SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Через тернии к звездам

P70717-110913-001 00 01 6r2YAttYDAA 02 03 111dd50d-a804-4973-8e79-0c219ea3079b 7ff47f3c-f931-4cd5-8d19-0c4d86b2df9d P71028-085512 cXvIAvhkieY

Аэрапорт. Раннее утро, начинается восход солнца, а я сижу в пассажирском самолете и начинается взлет. Что же может быть прекраснее, чем начало творческого пути на поприще преподавания? Пожалуй, самая недооценённая профессия – это преподаватель. Это человек, который формирует сознание юного поколения, вкладывая лучшие традиции прошлого, современные концепции и отправляет в большой и широкий путь под названием «Жизнь».
«Актерскому искусству нельзя научить –
Актером нужно родиться. А вот технике,
мастерству, в котором воплощается талант,
учить можно и нужно.»
- Ричард Болеславский
Аэрапорт. Раннее утро, начинается восход солнца, а я сижу в пассажирском самолете и начинается взлет. Что же может быть прекраснее, чем начало творческого пути на поприще преподавания? Пожалуй, самая недооценённая профессия – это преподаватель. Это человек, который формирует сознание юного поколения, вкладывая лучшие традиции прошлого, современные концепции и отправляет в большой и широкий путь под названием «Жизнь».
Преподаватель, учитель, педагог. Есть множество названий тому, кто является отцом и матерью, бабушкой и дедушкой для своих маленьких, но очень амбициозных подопечных. Преподавателю необходимо всегда помнить, что не только от родителей зависят судьбы юного поколения, но и от него самого. От него зависит какую профессию изберет ученик, с какой любовью и увлеченность он будет заниматься своим делом. Важно, чтобы педагог не только давал знания юному поколению, но и давал свободу мысли, творчества. Ведь без свободы нет творчества, нет развития искусства, а значит и эволюции человечества. Педагог должен уметь из хаоса создать порядок, вложив опыт прошлых веков. Учитель словно инженер человеческих душ, архитектор будущего, который передает знания, мудрость и организует красоту. Известный премьер-министр Великобритании Уинстон Черчель, как-то упоминал в одной из своих речей: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». В тоже время, Михаил Иванович утверждал: «Педагог – это инженер человеческих душ». Думаю, что это самые ценные высказывания о профессии преподавателя в истории человечества. И не стоит забывать эти «заповеди» никому.
В моей семье нет преподавателей, профессоров, актеров, искусствоведов, словом никого, кто был бы близок к моей профессии. Однако, еще со школьных лет, я замечал в себе способность анализировать все что меня окружало. Занимаясь самообразованием, особое внимание уделял анализу работы учителей общеобразовательной школы, а также преподавателей детской музыкальной школы № 4, которую я также окончил.
Мои школьные годы пришлись на неудачное время. Система организации учебно-воспитательной работы лицея, который я окончил, давало минимизированные знания. Единственное образовательное учреждение, где я получал духовное и интеллектуальное развитие – это ДМШ №4 (ДШИ №4). Такие преподаватели как Моисеева Екатерина Александровна, Никифорова Екатерина Евгеньевна, Кирберева Татьяна Васильевна смогли принять мое творческое кредо и развить во мне мир творчества. За это я им премного благодарен, ведь благодаря этому воспитанию моя жизнь завязалась с искусством. Вся любовь и стремление к постоянному творческому росту и духовному саморазвитию я получил именно в те годы.
В возрасте 12-13 лет, к нам обратились соседи, с просьбой помочь в выполнении домашних заданий их детям. Старше их на 1-2 года, стал помогать, обучать. Тогда я заметил тягу к преподаванию, и видя результаты, понял, что это тоже часть меня.
Моя педагогическая работа началась как – то спонтанно. Не помышляя преподавать, я завершал свое обучение в Казанском Театральном Училище. Обучался я по специализации актер русского драматического театра. Естественно, я задумался. Чему я могу научить, если сам еще не закончил учебное заведение? Тем не менее, финансовая картина была такова, что нужно было найти работу. В театры в то время студентов не принимали на работу, к тому же были максимально укомплектованы.
Обучаясь последний год, я решил обратиться в ДШИ № 4, с предложением преподавать актерское мастерство и сценическую речь. Ответ меня удивил и осчастливил в то же время. Я точно знал, что, для чего и как нужно преподавать, но не был уверен в своих силах. Ведь я сам только завершал обучение и не был совершенным. Мой срок преподавания ограничился одним годом преподавания, т.к. решил поступать в Санкт - Петербургский Институт Культуры и Искусств, связав свою жизнь с искусствоведением, научной деятельностью.
Уже с первого года обучения, профессора замечали мой потенциал научной деятельности и предложили написать статью для научно-практической конференции ВУЗа. Я справился со своей задачей, и в последующем ежегодно принимал участие, с последующими публикациями.
Тематика моих статей ограничивалась современными тенденциями мировой индустрии моды и интерпретациями исторических костюмов в кинематографии.
Также, проводя экскурсии в Эрмитаже, преподаватели также отмечали свежесть, новизну, неординарные способности к деятельности экскурсовода. По одному из отзывов, мои экскурсии интересны, увлекательны. Я сам замечал, как посетители музея присоединялись к моей группе.
Завершая обучение, в 2016 году принял решение преподавать и подавал заявку в детские образовательные учреждения. Меня приняли на работу в Детскую художественную школу и школу искусств разом. В ДШИ № 4 я стал преподавать по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я – актер!», сроком на 3 года. Сомнения, в виду давней занятости театральным искусством, преследовали меня на протяжении года. Однако, уже к концу первого года работы, учащиеся стали занимать места лауреатов на международных и всероссийских конкурсах. Спустя полтора года, получая хорошие отзывы от режиссеров преподавателей театральных дисциплин ГИТИСА, ГАТИ, уверенность в своих способностях пришла. Многие удивляются, как я за 3-4 месяца могу так профессионально подготовить учащегося, когда на это требуется минимум 7-8 месяцев. Это профессионально, но я лишь стараюсь опираться на традиции в отечественной практике воспитания актера. Естественно, мне уже через год наскучили мои методы и технологии преподавания, и я обратился к современным тенденциям, к зарубежному опыту. Находя новые техники обучения, я стремлюсь к постоянному совершенствованию своего учебного процесса, педагогического мастерства. Оказалось, экспериментальное обучение дало мне возможность совершенствовать учебный процесс и ввести направление психологического реализма в образовательный процесс среди детских учреждений, реализующих образование в области театрального искусства.
Театральная педагогика лучший способ сблизиться с учащимся, раскрывая его творческий потенциал, ориентируя на профессиональную деятельность в дальнейшем. Основной целью я ставлю перед собой научить учащихся свободно мыслить, творить, самосовершенствоваться без границ, раскрепощаться, уметь решать поставленные задачи. Одним словом, дать им общее развитие, которое поможет им адаптироваться к современному обществу. Основой в воспитании является привитие традиций, любовь к литературе и театральному искусству. Позже, родители сообщают, что его ребенок стал лучше учиться, больше читать, изменилась культура речи, лучше формулировать свои мысли и раскрепостился, раскрылся с новой стороны.
Обучая своих воспитанников искусству актера, я опираюсь на личностные чувства, переживания учащегося, его круг интересов.
Приходя в школу, я радуюсь коллегам, ученикам. Мне приятно видеть горящие глаза своих учеников, благодарность в глазах родителей. Каждый раз приходя на конкурс вместе с учащимися, я переживаю в равной степени за каждого, словно бы не они, а я выхожу на сцену в первый раз.
Я люблю свою профессию и стремлюсь воспитать более развитое и совершенное поколение будущего. Развитие искусства будет лежать на их плечах, и чтобы оно не вернулось к первобытному искусству, необходимо заложить классический фундамент.