SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Творческий проект на тему: «Военно-патриотическое воспитание молодежи через проведение оборонно-спортивных игр».

Проект на тему:
«Военно-патриотическое воспитание молодежи через проведение оборонно-спортивных игр».

Подготовил:
Воробьев В.Я., педагог-организатор ОБЖ
МБОУ «Школа № 161»

Казань, 2018 г.

Содержание

Введение 3
Основная часть 3
Заключение 10
Приложения 12

ВВЕДЕНИЕ
В СССР и в современной России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.
Патриотическое воспитание представляет собой деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
оборонно-спортивные игры способствуют подготовке учащихся к защите своего Отечества и развивают чувство патриотизма.
Цель проекта заключается в рассмотрении влияния оборонно –спортивных игр на воспитание патриотизма, чувства коллективизма.
Задачи проекта:
1.Раскрыть влияние оборонно -спортивных игр на воспитание патриотизма.
3. Проанализировать активность обучающихся школы в участии в оборонно -спортивных играх.
Проблема исследования заключается в определении роли военно-спортивных игр в патриотическом воспитании.
Предмет исследования: развитие патриотизма через участие в военно-спортивных играх.
Гипотеза исследования: Если активно привлекать обучающихся к участию в военно-спортивных играх, то патриотическое воспитание будет более эффективным.
Научно-практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. определена роль оборонно -спортивных игр в разностороннем развитии обучающихся;
2. показано значение оборонно -спортивных игр в патриотическом воспитании молодёжи.
Работа состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении определены цель и задачи, предмет исследования, обозначена проблема исследования. В основной части раскрыто актуальность исследования, участие обучающихся школы в военно-спортивных играх, конкурсах и соревнованиях.
Планируемые результаты:
1. Воспитание чувства патриотизма, гражданского самосознания;
2. Сплачивание коллектива;
3. Физическое развитие обучающихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни.
4. Развитие качеств, необходимых для защиты Отечества.

1. ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
1.1. Сущность оборонно-спортивной игры
Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.
Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых.
оборонно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем оборонно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:
- наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;
-ярко выраженную оборонно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, передвижение отрядов в четком строю, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели, и т.д;
-возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия, учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);
-важной особенностью оборонно -спортивной игры является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрощенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, участник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение;
-разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, следопытстве и ориентировании, оказании первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.) являются по духу спортивными, проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.
Таким образом, рассматривая вопрос о сущности детской оборонно -спортивной игры, следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде деятельности детей, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения
В оборонно -спортивных играх в доступной для школьника форме отражаются социальные отношения российских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для патриотического воспитания, и истоки интереса ребят к этим играм, серьезного и творческого отношения к ним.
1.2. Воспитательные и образовательные возможности оборонно -спортивных игр.
Игра социальна и тесно связана с трудом, учебой. – эти важнейшие положения научной теории детских игр дают нам возможность проанализировать вопрос о воспитательных возможностях оборонно -спортивной игры.
В оборонно -спортивных играх в какой-то мере отражается воинский труд взрослых. Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, - таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Воспитательная роль военно--спортивных игр повышается благодаря тому, что участники с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно.
Исследования показали, что основными мотивами, поражающими у учащихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие: Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться. Во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.
Какие же качества формируются у ребят в процессе занятий оборонно-спортивными играми? Какова их роль в военно-патриотическом воспитании школьников?
Игровая деятельность всегда отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями. Игра всегда эмоционально захватывает детей, иначе она не будет игрой. Вне эмоций, как строго рассчитанное действие, игра немыслима.
Насыщенность игровых действий сильными чувствами, их эмоциональная увлекательность является одним из важнейших условий положительного влияния игры на личность человека.
Среди разнообразия чувств, переживаемых подростками в игре, особое значение приобретают чувства, побуждающие ребят к деятельности, к борьбе с трудностями, желание участвовать в ответственных делах, совершать героические поступки.
Здесь следует, прежде всего, выделить патриотические чувства любви к Родине.
Опыт показывает, что действия в процессе военно-спортивных игр вызывают у ребят высоконравственный эмоциональный отклик, активизируют патриотические чувства: любовь к Родине, к Вооруженным Силам РФ, к героическим страницам прошлого нашей Отчизны; вызывает стремление с оружием в руках защищать Родину, добросовестно служить в Вооруженных Силах.
Воспитывать у подрастающего поколения чувство коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки – одна из важных воспитательных задач школы, призванной готовить активное достойное поколение для современной армии. Весь ход игры, взаимоотношения подростков при выполнении поставленных задач, общая радость, подъем, а нередко и чувство досады, огорчения при неудачах сплачивают ребят, воспитывают у них чувство коллективизма, привязанность друг к другу, а это в свою очередь способствует улучшению учебы, укреплению дисциплины.
Постоянно переживается учащимися в военно-спортивных играх чувство долга и ответственности. Каждый участник, выполняя в игре порученные задания, отвечает перед товарищем за то, как он будет их выполнять, его труд, действия постоянно оцениваются товарищами. В обстановке игры участник лишается возможности перекладывать с себя ответственность на других или на обстоятельства. Подобные попытки, предпринятые кем-либо из участников игры, обычно сразу же замечаются коллективом и сурово осуждаются. Успешное же выполнение своих обязанностей в игре всегда вызывает одобрение товарищей и порождает у играющего чувство удовлетворения и радости. Все это стимулирует его к более ответственному выполнению своей роли, обязанностей в игре.
Военно-спортивные игры способствуют развитию у школьников такого важного качества, как трудолюбие. Привлечение участников к труду, к созданию учебно-материальной базы, оборудованию военных кабинетов, строительству спортивных комплексных площадок, общевойсковых полос препятствий, стрелковых тиров, макетов оружия и т.д. имеет большое воспитательное значение. Это способствует к бережному отношению к сбережению материальных средств.
Военно-спортивные игры способствуют эстетическому воспитанию . Эстетика военного быта всегда привлекала детей. Строй, подтянутость, военно-патриотическая песня, элементы военной формы, вручение оружия, получение приказа, почитание знамени отряда, работы штабов по проведению операции делают жизнь коллектива ребят – участников игры – более эмоциональной и способствуют формированию эстетических чувств.
В процессе оборонно-спортивных игр воспитываются и закаливаются волевые качества. Это определяется тем, что игра является для детей интересным и серьезным видом практической деятельности, требующим от них предварительного продумывания задачи, составления плана действий сознательного и самостоятельного подбора средств и, наконец, проверки всего этого на практике.
В ходе игры создаются условия для многократного проявления участниками инициативы, т.е. способности проявить творчество и самостоятельность при выполнении поставленной задачи, найти средства и приемы выполнения приказа командира.
В оборонно --спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания у школьников дисциплинированности. Ребята убеждаются на практике в том, что успех каждой игры во многом зависит от дисциплинированности ее участников.
Сознательное подчинение правилам и принятым сообща условиям игры приучает к самоконтролю, к ответственному отношению к принятым на себя в игре обязанностям и четкому соблюдению установленных правил, ограничению своих личных стремлений к подчинению их условиям игры или взятых на себя обязательствам. Строгое, точное и многократное соблюдение правил воспитывает у школьников чувство долга и ответственность за совершаемые поступки.
Большое значение имеет оборонно-спортивная игра в деле воспитания у школьников таких волевых качеств, как решительность и смелость . В играх можно создать ситуацию, требующую от ребят решительных и смелых действий. Основными моментами такой ситуации должны быть: во-первых, наличие обстановки, требующей выбора между двумя или несколькими действиями или способами их выполнения (при этом главная трудность обычно заключается во множественности или новизне условий или в противоречивости, во взаимоисключающем характере действий или способов их выполнения);
во-вторых, ограниченность времени на ориентировку, выбор, принятие решения и действие; в-третьих, наличие элементов опасности.
Каждая игра на местности имеет цель, достижение которой, как правило, требует от учащихся больших усилий, настойчивости. Часто можно наблюдать, когда участники игры затрачивают немало труда, чтобы застать противника врасплох, удивить, поразить его неожиданностью, разгадать и разрушить его планы, добиться быстрой и решительной победы. Все это способствует воспитанию у участников такого качества, как настойчивость, которая проявляется в умении устранять и преодолевать препятствия на пути сознательно поставленной цели, доводить до конца начатое дело.
Оборонно -спортивные игры на местности требуют от ребят большой выносливости. Участникам игр приходится подчас совершать бег на скорость (зимой на лыжах) по пересеченной местности в сочетании с прыжками, метанием гранат, переползанием, преодолевать овраги, ручьи, «зараженные участки» в противогазах, пробираться через густые заросли кустарника и т.д. Многие из этих упражнений включены в комплекс ГТО. Опыт показывает, что ребята, систематически играющие на местности, сравнительно легко переносят длительные лыжные и пешие походы, успешно сдают упражнения и нормы ГТО.
Мышление участника в условиях оборонно -спортивной игры нуждается в таких качествах, как быстрота, целеустремленность, инициативность. А это и есть характерные черты тактического мышления. Вот почему мышлению школьника в процессе оборонно-спортивных игр, в сущности, является тактическим мышлением, а это помогает обучающимся в успешном усвоении таких тем, как: «Действие солдата в бою», «Наступление», «Действия в условиях аварий, применения противником оружия массового поражения,», и др.
Следует также подчеркнуть, что военно-спортивные игры благотворно влияют и на усвоение школьниками программ по ряду общеобразовательных предметов. В процессе игр совершенствуются знания по географии, истории и геометрии.
1. Участие обучающихся школы в оборонно -спортивных играх.
В нашей школе есть свои традиции, которые ежегодно поддерживаются:
1. чествование ветеранов Великой отечественной войны, боевых действий и труда;
2. чествование Дней воинской славы Отечества;
3. поздравление мужчин и юношей с 23 февраля;
4. участие в Вахтах Памяти, парадах юноармейцев, посвящённых Дню Победы и возложение венков к памятнику погибшим воинам т.д..
Одной из основных форм патриотического воспитания является участие в оборонно -спортивных играх и конкурсах:
- на школьных, районных городских уровнях обучающиеся школы регулярно участвуют в конкурсах: спартакиада по военно – прикладным видам спорта», «смотрах- конкурсах строя и песни», конкурсе «Равнение на знамена», оборонно -спортивной игре “Зарница”, военно- исторической игре «Время выбрало нас» и других, занимая призовые места.
При анализе результатов участия в оборонно -спортивных играх и конкурсах видно, что наибольший интерес школьники проявляют и добиваются наибольших успехов в таких видах конкурсов как: «Неполная разборка и сборка после неполной разборки автомата Калашникова», «использование индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи», «пулевая стрельба из пневматической винтовки», «полоса препятствий», «военная история».
Для выявления патриотических чувств среди обучающихся проводился опрос, в который входили следующие вопросы:
1. Я считаю себя патриотом своей страны;
2. Я уверен, у России великое будущее;
3. Я хотел бы жить в другой стране;
4. Я стал бы защищать Родину с оружием в руках;
При анализе ответов получились следующие результаты:
1. Патриотами своей страны считают себя 76 % опрошенных. 24 % сомневаются в ответе.
2. В том, что у России великое будущее никто из опрошенных не сомневается. Все верят в то, что «…не смотря на проблемы, Россия займет достойное место среди высокоразвитых государств мира…».
3. Только 7 % обучающихся хотят жить в другой стране, так как их не устраивает сложившаяся ситуация в политике и экономике страны.
4. И юноши и девушки без сомнения готовы защищать Родину с оружием в руках.
Для юношей, принимавших участие в оборонно -спортивных конкурсах и соревнованиях отдельно задавались вопросы:
1. Армия - школа жизни;
2. Я хочу служить в Вооруженных Силах Российской Федерации.
3. Оборонно-спортивные конкурсы и соревнования изменили моё мировоззрение. Если ДА, то как?
Все участники соревнований ответили, что, только пройдя армию, молодые люди становятся настоящими мужчинами, понимают весь смысл жизни, заново пересматривают все происходящее вокруг и по-настоящему начинают любить Родину.
Многие из школьников, участвующих в конкурсах собираются вступать в ряды Вооруженных Сил и с честью стоять на защите Родины, некоторые собираются выбрать для себя профессию офицера. На последний вопрос из 21 школьников 16 ответили, что поняли как трудно, но почетно быть патриотом и защитником своего Отечества. А 2 из школьников ответили, что участвовали в данных видах соревнований потому, что хотят в дальнейшем связать свою жизнь с армией.
Участие в оборонно - спортивных играх и других конкурсах для наших обучающихся стало хорошей тренировкой для участия во Всероссийской олимпиаде школьников. Это помогло стать призером Российского уровня по ОБЖ ученику нашей школы Калимову Роману, который обучается сейчас в Казанском авиационном университете и является стипендиатом Президента Российской Федерации, который и являлся бессменным командиром юноармейского отряда школы и капитаном команд, занимающих призовые места на данных мероприятиях.
Для примера опишу вариант оборонно - спортивной игры в виде военизированной эстафеты, которая ежегодно проводится в нашей школе и в которой с удовольствием участвует значительная часть наших обучающихся.

План
проведения оборонно- спортивной игры.

Ведущий — преподаватель- организатор ОБЖ
Место проведения: Спортзал школы
Материальное обеспечение: АКМ– 2 ед, ОЗК- 2 шт., противогаз – 2 шт., пневматичсеская винтовка – 2 шт, пули- 6 шт, мишени- 2 шт.
Соревнование проводится среди обучающихся 10-х и 11 классов.
Состав команд: 5 человек от каждого класса.
Программа соревнований: 1 конкурс (командный)- Военизированная эстафета, включающая переноску раненного, неполную разборку и сборку после неполной разборки автомата АКМ, надевание ОЗК в виде плаща и стрельбу из пневматической винтовки.
2 конкурс (индивидуальный) - производство неполной разборки и сборки после неполной разборки автомата АКМ среди всех желающих лиц, присутствующих на мероприятии.
Организационная часть
Обучающиеся по классам, в линию взводных колонн построены в спортзале.

Ведущий объявляет о начале соревнований, доводит порядок и последовательность проведения конкурсной программы, обращает внимание на выполнение мер безопасности при проведении военизированной эстафеты.

Объявляет выборы жюри в составе 3 человек.

Члены жюри занимают места за столом.
Основная часть
Ведущий объявляет первый конкурс: «Военизированная эстафета».
Вызывает команды от двух классов на исходное положение, дает старт.
1 этап военизированной эстафеты
С исходного положения в правой стороне спортзала, от каждой из двух команд по одному участнику с ОЗК и противогазом находящихся в походном положении бегом выдвигаются в левую сторону. Добежав, надевают ОЗК в виде плаща и бегом возвращаются на исходное положение, по пересечении линии, обозначающей исходное положение начинают движение участники второго этапа.
2 этап военизированной эстафеты
С исходного положения от каждой из двух команд по два участника переносят на руках третьего – обозначающего раненного в другой конец спортзала, где распложены два стола с учебными автоматами АКМ, добежав до столов, один из участников производит неполную разборку автомата, второй- сборку и перенося раненного в положении сидя на руках бегом возвращаются на исходное положение.
3 этап военизированной эстафеты
С исходного положения в правой стороне спортзала, от каждой из двух команд по одному участнику бегом выдвигаются к рубежу открытия огня и производят по 3 выстрела сидя за столом, дистанция до мишеней 10 метров, после этого выдвигаются обратно. За каждое непопадание начисляется дополнительные 20 секунд.
Ведущий с членами жури записывают время и недостатки при выполнении условий эстафеты.
Члены жюри подводят итоги конкурса.

Ведущий объявляет второй конкурс: «Производство неполной разборки и сборки после неполной разборки автомата АКМ» среди всех желающих лиц, присутствующих на праздничном мероприятии.
Школьники по очереди производят выполнение нормативов на время.

Заключительная часть
Заместитель директора по воспитательной работе объявляет победителей, вручает призы и грамоты.
Ведущий подводит итоги и объявляет окончание праздничных мероприятий.

Заключение
Роль игр в патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности. А эти качества пригодятся и в обычной жизни и для подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации то есть способствует укреплению обороноспособности нашего государства, как гаранта нормальной жизни наших граждан.

Преподаватель- организатор ОБЖ _________________ В. Я. Воробьев

Прикрепленный файлРазмер
о военном патриотическом воспитании .pptx6.58 Мб