SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Сочинение Я психолог

«Я - педагог-психолог»
Все профессии нужны, все профессии важны… Эту фразу мы слышим с детства. А в юности, когда выбираем свою дорогу в жизни, убеждаемся в ее правоте.
Кем же хочу я стать?…. Кем я буду работать? Приходит время, когда каждый человек должен ответить себе на эти вопросы.
Сначала были сомнения и переживания, но я твердо для себя решила: «Я – буду! Я – смогу! Это – мое!» Оглядываясь назад, все чаще задумываюсь, почему я пришла в психологию, что для меня психология, что я для психологии? Признаюсь честно, меня сразу заинтересовал мир этой науки, раскрывающий тонкости человеческого сознания, внутренний мир.
Я – педагог-психолог. Я уверена, моя профессия важная и нужная. Еще в университете я задавалась вопросом «Что значит – быть психологом?». На мой взгляд, человек, который связал себя с такой нелегкой профессией, должен обладать определенными качествами характера. Очень важными из них являются пунктуальность, аккуратность, ответственность, инициативность, устремленность, уверенность, рациональность, а еще не менее важным качеством будет являться интуиция, умение чувствовать другого человека.
Профессии психолога можно только позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно.
Эта профессия приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы, осуществление своей миссии и предназначения, является формой самопознания себя и других, позволяет изменить взгляд на многие события собственной жизни.
Свою педагогическую деятельность я начала шестнадцать лет назад в школе. Всегда рядом дети со своими удачами и проблемами, открытиями и нерешенными вопросами. И так хочется всем помочь. Помочь узнать, понять и принять себя, научиться общаться с другими людьми, грамотно разрешать конфликты, выстраивать свой жизненный путь в соответствии со своими мечтами, желаниями быть счастливыми.
Профессия моя не только глубокая и сложная, но и творческая, интересная. Она таит в себе много возможностей, приемов, путей решения. Я часто использую в своей работе методы арт-терапии, песочной терапии, которые дают ребенку возможность проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. С помощью этих методов ученик обращается к лучшим аспектам души, к самым светлым, богатым и искренним. Когда ребенок пишет, рисует, лепит из пластилина, выполняет задания в песочницах, он позволяет себе расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии с самим собой. Именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.
Любая профессия, любой труд требует сил, эмоциональных затрат. Но я свой профессиональный путь стараюсь проходить с улыбкой. С улыбкой встречать детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия, родителей и педагогов, обратившихся за консультацией.
Свою работу строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Для меня значим стиль отношений с родителями, коллегами, людьми, меня окружающими, а самым главным звеном в этой цепочке является ребенок. Важно уметь понять его, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины, но в то же время, если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; если ребенка подбадривают, он учится верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; если ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей деятельности. Я все время стараюсь оценить, насколько комфортно моим подопечным в школе, на наших занятиях, создать уютную обстановку в кабинете, наладить взаимодоверие со своими подопечными. Дети отвечают мне взаимностью.
Хочется отметить, что психология как наука многогранна. Главное, на мой взгляд, - это то, что человек, пришедший в эту профессию, может найти себя и как психолог-консультант, как психолог-практик или психолог –диагност, а иногда и все вместе. То есть всегда будет к чему стремиться, всегда можно будет попробовать научиться чему-то новому. В этой науке есть много направлений, из которых можно выбрать именно то, чем хочешь заниматься всю жизнь. Давно С.Д.Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне его нужно изучать». В каком именно направлении пошла я? На данный момент, работая в образовательном учреждении, я являюсь и психологом-консультантом, и психологом-практиком, и психодиагностом.
На сегодняшний день актуальной проблемой для себя считаю социализацию и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь им еще сложней выжить в современном мире. Работу с детьми данной категории строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. На данном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, от получения образования до получения профессии и адаптации в обществе. Это и побуждает меня искать новые и эффективные средства активизации образовательного процесса, новые формы и методы работы. Для более продуктивного использования времени работу с обучающимися стараюсь сделать познавательной и творческой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Делаю так, чтобы детям было интересно. Это позволяет развивать когнитивные процессы, способствует росту активности, формирует положительный эмоциональный фон.
Все дети разные, они по-разному включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают объяснения педагога. У них свой индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанности, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, различные положения в коллективе сверстников. Поэтому для меня так важно знать и изучать психологические особенности. Ведь память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий наряду с мотивацией и волей – практически основные «инструменты», обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ребенка. И если в конце рабочего дня снова захочется вернуться к детям, это и есть залог профессионального мастерства.
И все же педагог-психолог – профессия или призвание? Я отвечу так: если в работе психолога преобладают техники и методики, вероятнее всего, это профессия, а человек перед вами – профессионал. А если же психологу в процессе работы удается оставаться самим собой, ошибаться, учиться и расти вместе со своими учениками, если их встреча больше похожа на танец, чем на консультацию, тогда, можно предполагать, что мы имеем дело с призванием. Найти свое призвание – это значит найти смысл жизни, найти свой талант, обрести свой путь и свое счастье.
И я смею думать, что выбранная мною профессия педагога-психолога помогает мне воплотить в жизнь мои стремления и мечты, а именно помогать людям в разрешении их проблем, дарить им тепло, ощущать свою значимость и ценность. Я хочу, чтобы наши дети не боялись жизненных ситуаций, а смело преодолевали трудности, чтобы они стремились к взаимопониманию, успеху. И я уверена, что у меня все получится, потому что я люблю детей и свою профессию. Мой девиз: всегда быть в курсе всех дел школы, общаться с учителями, учениками, родителями, администрацией. Постоянная исследовательская работа, постоянный анализ деятельности. Вечное движение! Ведь кто-то из великих сказал: «Не бойтесь расти медленно, бойтесь стоять на месте и не расти совсем».
Вот и я стараюсь не стоять на месте, а двигаться вперед. Полученные знания планирую применять при коррекции психоэмоциональных состояний после приобретения данной программы (снижение уровня эмоционального дискомфорта, стимуляции положительных эмоций у детей и педагогов; помощь в адаптации к школьным условиям; развитие способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю; повышение самооценки и уверенности в своих силах; обучение приемам снятия напряжения; активизация когнитивных процессов; стимуляция положительных эмоций у детей и педагогов).
Свое сочинение хочу закончить словами Ш.А.Амонашвили: «Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через нее самого себя, и именно таким путем он может принести наибольшую пользу обществу»