится самостоятельно получать новое знание /через сравнение,анализ,аналогию/.

Игры оригами.

Оригами волшебство и чудо и конечно игра.Из обычного листа можно сотворить целый мир!Фигурки довольно условные,что дает возможность ребенку додумать и дофантазировать их Русские куклы тоже условны, это позволяет ребенку додумать самому, что в данный момент кукла делает;плачет,смеется или,быть может сердится? Фигурки, сложенная из листа бумаги,оживает в руках ребенка.Он нередко отождествляет себя с игрушечным персонажем,Пытается представить себя домиком, лисичкой.Так рождается сказка.Ребенок учится не только складывать, но и сочинять. В волшебном мире словотворчества соединяются искусство складывания и искусство слова.Занятия оригами с детьми дошкольного возраста будут еще интереснее,если на них использовать произведения русского фольклора. Например,сложив весте с малышами бумажного котенка,сказать, что он не может уснуть.Как ему помочь?Можно спеть ему колыбельную песенку. При рассказывании сказок оригами можно использовать целый настольный театр, выполненный в технике оригами.

открытый урок по оригами " Рыбка в аквариуме"

Тема урока складывание рыбки для аквариума.
Работа с бумагой (оригами).
Цель урока: познакомить с искусством складывания бумаги/оригами (на примере выполнения рыбки) .

ОРИГАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Проблема первая – готовность ребенка к школьному обучению.
В школе обращают мало внимания на развитие мелкой моторики ребенка. Главное для учителя научить писать, дать необходимый объем материала, порой огромный. Неподготовленному ребенку трудно усвоить нужный материал, он не успевает за темпом урока. Главная задача детского сада – всесторонняя подготовка ребенка к школе.
Цели:
Развитие таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.
Совершенствование моторики рук и тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.
Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Формирование у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.
Проблема вторая – дефицит игровой деятельности.
Ведущей в дошкольном возрасте является игра, а мы пытаемся увеличить объем информации, и на первое место ставим учебную деятельность. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть.
Цель: