SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Проект "Интерактивная перемена" как форма взаимодействия учащихся с РАС с нейротипичными сверстниками

Американский поэт, эссеист и переводчик Марк Стрэнд сказал, что будущее всегда начинается сейчас. Остается только согласиться с мнением официального поэта Библиотеки конгресса США, лауреата Пулитцеровской премии. Дело в том, что нынешние первоклассники закончат школу в 2029 году, а работать начнут в 2034 году, то есть в реалиях, совершенно отличных от сегодняшних. Трудно предугадать, как будет выглядеть в это время мир, и какие профессии тогда будут существовать. По этой причине нынешняя школа не в состоянии подготовить детей к освоению профессии, необходимой к моменту завершения обучения в 11 классе.
С другой стороны, школа может дать навыки, которые, безусловно, пригодятся, независимо от изменения условий жизни. К числу таких навыков можно отнести умение работать в команде и способность наладить коммуникацию с собеседниками и коллегами. Кроме этого, важно научиться понимать, что все люди разные. Это поможет детям осознать, что только вместе можно добиться наилучшего результата в работе. Если мы научим школьников находить решение поставленной задачи в любой ситуации и с любыми людьми, значит создадим лучшую атмосферу в мире, когда они закончат школу.
Однако вернемся в настоящее, в 2019 год. В соответствии с Законом РФ, сейчас каждый ребенок имеет право на получение образования. Каждый, невзирая на проблемы со здоровьем и поставленный диагноз.
Но это в теории, на практике же большинство учителей нейротипичных классов не готовы к обучению детей с РАС. По результатам проведенного нами в декабре 2018 года опроса педагогов регулярных классов, 2/3 респондентов испытывают шок от гипотетической возможности прихода в их класс ребенка с РАС. 1/4 от общего числа опрошенных категорически возражают против обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах.

Результаты социологического исследования. Первая реакция учителя на новость о том, что в классе будет учиться ребенок с РАС.
Основными причинами подобного рода страхов являются незнание, которое возникает по причине недостаточной информированности и неопытности, нежелание потерять имеющийся комфорт, а также консервативность. То есть человек боится того, что может причинить ему моральный вред и просто не знает, что делать, чтобы сохранить достигнутые успехи. Конечно, страх является необходимым условием безопасности человека, но в то же время они не дают возможность развиваться и получать новые знания.
И для того, чтобы разорвать замкнутый круг из страхов и незнания, как именно работать с детьми с РАС, необходимо, во-первых, быть готовыми к потере некоторого комфорта. Вначале есть вероятность потерять что-то привычное, но потом можно достигнуть новых успехов и сформировать другую комфортную обстановку. Во-вторых, важно помнить, что человека обычно не пугает будущее, где он уже знает, что будет делать. Нужно заранее предвидеть возможные варианты развития событий, быть нацеленным на лучшее и, в конце концов, сделать первый шаг навстречу неизвестному.

Точно также несколько лет назад такой шаг, в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Казани, сделали пять школ нашего города. Здесь были открыты ресурсные классы, в которых обучаются дети c расстройством аутистистического спектра.
В своей работе нам хотелось бы подробнее остановиться на работе ресурсного класса, который действует на базе МБОУ «Средняя школа №1» Вахитовского района г. Казани. В нашем классе учатся 13 человек в возрасте от 7 до 11 лет.

Известно, что для реализации права детей с ОВЗ на получение образования должны быть созданы специальные условия, среди которых можно назвать наличие адаптированной образовательной программы, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями; работа ряда специалистов - педагога ресурсного класса, тьюторов, дефектологов и логопедов; присутствие особой образовательной среды, например, ресурсной комнаты.
Таким образом, наши ученики, во-первых, получают академические знания по математике, русскому языку, чтению и другим предметам в соответствии с уровнем их возможностей. Но, кроме этого, мы проводим работу над коррекцией навыков социального взаимодействия, коммуникации и воображения, которые, как известно, оказываются нарушенными у детей с РАС.

Одним из направлений этой работы является проект, носящий название «Есть контакт!», в рамках которого проходят интерактивные перемены. В данном проекте принимают участие учащиеся регулярных и ресурсного классов.
Цели и задачи проекта
С точки зрения детей с РАС
1. помочь социальной адаптации учеников с РАС, то есть налаживанию контакта с учениками регулярных классов;
2. развить потенциальные способности детей с РАС;
3. способствовать нормализации нейро-психического состояния детей и снятию напряжения благодаря использованию физических упражнений и двигательной активности;
4. раскрыть потенциальные возможности здоровья детей с РАС;
5. познакомить детей с РАС с нормами социальной безопасности во время перемен.

С точки зрения нейротипичных детей
1. преодолеть недостаточное знание и отсутствие опыта при взаимодействии с непохожими людьми;
2. научить детей уважать разницу между людьми;
3. научить детей сочувствию, социальной справедливости, сотрудничеству, единству и положительному отношению к людям с ОВЗ.
С точки зрения педагогов
1. расширить профессиональные знания педагогов и сподвигнуть специалистов непрерывно совершенствоваться;
2. устранить клеймо неполноценности благодаря использованию индивидуального подхода и учебных планов.

В своей работе мы ежедневно используем несколько видов проведения подобного рода перемен.
1. Интерактивные перемены с использованием логоритмических занятий

2. Интерактивные перемены с использованием настольных игр
На интерактивных переменах мы учим детей обоих классов взаимодействию в игре, ведь игровые навыки влияют на различные ситуации обучения, и если ребенок с РАС не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками. Отсутствие навыков игры, соответствующих возрасту, может оказаться огромным социальным недостатком, а также может быть связано с трудностями в таких областях как умение делиться и договариваться, навыки самостоятельного досуга, умение делать что-то по очереди и так далее.
Поэтому для закрепления приобретенных игровых навыков педагог и воспитатели должны хвалить детей, хлопать в ладоши, смеяться, улыбаться, говорить смешным голосом. И, конечно, игры должны быть веселыми, они должны мотивировать ребенка.
По прошествии отведенного на перемену времени ученики благодарят учителей, тьюторов, пожимают друг другу руки, прощаются и довольные идут на уроки.

3. Интерактивные перемены с использованием подвижных игр
В 10:00 ребята одного из регулярных классов приходят в ресурcный класс, и интерактивную перемену мы начинаем с небольшого и совсем несложного танца.
Несомненно, для учеников начальной школы очень важно двигаться, ведь детям приходится проводить в относительно статичном положении как минимум 4 урока в день (хотя, конечно, педагог несколько раз за урок проводит физминутки), а движение активизирует работу мозга – он получает больше кислорода.

Все движения ресурсный педагог и воспитатели преподносят в интересной игровой форме с обязательным использованием музыкального сопровождения, что благоприятно влияет на эмоциональный мир учащихся.
Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности – наши ученики получили представление о разнообразных видах основных танцевальных движений. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты танцев «Самолет» и «Дружба», «Паровозик», используя при этом разнообразную мимику, характерные жесты, действия.
Кроме потребности в движении, детям необходимо играть, ведь игра – важнейший компонент жизнедеятельности детей. Наши ученики тоже всегда готовы двигаться и играть, поэтому интерактивные перемены мы начинаем со слов: “Мы сейчас превратимся в…”, “Мы сейчас отправимся в путешествие в…” и т.п.

4. Интерактивные перемены с использованием игры бочча
Перед началом игры дети делятся на 2 команды. Для игры используются разноцветные шарики и центральный шарик-мишень Джек. Один из игроков бросает стартовый шарик желтого цвета. Задача остальных игроков заключается в том, чтобы забросить шарики своего цвета как можно ближе к Джеку. После этого мы определяем, шары какой команды располагаются наиболее близко к шарику-мишени, и жюри начисляет очки.
Возможны также модификации игры. Например, вместо шарика-мишени мы поставили 2 спортивных оранжевых конуса. Теперь задача игроков заключается в необходимости забросить мячи своего цвета в «ворота». Кроме этого, вместо центрального шарика – мишени можно использовать 1 спортивный конус, который игроки должны сбить шариками своего цвета.
По результатам всех партий определяется победитель турнира. Однако вне зависимости от результатов турнира обязательной церемонией завершения игры являются рукопожатия членов двух команд.
В результате игры нейротипичные дети и ребята с РАС взаимодействуют в непринужденной форме и болеют за игроков своих команд, а, как известно, совместно переживаемые эмоции очень сближают. К безусловным плюсам занятий этим видом спорта можно отнести также развитие ловкости, точности, координации движений, а также обучение мыслить тактически.

Учебный год близится к завершению, и уже можно говорить о результатах работы над коррекцией навыков социального взаимодействия у наших учеников с РАС. Мы думаем, что лучшей иллюстрацией этих результатов станут отзывы родителей обоих классов.

Лауреат Нобелевской премии по литературе Альбер Камю писал о том, что «истинная щедрость к будущему – это все посвятить настоящему». Именно в этом заключается, на наш взгляд, задача педагогов регулярных и ресурсного классов. Мы хотим научить нейротипичных учеников по-человечески относиться друг к другу, при необходимости помогать тем, кто в этом нуждается, протянуть руку, если потребуется. Для учащихся же с РАС это история возможности наладить контакт с окружающими, и хочется надеяться, это будет хорошая история.