Воспитательный процесс в школе обозначил позицию педагога по отношению к ребенку как к личности, к индивидуальности.
Все содержание школьной жизни должно предоставлять детям духовное возвышение. Еще недавно именуя себя «биологом», «физиком», «словесником», сегодня учитель осознает себя педагогом прежде всего, понимает, что профессиональное ремесло заключается, в первую очередь, в умении работать с ребенком отдельно и с детским коллективом в целом.
Педагогический аналитический ум обнаруживает за разнообразием тематики классных часов неустанные поиски такой методики, которая бы максимально содействовала индивидуальному прозрению, самосознанию, формированию ответственности личности маленького школьника за свои мысли, действия, поступки.
Специально подготовленный, профессионально и интересно проведенный классный час, групповое или коллективное дело, в ходе которого каждому ученику предоставляется возможность проявить себя творчески, выступить с сообщением, чтением, исполнением роли, поучаствовать в играх, тестировании, конкурсах и т. п. поднимают школьников на более высокий уровень общения, развития, понимания себя и своего назначения в мире.