SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы

DSC01014 [1280x768]_tn JAmk-pJIg24

Реализация модели социального взросления (гражданского становления) школьника в рамках курса «Обществознание»

- Какое развитие человека категорически не возможно без общества, общественного мнения и влияния?
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА:
• Физическое и физиологическое развитие
• Психическое развитие
• Социальное взросление и гражданское становление
- Безусловно, говорить о социальном взрослении и гражданском становлении человека невозможно без его физиологического и психического развития. Но возможно ли сформировать личность без общества?
Конечно нет.
- Что же включает в себя понятие «социальное взросление»? Изучением вопросов гражданского становления человека занимались со времен образования общества и становления государств. Истоки гражданственности кроются в истории древнегреческой демократии. Аристотель связывал его с заложенным в людях природой стремлением к справедливости и желанием жить в обществе. Непререкаемо ценностны в вопросах становления личности труды классиков советской педагогики Василия Александровича Сухомлинского, Льва Семеновича Выгодского. В своих педагогических концепциях они рассматривали гражданское становление личности как процесс принятия личностью ответственности за собственные поступки, заинтересованности в общественном благе и направленности своей деятельности на решение существующих социальных проблем. Современные педагоги Андрей Наумович Иоффе, Ирина Ильинична Соковня рассматривают социальное взросление как процесс приобретения молодым человеком определенного социального статуса, который связан с воспитанием, получением образования, профессии, социализацией личности, достижением гражданской зрелости, процесс, основанный на информированности и политической грамотности.
На современном этапе развития общества меня волнуют проблемы подрастающего поколения:
- трансформация ценностных ориентиров (идентичности, патриотизма, гражданственности, института семьи и т.д.);
- инфантильность в принятии решений за себя и свою страну;
- искаженность восприятия своего места в обществе и пр., которые я считаю можно решить через гражданское становление школьника.
Поэтому свою методическую тему я определил как
«Реализация модели гражданского становления школьника в рамках курса «Обществознание»
Решение следующих задач:
1. повысить интерес учащихся к изучению предмета
2. мотивировать учащихся к посильному и созидательному участию в жизни общества
3. формировать у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем
4. формировать у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни.

Данные задачи ставит перед педагогической общественностью прави-тельство РФ, которые отображены в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020г., Федеральном Законе об образовании №273, ФГОС и др. нормативных документах (слайд «Актуальность проблемы»).
Я задался вопросом: можно ли сформировать у подростка стойкий стереотип социально – ответственного поведения в обществе? Даю не только положительный ответ, но и предлагаю свою модель социального взросления школьника в рамках моих предметов (слайд «Модель»).
Как учитель истории и обществознания, работающий в формате ФГОС, я понимаю, что приверженность учителя к знаниевой парадигме является препятствием к созданию системы педагогической поддержки социального взросления школьников. Именно по этой причине достижение метапредметных результатов является для меня значимым при подборе технологий, методов и приемов на уроке и внеурочной деятельности. Ученик является субъектом учебно-воспитательного процесса «Я – Личность». Гражданское становление школьника происходит по пяти направлениям:
 «Я – Гражданин», формирование правовых знаний и умений, содействие повышению уровня правовой культуры молодого поколения
 «Я – Эколог», повышение уровня экологической культуры
 «Я – Доброволец», содействие нравственному воспитанию и формированию ценностных ориентиров. Поддержка и стимулирование социальной активности школьников на решение социально-значимых проблем.
 «Я – Менеджер», помочь школьникам эффективно использовать свои ресурсы (время, способности и т.д.), совершенствование навыков управления собой, коллективом.
 «Я – Хозяин», повышение финансовой и экономической грамотности молодого поколения.
Каждое направление самостоятельно и может строиться как линейно, так и во взаимосвязи.
Предлагаю вашему вниманию наиболее эффективные технологии, методы и приёмы работы внутри данных направлений.
Игровая технология
Проектная технология
Технология сотрудничества
Личностно-ориентированная технология.

Методы:
Словесные
(Дискуссии)
Наглядные
(Просмотры фильмов и роликов)
Практического обучения
(Творческие работы, практические занятия)
Проблемного обучения
(Эврестический или частично-поисковый)
Тренинги
Круглый стол
Метод проектов
Приёмы: логическая цепочка
Корзина идей.

Как понять, что модель работает эффективно?

Критерии оценивания: качественные и количественные.
Качественные показатели:
- рост качества обучения
- повышение интереса к общественной и социальной деятельности школы, района, города, республики
- активное участие в конкурсах и олимпиадном движении
- определение собственной позиции в общественной и гражданской деятельности
- проектная и социально-активная деятельность
- рост показателей ОГЭ и ЕГЭ
- устойчивое проявление социально-активной позиции сохраняется и после окончания школы
Количественные показатели:
- актив школьного ученического самоуправления составляет 47 человека с 8 по 11 классы
- учениками проведено 17 благотворительных мероприятий и 23 социальные акции
- в эколого-просветительском проекте «Зелёное ГТО» приняли участие 153 человека
- школьники принимают участие в работе 7 общественных организаций
- рост качества по предмету 13%
- в 2016-2017 учебном году 2 призёра, в 2017-2018 уже 1 призёр

Моё педагогическое кредо: «Научить ученика можно разными способами, мой путь это личный пример и мой жизненный опыт».
Я направляю учеников быть социально-ответственными гражданами и сам являюсь таковым.
Возглавляю ассоциацию молодых педагогов Советского района города Казани, занимаюсь добровольческой и эколого-просветительской деятельностью, вхожу в Общественную молодёжную палату при Государственном Совете Республики Татарстан с 2009 года.
Разрабатываю и реализую различные социальные проекты. Один из самых успешных из них это «Зелёное ГТО», который направлен на повышение уровня экологической культуры молодёжи силами добровольцев.
В проекте приняли участие более 1500 человек и сейчас он вошёл в число 3 лучших добровольческих инициатив во Всероссийском конкурсе «Доброволец России».

Считаю, что реализация модели гражданского становления школьников через курс «Обществознания» поможет в воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
и самое главное, что такому молодому поколению можно будет доверить будущее страны.