SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

"Мой профессиональный выбор"

«Ученые изучают мир, какой он есть;
инженеры создают мир, которого раньше не было.»
Т. Карман

Кто такой инженер? Слово «инженер» происходит от латинского ingenium — способности, изобретательность, другими словами, инженер – человек, способный творить, создавать объекты необходимые человечеству, чтобы улучшить жизнь, сделать ее безопаснее и комфортнее. Огромное число вызовов, стоящих перед человечеством, например, дефицит ресурсов и энергии, сложности с обеспечением продуктами питания многих регионов нашей планеты и др., под силу преодолеть только инженерам. Другими словами, инженеры создают абсолютно новые объекты.

Недаром Президент нашей страны В.В. Путин высказал мысль: «Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости… Стране нужны исследователи и инженеры…».
Как же научить современного инженера эффективно создавать новое в нашем стремительно изменяющемся мире?

В детстве меня очень привлекало все новое и непонятное. По словам родителей, в младенчестве я обожал смотреть на стройку под нашими окнами. Этот процесс меня интересовал почему-то настолько сильно, что моим первым словом стал «кран». Мне нравилось все новое, нравилось исследовать этот мир. Бегать с ребятами на завод за газировкой или исследовать ближайшие озера… Мне очень нравились книги, ведь они позволяли открывать новые миры и новые идеи. Нравились предметы в школе, которые объясняли этот загадочный мир, например, почему тяжелые санки едут дальше с горы, как работает атомная станция, как работает телевизор, почему бьет электрический ток… Всегда нравилась математика – ведь это язык, который позволяет описывать природу, сложный, несмотря на простоту правил лежащих в его основе.

Я благодарен своим учителям, которые терпеливо занимались и позволяли развивать способность мыслить и творить, а не только заучивать конкретные факты. И вот неожиданно 11 класс и необходимость выбора своего будущего. После физико-математического лицея многие уже записали меня в будущие ученые исследователи. Но на тот момент мне очень хотелось доказать, что моей жизнью управляю я сам и сам определяю свое будущее, а не кто-то другой. Поэтому вопреки общему мнению я решил поступить в КАИ на одну из самых сложных специальностей – «Радиоэлектронные системы». Как потом оказалось, это был замечательный выбор. Данная специальность позволила познакомиться со всеми аспектами инженерной деятельности от конструирования простейших устройств до сложнейших систем, работающих в мировом масштабе, проследить путь от фундаментальных исследований до прикладных разработок. Во время учебы выясняются парадоксальные факты, например, система – это не просто набор элементов, она демонстрирует новые часто невероятные свойства. Радиолокаторы, работающие как единое целое, позволяют обеспечить безопасность воздушного движения, летающие спутники обеспечивают беспрецедентную точность навигации. При этом инженерная деятельность – творчество, способность выжать максимум из имеющихся ресурсов и даже еще немного. Последнее обстоятельство всегда отличало отечественную инженерную школу. Это подтверждается тем фактом, что характеристики радиоэлектронных систем в Советском Союзе не уступали зарубежным аналогам, а часто и превосходили их, при значительно меньших материальных затратах и в условиях сильно ограниченных ресурсов. Недаром наши инженеры востребованы зарубежными фирмами. Многие компании открывают свои филиалы в нашей стране не потому, что им интересен наш рынок, как это случается для других стран, а потому что в России сильные инженеры.

«В 2011 году вице-президент США Джо Байден, говоря о сотрудничестве американских и российских компаний, сказал, что глава компании Боинг сообщил ему, что интерес Боинга в России связан не с её внутренним рынком самолётов, а с тем, что в России — лучшие инженеры»
ru.wikipedia.org

После окончания университета передо мной стоял новый выбор: что делать дальше. Пойти на предприятие и заниматься чисто инженерной деятельностью или остаться в университете и заниматься научной и учебной деятельностью. Я выбрал второе и никогда об этом не жалел. Учеба в аспирантуре, работа в лабораториях во Франции и Германии, научно-исследовательская деятельность очень многое дали для становления меня как профессионала. Но очень многое дала и преподавательская деятельность. Она меня увлекла сразу, мне нравится общаться со студентами, помогать им в их профессиональном становлении.
При этом сразу возник вопрос: «Как учить студентов?». В моей жизни были прекрасные преподаватели. Как же приблизиться к лучшим образцам? Конечно, есть стандарты, есть наработанные программы, но как правильно донести знания, и, главное, как научить студентов инженерному творчеству? Ведь только творческий нестандартный подход позволит сделать разработку конкурентоспособной на современном рынке.

На самом деле мои мысли о том, что инженеров необходимо учить креативности, я нашел во многих источниках, например, так компания Boeing описывает требуемые характеристики инженеров: «1. Хорошее понимание основ инженерных наук (математики, физики, биологии, информационных технологий); 2. Хорошее понимание процессов проектирования и производства; 3. Междисциплинарный системный подход; 4. Базовое понимание контекста инженерной практики (экономики, истории, окружающей среды, потребностей клиентов и общества); 5. Хорошие коммуникативные навыки; 6. Высокие этические нормы; 7.Способность к критическому и творческому мышлению (самостоятельно и в команде); 8. Гибкость, т.е. способность уверенно адаптироваться к быстрым или значительным переменам; 9. Любознательность и желание обучаться в течение всей жизни; 10. Глубокое понимание значимости командной работы». Внимательно посмотрев на этот список, мы видим, что современный инженер должен быть «универсальным», разнопланово развитым человеком. При этом, казалось бы, такие непрофильные навыки, как коммуникации и умение работать в команде приобретают большую значимость. Значит, детей нужно не просто учить, не просто делать хорошие разработки, но и учить их творить, изобретать, уметь защищать свою точку зрения, представить свои результаты, понимать их значимость для общества. При этом современный инженер — человек, работающий в команде, ведь современные технические системы настолько сложны, что их невозможно разработать в одиночку. Другими словами, научить современного специалиста – это очень сложная задача, которая, на мой взгляд, сродни искусству, ведь нужно не только научить знаниям, но и сохранить умение мечтать и сочинять, не просто научить техническому языку, математическим моделям, методам расчетов, анализу и синтезу, а показать, как работать в команде, взаимодействовать с коллегами из других сфер деятельности и стран.

Когда я пришел работать в школу, я понял, что детей необходимо учить также широко, их нужно познакомить с этим широким и разнообразным миром. Поэтому на занятиях я стараюсь формулировать задания, которые можно использовать во многих жизненных ситуациях. Использовать примеры из физики и математики, чтобы показать ребятам, что наш мир един, а разные школьные предметы взаимосвязаны и описывают разные аспекты одного и того же мира. Огромное значение для развития моих учеников, я считаю, играют проекты, которые они выполняют. Как правило, мы долгое время обсуждаем возможные темы проектов и те направления, по которым он может развиваться. Мне важно, чтобы каждый ребенок сам нашел и выбрал свой проект, тот который ему интересен, где он может показать весь свой потенциал. Когда ученик видит свои проект, реализовавший его идеи, он начинает по-другому воспринимать этот мир. Он начинает верить в свои силы. Я горжусь своими учениками и их проектами, будь то браслет — персональный доктор, роботизированный манипулятор, система диагностики аккумуляторов, капсула для эффективного сна или гостиница для домашних животных. Особенно ценно, когда дети могут объединиться в команду и, работая сообща, создавать очень большие и сложные проекты, например, макет умного города или система для ухода за растениями. Огромное значение имеет также публичная защита проектов. Здесь ребята приобретают навыки публичного выступления, умения задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения, оценки своих результатов.

Обдумывая все, я понимаю, что развитие, изобретение и создание чего-то нового вместе с моими учениками - это мой осознанный выбор, это то, чем я хочу сейчас заниматься и то, что мне интересно. Ведь таким образом мы создаем будущее свое, нашей страны и всей Земли!