SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Эссе

FullSizeRender-05-02-19-03-58

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Азино» Советского района города Казани

«Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет».
Аристотель

Как часто мы попадаем в жернова событий, которые приносят боль, страдания, отчаянье? По сути, постоянно. Никто на земле не живет спокойно, размеренно и счастливо. В нашем понятии, счастье — это комфорт и покой в душе. А что такое этот самый покой? Неподвижность тела, ума и души?
Многие скажут, ну нет, покой это когда не заботишься о пропитании себя и близких, можешь делать все, что хочется, есть и пить «от пуза», отдыхать и не работать – вот оно и есть - Счастье.
Так и получается, что все, что народ считает покоем, это и есть неподвижность тела, ума и души.
По сути, ложное понятие пресловутого счастья - это застой, а любой застой несет за собой отсутствие движения в сторону развития и роста, а стало быть — болезни и угасание. Приведу простой пример: что будет с озером или прудом, в который не поступает свежий приток воды? Правильно, будет застой и пересыхание, иными словами, гибель. Так откуда же появилось в народе такое ложное понятие счастья? Кто первый сказал, что покой - это и есть та цель, к которой должны стремиться люди, чтобы быть самодостаточными, развитыми, сильными, знающими, несущими пользу себе и другим?
Как по мне, то «покойное» счастье было в древности придумано для рабов, которым после трудового дня покой мерещился, как счастье. И их можно было понять. Но для процесса роста, развития и движения вперед понятие счастья как покоя совершенно неприемлемо. Недаром в древних писаниях говорится, что возле каждой травинки на земле стоит Ангел с палкой и, подгоняя ее, кричит: «Расти! Расти!!!».
Вот так и я в детстве мнила себя таким «Ангелом». Рассажу кукол, открою «Журнал успеваемости» и давай стучать по столу указкой (дедушка на каждый учебный день выпиливал мне новое «орудие»). Ничто так не увлекало меня, как игра «в учительницу». Но как только я попала в школу, а потом и в ДМШ, мои представления о педагоге расширились. Оказывается, можно и заниматься своим любимым делом (в моем случае – петь), и учить этому других. Жаль только, что от кукол невозможно было добиться ни кантиленного звучания, ни… звучания вообще! Понимая, что еще слишком мала для преподавания, я стала активной участницей всех сельских концертов и массовых гуляний (выросла я в поселке). Только обидно мне было, что руководитель дает мне в основном русские народные песни для исполнения, а мне хотелось «Тучи развести руками» или подарить зрителю «Желтые тюльпаны».
Но изменилось всё как-то неожиданно для меня. Готовились мы с педагогом к республиканскому конкурсу. В моем репертуаре, естественно, – русская народная песня. Но в день конкурса я узнаю, что мой педагог заболела, и мне помимо того что придется ехать на конкурс без нее, так еще и аккомпанировать самой (изначально планировалось выступление под аккордеон, которым владеет педагог). Позади были долгие репетиции, большая работа над образом, разворот назад для меня был равносилен трусости. Поэтому мне не оставалось ничего другого, как набрать полную грудь воздуха и рвануть. И получилось! На конкурсе – первое место, отзывы членов жюри, что у меня хороший природный народный голос, а также их пожелания не останавливаться на достигнутом. Это была первая подсказка судьбы для поиска моего призвания.
Следующий раз, когда судьба вела меня к себе самой, я опять свернула не туда. Я поступила на первый курс механико-математического факультета КГУ. И вот сижу я – молодая девчонка из села – на первой лекции. Сижу на последнем ряду в окружении своих соседей по общежитию. И так интересно мы беседуем: узнаем, кто откуда приехал, кого с кем поселили и еще о разных главных, как мне казалось в тот момент, вещах. Ненадолго лектор замолчал. Я подняла голову на доску. И… все происходящее вокруг вдруг разом замедлилось для меня. А в голове только одна мысль – НЕ МОЕ! НЕ МОЕ! НЕ МОЕ!
После первого семестра я забираю документы. Чуть позже сообщаю об этом родным (думаю, их реакцию нетрудно представить) и отправляюсь к репетитору. Потому что теперь-то я точно знаю, что мне нужно.
В Университете культуры и искусств я попадаю в народный хор, а не в академические женский и смешанный (это ли не подсказка?). На втором курсе иду работать педагогом дополнительного образования по фольклору. Но мне почему-то кажется, что фольклор детям будет неинтересен и, если я дам им различные заклички, колядки, то они разбегутся (а сохранность контингента для педагога – это немаловажно). И я начинаю преподавать эстраду. В репертуаре были и «Розы», и «Журавли», и другие представители флоры и фауны... Понимаю, что начинаю «заболачиваться». Думаю: «Свожу-ка я деток на фестиваль народного творчества». И свозила. И не пожалела. Дети смотрели на народное гулянье и были непосредственными его участниками. И было им интересно, и никуда не разбежались.
Сейчас за плечами у меня 12 лет работы. Очень часто ездим с детьми на концерты, конкурсы, фестивали. Утром, лежа на второй полке поезда, слышу, запели мои девчонки песню «Соловей с кукушечкой сговаривался». И так проникновенно, и так тепло, и так по-родному… Понимаю, вот оно – к чему вела меня судьба. Понимаю также, что остановиться уже не можем ни я, ни мои воспитанники. Хочется больше теплоты и душевности, а дает нам все это народное творчество.
Значит, впереди усиленные поиски, песни, работа над выразительностью и так далее. Так что покой мне только снится.
Ну, а зачем вообще покой? Ведь для стремящегося покой вообще как яд. Да и знания без движения вперед невозможны. И, кстати, получение новых знаний – процесс отнюдь не безболезненный, ведь их поиск уже предполагает отсутствие покоя, да еще и труд надо затратить о-го-го какой. Так что судите сами, нужен ли для счастья покой? Ведь хочется, чтобы и мама, и папа были счастливы, и чтобы друзья и подруги были счастливы, и чтобы дети были счастливы, чтобы все люди были счастливы и жили в любви и мире. И ЭТО возможно! Каждый человек уникален и каждый рождён быть счастливым: и взрослые, и дети, и инженеры, и дворники, и педагоги, и мужчины, и женщины, все! А от этого - радостно! Радостно и оттого, что есть путь к Счастью, и оттого, что этот путь многолик и доступен всем! Да, Счастье – это развитие, это движение вперёд, и дорогу Счастья осилит идущий.

Счастье нас ждёт и в дорогу зовёт,
Отбрось сомненья и лень
и – полный вперёд!
А кто же сказал, что Счастье падает с неба?