SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Здоровьесберегающие технологии на занятиях с дошкольниками

1_000

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Оздоровительная работа в дополнительном образовании считается новым направлением в воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные, такие как:
1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Работа по сохранению здоровья дошкольников в ЦДТ «Азино»– это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Применение здоровьесберегающих технологий варьируется на каждом занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов деятельности.
Система оздоровительной работы предполагает использование на занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности, играет важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
Мы не сразу выполняем целый комплекс упражнений на первых занятиях, а выбираем несколько самых интересных для детей. Так у них не появляется ощущение, что гимнастика – это скучное и утомительное мероприятие. На первом занятии мы знакомим детей с первыми тремя упражнениями. Со временем дополняем их другими упражнениями из комплекса.
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.
Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики, наши дети тренируют мышцы речевого аппарата, они уверенно ориентируются в пространстве, имитируют движения животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
В процессе общения важную роль играют глаза, поэтому мы стараемся, чтобы во время проведения игрового массажа взгляд детей как можно чаще встречался с нашим. Упражнения игрового массажа веселят наших детей, улучшают настроение. Особенно нравятся детям упражнения с игрушками и посторонними предметами. При этом мы всегда используем стихотворное или музыкальное сопровождение.
-гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Важное место на занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто-нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Очень нравятся пальчиковае игры детям второй младшей группы. На своих занятиях мы прививаем детям умение показывать пальчиками, как ходит человечек, как плавает рыбка, показываем, как дрожат ушки у зайчика и т.д.
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность.
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Ис¬пользование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
- Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкотерапия проводится педагогами нашего учреждения в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Таким образом, результатами оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.

Примеры упражнений

Дыхательная гимнастика (С.А. Исаева) «Чудо-нос»
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу, Дышу свободно,
Глубоко и тихо, Как угодно.
Выполню задание, Задержу дыхание ...
Раз, два, три, четыре —
Снова дышим: Глубже, шире.
Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты
Видим далеко!
Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья
носа
Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы
Теперь мы не ребята, покружиться
А веселые зверята! похлопать в ладоши

Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник, чашку, загибать пальцы по одному
Ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили, загибать пальцы по одному
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши

Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»
Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе
Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы
Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы
Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку
Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы
А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук
Ветры завьюжные, Качание рук над головой
И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево

Речитатив.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

«На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...»
Активное слушание «Море»
Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.
Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносят «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.

Музыка для релаксации
Классические произведения:

• Т. Альбиони «Адажио»;
• И. Бах «Ария из сюиты №3»;
• Л. Бетвохен «Лунная соната»;
• К. Глюк «Мелодия»;
• К. Дебюсси «Лунный свет»;
• Н. Римский-Корсаков «Море»;
• К. Сен-Санс «Лебедь»;
• П. Чайковский «Осенняя песнь»;
• Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
• Ф. Шуберт «Аве Мария»;
• Р. Шуман «Грезы».

Литература
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
3. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель, 2011-204с.
4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
6. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
7. Картушина М.Ю. Щздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 150 с.

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Оздоровительная работа в дополнительном образовании считается новым направлением в воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и оздоровительные, такие как:
1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
Работа по сохранению здоровья дошкольников в ЦДТ «Азино»– это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Применение здоровьесберегающих технологий варьируется на каждом занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов деятельности.
Система оздоровительной работы предполагает использование на занятиях следующих здоровьесберегающих технологий:
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности, играет важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
Мы не сразу выполняем целый комплекс упражнений на первых занятиях, а выбираем несколько самых интересных для детей. Так у них не появляется ощущение, что гимнастика – это скучное и утомительное мероприятие. На первом занятии мы знакомим детей с первыми тремя упражнениями. Со временем дополняем их другими упражнениями из комплекса.
- артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.
Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики, наши дети тренируют мышцы речевого аппарата, они уверенно ориентируются в пространстве, имитируют движения животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
- игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.
В процессе общения важную роль играют глаза, поэтому мы стараемся, чтобы во время проведения игрового массажа взгляд детей как можно чаще встречался с нашим. Упражнения игрового массажа веселят наших детей, улучшают настроение. Особенно нравятся детям упражнения с игрушками и посторонними предметами. При этом мы всегда используем стихотворное или музыкальное сопровождение.
-гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.
Важное место на занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто-нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Очень нравятся пальчиковае игры детям второй младшей группы. На своих занятиях мы прививаем детям умение показывать пальчиками, как ходит человечек, как плавает рыбка, показываем, как дрожат ушки у зайчика и т.д.
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность.
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Ис¬пользование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
- Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыкотерапия проводится педагогами нашего учреждения в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Таким образом, результатами оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости;
- стабильность физической и умственной работоспособности.

Примеры упражнений

Дыхательная гимнастика (С.А. Исаева) «Чудо-нос»
После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу, Дышу свободно,
Глубоко и тихо, Как угодно.
Выполню задание, Задержу дыхание ...
Раз, два, три, четыре —
Снова дышим: Глубже, шире.
Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей
Слышим хорошо!
Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты
Видим далеко!
Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья
носа
Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы
Теперь мы не ребята, покружиться
А веселые зверята! похлопать в ладоши

Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши
Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой по кругу
Чайник, чашку, загибать пальцы по одному
Ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой
Только чашку мы разбили, загибать пальцы по одному
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши

Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»
Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе
Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы
Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы
Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку
Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы
А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук
Ветры завьюжные, Качание рук над головой
И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево

Речитатив.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

«На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...»
Активное слушание «Море»
Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.
Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносят «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.

Музыка для релаксации
Классические произведения:

• Т. Альбиони «Адажио»;
• И. Бах «Ария из сюиты №3»;
• Л. Бетвохен «Лунная соната»;
• К. Глюк «Мелодия»;
• К. Дебюсси «Лунный свет»;
• Н. Римский-Корсаков «Море»;
• К. Сен-Санс «Лебедь»;
• П. Чайковский «Осенняя песнь»;
• Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
• Ф. Шуберт «Аве Мария»;
• Р. Шуман «Грезы».

Литература
1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
3. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель, 2011-204с.
4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
6. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
7. Картушина М.Ю. Щздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 150 с.

Прикрепленный файлРазмер
1_000.jpg48.79 кб
1_000.jpg48.79 кб