SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Конспект логопедического занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи на тему «Профессии»

Аннотация: в данной статье представлен практический материал для логопедических занятий, используя сингапурские учебные структуры. Работа преследует коррекционно – образовательные, коррекционно – развиивающие и коррекционно – воспитательные задачи. Материалы данного конспекта могут быть полезны специалистам в области дошкольного образования.

Ключевые слова: Писатель С.Я.Маршак, стихотворение, профессия вагоновожатый, профессия инженер, профессия полицейский и инспектор дорожного движения, атрибуты профессии.

Цель: Продолжать расширять представление о профессиях людей

Коррекционно -образовательные: уточнять и расширять словарный запас по данной теме; совершенствовать навыки построения сложного предложения; формировать навыки словообразования и словоизменения; развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционно - развивающие: развивать общую, мелкую моторику; развивать фонематический слух; закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза; развивать внимание, мышление, память.

Коррекционно -воспитательные: воспитывать самоконтроль за речью; уважительное отношение к людям разных профессий; умение работать в коллективе;

формировать познавательный интерес, желание учиться.

Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки с изображениями профессий, конструктор лего, счетные палочки, каска, модель автомобиля, конверты с частями картины, рамка для фотографии формата А4.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (беседа)

Дети заходят и здороваются с гостями

- Ребята, с кем вы пришли сегодня в садик? (ответы детей)

- Куда потом пошли ваши мамы? (ответы детей)

Структура Микс - пэа - шэа

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам потанцевать, найти 5 геометрических фигур изображенных на ковре, коснуться их рукой, затем, как музыка остановится – остановиться и найти себе пару (дети выполняют задание)

(логопед уточняет наличие пары у детей, если у кого – то ее нет – тот встает вместе с педагогом и продолжает деятельность)

- Ребята, поприветствуйте друг друга и расскажите своему товарищу про профессию своей мамы, где и кем она работает? Начинает говорить тот, кто выше. (Рассказы детей, опрос 2-3 пар, обсуждение)

2. Основная часть

Структура Конэрс

- Ребята, в углах ковра лежат изображения профессий, посмотрим, какие это профессии (логопед подходит с детьми к каждому углу и вкратце обсуждают каждую профессию)

- Я вам предлагаю пройти к тому углу, где лежит изображение профессии, которую вы считаете самой важной. (дети подходят к разным углам ковра)

- Найдите себе в своем углу пару (уточнить, есть ли у всех пара?) Поприветствуйте друг друга! Расскажите своему товарищу про свой выбор, почему вы так считаете?

(Обсуждение детей)

Л: Ребята, сейчас я предлагаю вам сесть на ковер и послушать стихотворение С. Михалкова «А что у вас?», слушаем внимательно. Здесь вы услышите названия профессий, про которые мы сегодня с вами говорили, но будут и новые. Ваша задача – назвать эти профессии.

(дети садятся на ковер полукругом и слушают стихотворение С. Михалкова «А что у вас»)

- Скажите, названия каких еще профессий вы услышали в стихотворении?

(Ответы детей)

( Педагог еще раз читает отрывок стихотворения, если дети не смогут назвать все профессии - милиционер, учитель, вагоновожатый, инженер)

Беседа по стихотворению

- Ребята, какие профессии вам не понятны? (ответы детей)

- Название милиционер сейчас не используется, теперь мы их называем полицейскими;

- Кто такой вагоновожатый? Инженер? Учитель? (ответы детей, если дети не называют, педагог задает наводящие вопросы)

Вагоновожатый- это человек, который управляет трамваем.

Инженер- это человек, которому под силу создать нечто новое.

Инженер — знаток техники, проектировщик

Инженер, инженер — это техники знаток!

Знает он любой станок,

Техникой он управляет,

Механизмы собирает.

Учитель – учит детей в школе

Работа детей в центрах.

- Ребята, про все эти профессии я предлагаю вам поговорить в наших центрах

В какой центр вам бы хотелось подойти?

1. Центр «профессия учитель»:

Дидактическая игра « Чей атрибут?»

На столе лежат изображения учителя и ученика и их атрибуты

Задание: Распределить школьные принадлежности для учителя и ученика

Дети подходят к столу и раскладывают картинки с атрибутами

Указка, журнал, глобус, глобус, звонок – учителя,

Портфель, тетрадь, букварь, пенал, линейки – ученика

Среди картинок учителя – изображение пианино.

- Ребята, думаю, пианино здесь не с проста, подойдем к нему, может здесь что-то есть? (конверт на пианино, внутри конверта – часть картинки, собрав их дети получат картину – подарок маме на 8 марта)

- Наверное, в каждом центре есть такой конверт

По желанию детей подходят к следующему центру (каждый раз спросить желание детей)

2. Центр Полицейский

Дидактическая игра «Расскажи про полицейского по мнемотаблице»

Дети делятся на 2 команды (равное количество)

Задание:

1 команда рассказывает про полицейского

2 команда рассказывает про инспектора дорожного движения

- Ребята, посмотрите, здесь лежат картинки (изображения полицейского и инспектора дорожного движения)

- Что делает полицейский? Что делает инспектор?

(Ответы детей)

Полицейский - следит за порядком в городе, инспектор дд следит за порядком на дорогах

Рассказы детей по мнемотаблице

- Ребята, а где же наш второй конверт, наверное он должен быть где-то здесь.

(Дети ищут конверт и находят его под столом).

3. Центр Вагоновожатый:

Задание 1. Найти картинки, названия которых начинается с согласного звука

- Ребята, посмотрите, здесь очень много картинок с изображением транспорта. Предлагаю вам отобрать среди множества картинок транспорта те, названия которых начинаются с согласного звука (беседа – что такое согласный звук и гласный звук) ,а

теперь, среди всего транспорта, найдите тот, которым управляет вагоновожатый (трамвай)

Задание 2. Поделить слово ТРАМВАЙ на слоги

Задание 3. Определить звуки в начале и в конце слова ТРАМВАЙ

(Дети находят 3 конверт в игрушечном автомобиле за мишкой )

4. Центр Инженер

- Ребята, как мы говорили, инженер это человек, который очень хорошо знает технику, помогает проектировать дома. Наш садик тоже был построен при участии различных специалистов, в том числе и инженеров.

- Ребята, из чего можно построить дом? (ответы детей)

- Сейчас, я предлагаю вам сконструировать дом из конструктора лего и счетных палочек по схеме. (по желанию детей)

Задание: сконструировать дом из конструктора лего и из счетных палочек

(дети выполняют задание: из конструктора лего строят дом на полу, из счетных палочек – за столами по схеме).

- Ребята, а что одевают строители, инженеры и другие специалисты, которые находятся на стройке? Почему? (обсуждение)

(дети находят каску в зале, в каске находится 4 конверт)

- Вот и собрали мы все 4 конверта. Но перед тем как их открыть, вспомним, про какие профессии мы с вами сегодня говорили. (беседа)

3. Итог

- Ребята, так какая же профессия самая важная ? (ответы детей)

Правильно написал С.Михалков в своем стихотворении «Все профессии нужны, все профессии важны…»

А теперь, давайте откроем конверты и приклеим части.

Как вы думаете, почему мы собрали эту картинку?.... ( Ответы детей -день мамы)

Список литературы:

1. Самые лучшие стихи : избранное / С.В. Михалков. – М. : АСТ, 2010. – 160 с. : цв.ил.

2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. — Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).