SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы

 опыт работы

Музыка высшее из искусств
и всё в ней и счастья и горя
я гуслями к вашей душе прикоснусь
и вам своё сердце открою.

Когда-то вот также по вешней траве
бродила я девочка юной,
и музыка свет пробуждала во мне
и трогала тонкие струны.

Народное творчество-это мой путь
развитие ранее-цель
чтоб каждый ребёнок со мной мог вдохнуть
воздух лесов и полей.
Добрый день, уважаемые члены жюри! Добрый день, коллеги!
Меня зовут Елена Михайловна, я музыкальный руководитель детского сада № 154 Советского района города Казани
Народная песня – это то, что вдохновляет меня на работу с детьми по ознакомлению с народным творчеством. Чем же привлекает народная песня? Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания, яркая образность, юмор – всё это вызывает желание петь даже у самых застенчивых и молчаливых ребят. Интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – это яркий выразительный материал, который несёт в себе важный познавательный и эмоциональный посыл, необходимый для речевого развития детей раннего возраста. К.Д. Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна ввести его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, колыбельные песни, загадки, сказки и другие. На ряду с этим в настоящее время большое количество детей испытывают трудности при освоении певческих навыков, так как имеют различные речевые нарушения. Использование фольклора в данном направлении способствует развитию напевности, ритмичности, благоприятно сказывается на повышение мотивации детей и желание исполнять русские народные произведения.
Исходя из всего этого, мною была выбрана тема самообразования: «Песенно-игровой фольклор как инструмент развития певческих навыков детей дошкольного возраста». Исследования психологов (Л.Н. Павловой, Н.Н. Паюгиной и др.) показывают, что народные песенки, потешки, пестушки оказывают на ребёнка раннего возраста активизирующее воздействие, т.е. с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений.
Цель: развитие певческих навыков дошкольников через приобщение к народному творчеству.
Для достижения цели мною были выбраны следующие задачи:
1. Формирование предпосылок внутренней и внешней культуры дошкольников через ознакомление с песенно-игровым фольклором.
2. Обогащение предметно-пространственной среды, направленных на развитие певческих навыков.
3. Привлечение родителей к возрождению музыкально-песенных традиций.
Проведенный мною мониторинг, по диагностике Мерзляковой С.И., с детьми по трем направлениям, помог определить развитие интонационного слуха, развитие ритмического слуха и развитие голосового аппарата.
Все это можно увидеть и сравнить на нижеуказанной диаграмме «Вокал».
По итогам мониторинга разработала план-маршрут для развития певческих навыков с использование песенно-народного творчества.
Какие же методы можно использовать, для достижения этой цели? Конечно же - это:
 наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
 словесный метод (чтение стихов, загадки, пословицы, поговорки и т. д.);
 игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, игры-хороводы);
 практический метод (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий).
Еще Ветлугина Н.А. писала, что «Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, активно формируется музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».
Так как народная песня чаще всего не статична, она способствует развитию координации движения, голоса и слуха, улучшает детскую речь. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает тембр голоса. В процессе работы над развитием певческих навыков детей я использую методические разработки по музыкальному воспитанию Карла Орфа, В.В. Емельянова, М.Ю. Картушиной.
Фонопедические упражнения В.В. Емельянова применяю для правильного звукообразования, когда большее значение имеет четкая работа голосового аппарата. На каждом занятии провожу артикуляционную разминку, гимнастику и после нее использую интонационно-фонетические упражнения, которые помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки.
В дошкольном возрасте именно фольклор непосредственно воздействует на развитие музыкальных способностей. В этот период жизни ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира и на основе этого мною подобран и систематизирован интересный и доступный песенно-игровой дидактический материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Дидактический материал, используемый в работе, мы называем «Хохоряшки», создан своими руками совместно с воспитанниками и их родителями. Это шумовые инструменты, пальчиковый театр, народные куклы. Также незаменимое в работе с детьми раннего дошкольного возраста сенсорно-моторное панно «В гостях у сказки» по временам года.
Родители приходят с предложением в оказании помощи при изготовлении атрибутов, костюмов к фольклорным праздникам, пополняется развивающая среда детского сада. Совместно с творческой группой педагогов и родителей, зародилась идея создания музыкально-интерактивных спектаклей «Малышники», являющиеся любимым игровым занятием детей. По желанию ребята выбирают себе роли, без какого-либо принуждения. Наибольшей популярностью у детей пользуются докучные сказки, где дети могут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.
В течение года было реализовано пять музыкально-интерактивных проектов: «Варежка», «Грибная история», «Волшебный кокон».
Тесный педагогический контакт воспитателя и музыкального руководителя дает положительный результат в развитии певческих навыков у детей, привитии им народной культуры через фольклор. Посещая практикумы, консультации воспитатели понимают важность поднятой темы. Создают условия для самостоятельной деятельности детей, закрепляют полученные знания, навыки и умения на занятиях. Используют народную музыку на занятиях, играх, в свободной деятельности, театрализации. Воспитатели поют колыбельные песенки, потешки, используют малые жанры фольклора. Рассказывают сказки, объясняют детям назначение предметов быта.
Многие родители не знают, как создать определенные условия для развития малышей. Большинство признались, что слушают дома больше легкую развлекательную музыку, не понимая значения классической и народной музыки. Так же, многие родители считали, что задатки музыкальности даются природой не каждому человеку, поэтому не придавали особого усилия созданию музыкальной среды дома. Совместная работа с родителями помогает раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка. Народные песенки, потешки, пестушки ненавязчиво учат ребёнка тому, что от него ожидают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса. Расти коса не путайся, дочка маму слушайся». Благодаря такой слаженной работе, дети получают свои первые награды:
 Диплом лауреата 3 степени в Открытом региональном конкурсе детского творчества «Золотой Петушок» в номинации
«Вокальное творчество», 2017 год;
 диплом за 3 место в районном этапе городского конкурса
«Татар кызчыгы – 2019»;
 диплом лауреата 3 степени в Открытом республиканском фестивале-конкурсе детских, юношеских, молодежных творческих коллективов и исполнителей «Великая Победа-2018» в номинации «Детская песня».
Меня радуют успехи детей, их интерес к народному творчеству, попытки сделать первые шаги на сцене. Невозможно отдать то, чего лишен сам. Поэтому я стараюсь обогащать свой опыт, достигать личных успехов в работе и творчестве. Я изучаю новшества, участвую в мастер-классах и конкурсах. Конкурс - это отличная возможность для педагога взглянуть на себя глазами других, выявить свои сильные и слабые стороны, выйти за пределы привычного коллектива, организации, обобщить и продемонстрировать накопленный опыт и в тоже время получить новые знания. Свой педагогический опыт распространяю в рамках курсов повышения квалификации, являюсь участником различных конкурсов и фестивалей народного искусства, принимала участие:
 В Международном этническом фестивале «Крутушка»;
 Лауреат 1 премии Международного фестиваля-конкурса песенно-фестивального искусства «Казан солгесе»;
 Участница Первого городского фестиваля фольклорного творчества народов Поволжья 2019.
Дети растут у меня на глазах, и я стараюсь расти вместе с ними. Я не стремлюсь быть лучше всех. Я стремлюсь быть завтра лучше, чем сегодня!

Я еду учиться опять в Петербург,
С коллегами делимся ценным…
И вот перед вами я, люди, стою
В подножье не травы, а сцены.

И гусли мои вам желаю навек,
Чтоб сердце полно было чувств!
Пусть счастье свое обретет человек,
А музыка - высшее из искусств.

Прикрепленный файлРазмер
работы.docx35.08 кб