SMI.KAZANOBR.RU Учитель года города Казани-2024

Опыт работы классного руководителя

20160901_101734

Опыт работы классного руководителя по теме:
Патриотическое воспитание и социализации личности учащихся.
Ахметзянова Л.С., учитель МБОУ «Гимназия №4»
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Толстой Л.Н.
Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию. К самопознанию и саморазвитию способна активная, интеллектуальная личность.
Одним из важнейших факторов модернизации России является развитие личности гражданина. В числе важнейших проблем на первое место встают вопросы духовного и нравственного воспитания молодого поколения. Как научить ребёнка любить Родину, национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый взрослый. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, находим образец - общечеловеческие ценности и идеалы. Очень важно оградить детей, подрастающее поколение от пустоты души, бездуховности.
Моя методическая тема «Патриотическое воспитание и социализации личности учащихся» реализуется через систему внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий, через различные проекты. В основе системы воспитательной работы лежит духовно-нравственное воспитание личности: этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения и гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее психическое и физическое развитие.
Задачи деятельности классного руководителя определяются с учетом возрастных особенностей:
1. Содействовать обогащению духовного мира, нравственных смыслов, формирование мировоззрения, развитие познавательной активности.
2. Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся, организовать развивающую деятельность.
3. Формировать коммуникативные умения и навыки.
4. Формировать у обучающихся и духовных ориентиров.
5. Формировать здорового образа жизни, безопасного поведения, правовых знаний.
Функции работы классного руководителя.
1. Аналитическая;
2. Организационно-информативная;
3. Регулирующая;
Формы воспитательной работы.
1. Индивидуальная
2. Групповая

Я являюсь классным руководителем 7 В класса. В моем классе 15 учащихся: 9 мальчиков и 6 девочек. Класс неоднороден по социальному статусу и национальному составу (в классе обучаются дети разных национальностей : русские, татары, азербайджанцы, таджики), поэтому формирование толерантного отношения ребенка к другим членам коллектива-важнейшая задача на всех этапах работы классного руководителя.
Один из аспектов толерантности – этническая толерантность. Поэтому для меня, как классного руководителя, важно не только формирование у школьников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Воспитание толерантности проходит через систему классных часов. Самый первый классный час «Гражданин России» о том, что Россия – многонациональное государство. Чтобы все жили дружно, нужно быть терпимыми, милосердными, добрыми, справедливыми. Учащимся были не бесполезны также классные часы на темы: «Расскажи мне обо мне», «Скажи , кто твой друг…», «Будем знакомы, будем друзьями», «Давайте жить дружно», «Расскажи о себе», «Уважая себя, учимся уважать других», «Умеешь ли ты спорить?», «Как избавиться от кличек», «Мой класс- мои друзья» и другие.
Такие беседы помогают разрешить конфликты – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей общую значимость для участников конфликта, и на этой основе – улучшение их отношений. Дети каждый раз приходят к выводу: «Поступай с другими так, как тебе хотелось бы, чтобы они поступали с тобой», – если следовать этому мудрому совету, никогда не ошибешься. Веди себя так, чтобы людям было легко и приятно жить рядом с тобой. Уважай человека, относись к нему как к высшей ценности.
Формирование толерантности направлено на то, чтобы избегать конфликтов, поэтому важным направлением в работе классного руководителя являются психологические практикумы, тестирования, анкетирования. К примеру, психологический практикум «Как бороться с конфликтами», цель которого – научить ребят оценивать конфликты и свое участие в них. Учащимся было предложено представить себя в конфликтной ситуации, оценить свое поведение в ней и ответить на вопросы теста «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации». Результаты теста позволили определить типы поведения учащихся в конфликтной ситуации.
Осмыслив свою работу, я привела в систему разрозненные мероприятия по нравственному, патриотическому воспитанию и социализации личности, четко определив задачи каждого из них и проанализировав ситуацию, сложившуюся в классе, и прежде чем приступить к планированию воспитательной деятельности. Передо мной встал вопрос: осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений? Чтобы определить это, я предложила ребятам написать сочинение на тему: «Что вы больше всего цените в людях?». С целью выявления уровня воспитанности я провела с детьми анкетирование, тестирование «Размышляем о жизненном опыте». (Приложение №1) Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, смелость, справедливость, способность к дружбе, любви. Справедливость большинство подростков понимают как честность, способность к дружбе они определяют как взаимопомощь. Любовь в представлении учащихся моего класса – это желание постоянно видеть другого человека, доверие и забота друг о друге.
Сетевое взаимодействие - это один из эффективных факторов развития и социализации личности. Сегодня система дополнительного образования – это «точка входа» будущую профессиональную деятельность, познание учеником своих способностей. При этом важно, чтобы помогал в этом ученику именно мастер своего дела, умелый человек, который будет делиться своим опытом, а значит, научит ребенка правильному отношению к себе, к своим способностям и окружающему миру. Поэтому в воспитательной работе я использую взаимодействие класса с учреждениями дополнительного образования района, города. Это ЦДОД «Заречье», ДМШ №24, ДСЮШОР «Стрела», детский научный развлекательный центр «Зарница», с музеями района, города, республики, Советом ветеранов Кировского и Московского районов и др. Охват кружковой работы моих воспитанников с каждым годом возрастает. (Приложение № 1)
Как отмечает известный русский психолог Л.И.Айдарова: «Воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребенка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать жизнь его бесцельной и скучной, бесполезной и для самого человека и для общества».
В соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ в период до 2015» одной из важных задач школьного образования провозглашено знание истории, культуры своего народа, своего края, основного культурного наследия народов России. В этом смысле велика роль поисковой музейно-краеведческой деятельности обучающихся. Поэтому в нашей гимназии большая роль отводится сегодня музею, как одному из основных средств в духовно-нравственном развитии личности и патриотическом воспитании. В гимназии открыты 4 музея. Один из них посвящен Герою Советского Союза Борису Шульгину, племянница которого Федорова Е.Б. – член Советов ветеранов Кировского и Московского районов и частая гостья нашей гимназии. В гимназии реализуется инновационный проект «Формирование «Я-концепция» средствами музейной педагогики». Проект реализуется через систему урочной внеурочной деятельности. Мною составлены: программа внеурочной деятельности «Патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики» (Приложение №2) , программа воспитания и социализация личности «Путь к успеху», в рамках которых предусмотрен цикл мероприятий, экскурсий, акций.
Основной составляющей воспитательной работы в классе также является участие класса во всех классных, общешкольных мероприятиях, конкурсах различного уровня. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в гимназии, будет способствовать:
• повышению уровня общительности каждого в отдельности;
• развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой - школа;
• формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогает заполнить досуг моих ребят интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы;
• развитию безопасного поведения и творческого потенциала обучающего.
Система классных и общешкольных мероприятий.
1. Мероприятия – традиции гимназии
2. Мероприятия на национальных традициях
3. Мероприятия военно-патриотической направленности
4. Мероприятия спортивно-прикладного направления
5. Мероприятия экологического содержания
6. Мероприятия профориентационного направления
7. Деятельность ученического самоуправления, КТД класса
8. Система классных часов.
• «Что год грядущий нам готовит?» (что - ждем мы от наступающего года, что хотим оставить в прошлом году).
• «Нам - жить в XXI веке» (морально-нравственные ценности вечны и нерушимы на все века).
• «Что такое порядочность?» (еще раз о вечном).
• «Защищать Отечество - твоя святая обязанность или вынужденная необходимость?» (Ко Дню защитника Отечества посвящается).
• «Храбрости павших поем мы песню...» или «Никто не забыт - ничто не забыто...» (помнить, чтобы не повторилось).
• «Женские истории...» (к Международному женскому дню).
• «Спорт — ты жизнь...» (актуальным ли остается вопрос о ведении здорового образа жизни).
• «Моя семья» (взаимоотношения детей и родителей)
• «Твое здоровье, твоя безопасность – в твоих руках»
Секрет успеха классного руководителя – это благоприятное взаимодействие с родителями обучающихся своего класса. Поэтому девизом моим является в этом направлении: «Родители учеников – мои главные помощники».
В ФГОС прямо указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды». Духовно-нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественностью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящие перед школой и обществом. Поэтому важным стало правильно расставить приоритеты в работе с родителями.
План работы с родителями включает не только индивидуальные беседы, консультации, общие собрания, но и коллективные, совместные дела. (Приложение №3)
Классный руководитель – педагог профессионал, который может разглядеть в каждом ученике личность, развивать то ценное, что заложено природой. При правильном планировании работы и постановке цели достигается успех, потому что движение к цели – это не мрачная упертость, а энергия поступательного движения. Новые силы помогут дойти до конца и поставить еще более сложные задачи, и я вижу результаты нашего совместного труда с родителями, с учащимися. Учащиеся моего класса не только участники, но и призеры различных конкурсов. Как любая работа, воспитательная работа должна прогнозироваться, анализироваться, контролироваться. Главный инструмент в этом мониторинг. (Приложение №1)

Прикрепленный файлРазмер
работы классного руководителя по теме.docx1.88 Мб